Газета «Рыбак Камчатки»

"Хочется быть полезным"

Правильно говорят, что от судьбы не уйдешь. И если мальчика в детстве хлебом не корми, но дай собрать какую-нибудь машину из разных «железяк», то можно не сомневаться – повзрослев, он продолжит в том же духе. Да еще и станет лучшим в избранной деятельности. Это я о механике технологического оборудования Андрее КОТЕЛЬНИКОВЕ.

- Андрей Павлович, чем был обусловлен выбор профессии?

- Начну с того, что я вырос в поселке Рыбачий. Отец у меня был командиром подводной лодки. Он частенько брал меня в детстве с собой на работу, рассказывал о своей военной деятельности. Все шло к тому, что я изберу тот же путь. Но в итоге выбрал другую профессию – потому что, наверное, устал видеть людей в черном еще в детстве. Уже в 9-м классе знал, что пойду учиться в наш техникум. Долгое время работал матросом тралвахты. Затем поступил в КамГТУ, после окончания которого (специальность – «инженер технологического оборудования») у меня появилась семья. А семью, как известно, надо кормить. Так с 2003 года работаю в Акросе.

- Помните первую морскую практику?

- Моя первая морская практика состоялась в 1998 году на БАТМе «Мыс Левашова». И первый же рейс преподнес мне сюрприз. Дело в том, что сначала планировалось, что я иду в море на месяц, а вышло – на полгода. Но я был весьма доволен, потому как получил первые заработанные самостоятельно деньги, на которые купил машину и оплатил учебу в политехе. Я и сейчас думаю, что одним из определяющих факторов моего профессионального выбора стал заработок. И хотя, в принципе, есть возможность зарабатывать и на берегу – я пока не хочу, так как есть интерес к новым машинам, а на берегу в этом смысле меня удивить в общем-то уже нечем.

- Чем вас привлекает работа механика технологического оборудования?

- Профиль моей работы огромен. Я могу работать в разных сферах: от горнодобывающих комбинатов до обслуживания игровых автоматов. Другими словами, на любом производстве, которое имеет технологическое оборудование. А если говорить про море, то здесь моя работа начинается после выливки рыбы в бункеры. Транспортеры, сортировочные, рыборазделочные и фасовочные машины, морозильные шкафы, рыбомучная установка – все в моем ведении. Я бы сказал, что спектр моей работы не меньше, чем у второго дизельного механика. И это действительно интересно.

Конечно, я по 8-9 месяцев в году нахожусь в море, что для меня нормально. Знаете, это спокойная работа. Потому что по прошествии года на судне, ты его знаешь, как свои пять пальцев, со всеми его нюансами. И ничто тебя от работы не отвлекает, как это часто бывает на берегу.

- А как же конфликты?

- На судне редко случаются конфликты, из-за которых человек уходит с парохода. Так как до конца рейса у каждого есть время подумать и остыть.

За 9 лет моей работы у меня было только 2 отпуска. Постоянно остаюсь в ремонтах и работаю – просто не могу уже жить иначе.

- На каком судне сейчас трудитесь?

- До последнего времени работал на БАТМ «Акрос», но в ближайшее время грядут перемены. Скоро полечу в Корею осваивать новый «испанец» «Борис Трофименко». Мне предстоит произвести переоборудование парохода, так как он работал в условиях южных вод и выпускал филейные продукты. У нас же по плану – изготавливать на нем минтай без головы. В октябре, после переустановки основных линий производства, пойду на нем в море.

А вообще, на каждом пароходе масса нюансов, которые знает только механик. К примеру, был случай, когда продали судно, но у новых хозяев на нем постоянно что-то не работало – так оно и простояло без дела 3 месяца. Зато когда нашли механика ТО, работавшего на нем последнее время, все оборудование запустилось моментально.

- Почему вы решили перейти на новое судно? Чем прежнее не устраивает?

- Всем устраивает. Но мне интересно узнавать что-то новое. Я считаю, что самообразование – крайне важная штука. Понимаете, хоть в России и много чего изобретается, но на мировой уровень выходят лишь считанные единицы машин рыбоперерабатывающей промышленности.

Конечно, радует то, что на нашем предприятии раз в 3-4 года всегда стараются что-то менять в плане оборудования. К примеру, в прошлом году мне на судно поставили машину для выпуска обесшкуренного кальмара.

- Так как вы оцениваете уровень обработки камчатской рыбопродукции?

- Конечно, есть говорить о качестве выпускаемой продукции – Камчатка занимает достойное место на общероссийском и даже мировом уровне. Ну а если говорить о рыбоперерабатывающем оборудовании, то отстаем значительно. И если, к примеру, на обслуживание машины немецкого производства мне хватает межрейсового ремонта, то русские еще в рейсе раза два «перебрать» приходится.

- Какие еще страны производят качественное оборудование?

- Наряду с немецким высоко ценится норвежское. Но на Камчатке оно установлено на меньшей части судов. Зато теперь все необходимое активно выпускают Корея и Китай. В чем-то китайское оборудование хуже даже русского, но зато заметно дешевле. К примеру, немецкая рыбомучная установка стоит 1 млн. евро, русская – примерно 250 тыс. долларов, а китайская вместе с установкой – около 300 тысяч долларов.

- Как справляетесь с непредвиденными ситуациями?

- Аварийная ситуация в моем блоке – уже форс-мажор, так как сразу останавливается весь процесс на судне. Поэтому я прикладываю максимум усилий, чтобы ничего не ломалось, и рейс проходил благополучно. Тем более, что и капитаны бывают разные – каждый по-своему реагируют на ситуации, когда что-то ломается. Следовательно, лучше этого не допускать.

- Сложно быть старшим механиком? Не всем по душе лишняя ответственность…

- Ответственность лишней не бывает. Сложно стало находить механиков технологического оборудования, которые хотят ходить в море. Я лично занимался поиском кадров, для чего ходил в наш КамГТУ, проводил экскурсии на норвежских пароходах, где хорошие условия работы, оставлял номера телефонов…За 4 года моих поисков никто так и не пришел! А кто приходит сейчас – не пытаются самообразовываться. Хотя их можно понять: нет достойной зарплаты – нет стимула. Поэтому сегодня кадровая проблема стоит ребром.

- Как еще это проявляется?

- Сейчас по приходу из зимнего рейса у нас списалось и уволилось примерно 98% экипажа. А 90% работающих теперь матросов обработки – с Краснодарского края. Вы понимаете, что это люди, которые и моря-то толком в своей жизни не видели. Поэтому бывает сложновато их обучать.

- Вы обмолвились, что увлекаетесь байкерством. Как давно? Чем еще увлекаетесь?

- В 8 классе отец имел неосторожность купить мне мокик – с тех пор все и началось. Я был в восторге! Потом стал сам переделывать его под мотоцикл. Так все и завертелось на долгие годы. Затем вступил в мотоклуб, где некоторое время занимался с молодежью, но он, к сожалению, развалился. К счастью, остались увлеченные друзья, с которыми мы до сих пор гоняем в свободное время. Можно сказать, что я – один из основателей байкерского движения на Камчатке.

Кстати, последние 3 года являюсь донором крови – очень хочется быть полезным и хоть как-то помочь миру.

- Расскажите про сына. Кем видите его в будущем?

- Моему сыну 8 лет, и я периодически беру его на судно. Но в море я его не вижу. Все же сегодня есть масса специальностей, где достаточно ручки или клавиатуры. Правда, для физического развития это далеко не идеально…

- Много планов на дальнейшую жизнь?

- Прежде всего, смотрю в будущее позитивно и надеюсь, что все планы сбудутся. Хочется переехать с семьей в центральную Россию и жить там. Но работу менять я не собираюсь.

- Как вам участие в конкурсе?

- Участвовать очень понравилось. Сначала шел с небольшой опаской, ведь много лет ничего подобного не проводилось. Надо почаще такие мероприятия устраивать, глядишь, у людей снова проснется интерес к рыбацкой профессии. Кстати, на будущий год буду участвовать снова.

Дарья ЧЕРНЕНКО.