Тралмастер - профессия творческаяНекоторые думают, что труд рыбака – исключительно дело техники. Мол, выполняешь однообразную работу «на автомате», и большего от тебя не требуется. Спешу вас убедить, что это – взгляд непосвященных. На самом деле в море без вдохновения и творческой смекалки – никуда. В этом меня убедил Владимир ЛЯКИШЕВ, признанный лучшим тралмастером года. |
- Владимир Евгеньевич, рыбацкая профессия – ваш осознанный выбор?
- В 1985 году окончил рыбопромышленный техникум и пошел работать в управление промыслового флота. Был период, когда пытался устроиться на берегу, но как-то не сложилось – снова вернулся в море. Так тружусь по сей день. Мой отец оканчивал этот же техникум в самом первом выпуске – работал всю жизнь технологом в цехе по изготовлению орудий лова. Такой интересный тандем у нас получился: он делал орудия лова, а я на них работал непосредственно в море. В 2004 году отучился уже в КГТУ по специальности «инженер промышленного рыболовства».
- С детства о кораблях мечтали?
- Я родился в селе Устьевое Соболевского района. Поэтому, наверное, в детстве и была мечта пойти в море – все-таки на побережье жили, постоянно видели, как МРСки приходили-уходили. Так оно и вышло. Сначала трудился матросом 2-го класса, затем – 1-го, потом за хорошую работу поставили помощником тралмастера, ну а позже и сам тралмастером стал. Скажу вам откровенно, мне посчастливилось поработать на всех видах промысла (даже стальные неводы на «прибрежке» ставить приходилось) и на всех типах судов, начиная с РС-300 и заканчивая филейщиками. На последнем БАТМ «Акрос» работаю уже 12 лет.
- В чем заключается ваша работа и что в ней самое главное?
- Снабжение, настройка орудий лова на промысел, обеспечение средствами спецзащиты, организация процесса, обучение матросов, в том числе, правилам техники безопасности…
Самое сложное и главное – правильно настроить орудия лова. Вид настройки будет зависеть от разных факторов: глубины, с которой будет вылавливаться продукция, от вида рыб. Конечно, сразу идеально настроить трал не всегда просто. Нужно пробовать, подбирая наиболее подходящий способ. Однако и время промысловое ограничено. Поэтому работа тралмастера всегда сопряжена с риском. В связи с этим нельзя умалять значимость интуиции.
- Как узнать, насколько эффективно вы сработали?
- Мы ориентируемся на информацию, поступающую с других судов. И если вы, к примеру, выловили 10 тонн, а ваши соседи в том же месте – 40, стоит задуматься. Значит, что-то не так с орудиями лова. Сразу начинаешь проверять, перенастраивать и добиваешься нужного результата.
- Как со временем меняются орудия лова?
- Постоянно! С тех пор, как я пришел в рыбную отрасль, они все изменились полностью. Дело в том, что теперь нет столько рыбы, сколько было раньше. Я бы даже сказал, что она стала «умнее» и мельче, поэтому ловить ее стало заметно сложнее. Да и кальмар тоже: если раньше его вылавливали в донном варианте, то теперь – в придонном… В общем, в настоящее время на поиск и вылов рыбы приходится тратить больше времени и сил. Да и тралы теперь используются в 2 раза шире по периметру.
- Тралы изготавливаются на Камчатке?
- До недавнего времени в «Акросе» был цех по изготовлению орудий лова. Но полгода назад он закрылся. Пока пользуемся тем, что осталось. Вскоре, видимо, придется «закупаться» за границей. Они, конечно, вначале обходятся дороже, но зато окупаются быстрее. Отмечу, что отечественное орудие служит примерно год, а импортное можно и 5 лет использовать.
- Закупка и выбор орудий лова – задача тралмастера?
- Безусловно. Но это обсуждается с капитаном судна. Оформляешь заявку и доказываешь, почему необходимо именно такое орудие. Кроме того, постоянно общаешься с коллегами – прислушиваешься к их мнению, перенимаешь опыт. Хотя, конечно, у каждого тралмастера есть свои секреты, о которых он никому не рассказывает. Раньше, когда был цех, можно было туда адресовать свои пожелания. Там изготавливали орудия лова, учитывая твои рекомендации. А когда мой отец работал, мы с ним много моих задумок внедряли…
- Какой период трудового пути запомнился больше всего?
- Вы знаете, разное запоминается. Когда видишь, что рыба идет, – всегда душа поет! Самый красивый промысел – это сайра: море «кипит», чешуя переливается на свету… А когда на ярусе работаешь – там уже азарт рыбацкий просыпается. В общем, адреналин везде есть. Когда только в моря ходить начинал – у меня глаза горели, такой интерес живой был! Это теперь уже все больше другим свой опыт передаешь. Хотя, безусловно, уровень знаний приходится повышать постоянно, так как техника не стоит на месте, все развивается, совершенствуется. Поэтому если год-два работать по специальности не будешь – долго наверстывать придется.
Кстати, нам всегда приходится работать в непредвиденных обстоятельствах. Если трал прорвется – а порывы бывают разной сложности – нужно срочно ремонтировать. Бывает, что орудие лова вообще теряется. В таких случаях срочно его вылавливаешь, ремонтируешь и снова устанавливаешь.
- На каких судах работается комфортнее?
- Честно говоря, на импортных. На них проще работать – они действительно сделаны для промысла. На старых отечественного производства до сих пор слишком много ручного труда – их давно необходимо автоматизировать. А это процентов 80–90 камчатского флота. Понятно, что это большие затраты человеческих сил, но менять весь флот резко никто не станет, так как это очень дорогостоящее мероприятие. К тому же, старый флот все равно приносит прибыль.
- А если хочешь попасть на какое-то определенное, более новое судно – это сложно?
- Все зависит от того, как ты себя зарекомендуешь. Вы же понимаете, что кого попало никто брать к себе на судно не хочет. Я, к примеру, сам подбираю себе команду. Как только новый человек приходит, сразу к нему приглядываешься, чтобы знать, что он собой представляет. И это даже если специалист с рекомендациями пришел, потому что итог работы будет зависеть, в первую очередь, от команды.
- Что вас вдохновляет на творческий поиск в труде?
- Здоровая конкуренция. Если на других судах будут ловить лучше, чем я, кто меня будет держать? Безусловно, это важно и для личного морального удовлетворения. Поэтому каждый тралмастер старается работать лучше.
- Кто стал для вас примером для подражания в вашей сфере деятельности?
- Был такой тралмастер – Евгений Корж. Он оказал на меня большое влияние, многому научил. Теперь он живет не на Камчатке. А вообще, стараешься прислушиваться ко всем. Иногда, бывает, молодой специалист скажет что-нибудь, как ему кажется, невпопад, а на самом деле вещь умную и полезную. Кстати, есть матросы, которые по опыту переплюнут любого тралмастера. Поэтому нельзя пренебрегать ничьим опытом. Кроме того, нередко другие рыбаки выходят на связь, чтобы спросить совета. Сами понимаете, хороших тралмастеров немного.
- Почему?
- Сегодня никто на эту должность идти не хочет. В воде, на палубе большие физические нагрузки, ответственность… К тому же, на промысловой палубе – самая тяжелая работа. Скажем так, это зона повышенной опасности. К счастью, на моем опыте серьезных несчастных случаев не было, но на других судах – бывали. Благо работает, в основном, народ опытный: у меня 2 сменных и оба старше меня.
- А как же подрастающее поколение?
- С молодыми приходится плотно работать – 5–10 вахт стоишь с новичком рядом, все объясняешь. Но от такой проблемы, как нехватка кадров (особенно рядового состава) никуда не денешься. Все просто: заработная плата должна быть соответствующей. Раньше рыбак после одного рейса квартиру мог купить – сегодня и через два года работы это крайне сложно. К тому же, практически те же деньги теперь можно заработать на берегу.
- Победа в конкурсе была ожидаемой?
- Не могу сказать, что был сильно удивлен. В советское время управление промыслового флота проводило похожие конкурсы на местном уровне – я тогда стал лучшим молодым специалистом. Потом как-то перестали проводить подобные мероприятия, а теперь вот возобновили. Вообще, хорошо, что проводятся такие конкурсы, – у человека должен быть стимул в работе. Это заставляет развиваться.
- Хотели бы вы, чтобы династия рыбаков в вашей семье продолжалась?
- Сыну сейчас только 10 лет. Я периодически беру его на судно. Но выбор будет за ним.