Где свежая рыба?Общеизвестно: наш край – самый рыбный в стране. Везде нам трубят, что путина в этом году бьет все рекорды. Почему же тогда в нашем городе не найти свежей рыбы? |
Надо признать, что городские власти время от времени возбуждаются этой проблемой, начинают проявлять рвение и заботу о населении, пытаясь продвинуть свежую рыбу в массы. Радости это не приносит ни массам, ни власти.То есть, хотят как лучше, да вот получается пшик.Скажем, лет 10 назад функционировала постоянная торговая точка по продаже социальной свежей рыбы чуть ли не с борта судна. Она располагалась на конечной остановке на Моховой, работала по расписанию, известному лишь продавцу, Не очень здоровым бабушкам и дедушкам приходилось тащиться в эту тьмутаракань, часами стоять на жаре или холоде (не было ни лавочек, ни какого-то укрытия от дождя и ветра). И все равно они туда приезжали – купить рыбки подешевле. Но прослышали об этой рыбе коммерсанты-спекулянты, стали скупать ее оптом, а пенсионером ничего приличного не доставалось, разве что протухшая или мятая-перемятая продукция. На этой стадии идея поддержки малоимущих тихо умерла.
А еще для продажи рыбы был выделен целый рынок на пятом километре. Рынок остался, а рыба – нет. Есть подозрение, что акцию спланировала чья-то умная голова: под благотворительный шумок прихватить добрый кусок земли в самом центре города. Теперь это торговый центр «Диксон»… Китайцы в него вписались очень органично и живут припеваючи за счет своего ширпотреба. А свежая рыба оказалась не нужна. Запах, знаете ли, от нее, толчея, коты бездомные шастают...
В этом году Камчатка изобильна и по белорыбице, и по лососям. Но сколько же нам с вами досталось из такого громадья лично? Намного меньше, чем нашим соседям – китайцам, корейцам или японцам, хотя наша самая гуманная Конституция пунктом, кажется, девятым гарантирует нам свободно пользоваться всем, что лежит в недрах региона (а лежит там ой-ой-ой), плавает, бегает по тундрам, лесам и болотам, летает и лазает по деревьям. Но, оказывается, теоретически это существует, а практически, как говорил поэт, «мимо носа носят чачу, мимо носа алычу». Даже за свои деньги.
На этой неделе автор этих строк задался целью найти места, где можно приобрести свежие дары моря и определить, много ли их вообще в городе?
Были посещены рынки на СРВ, КП, Силуэте, у магазина «Берегиня», на Северо-Востоке, новый рыбный магазин «41 регион» на Садовой, а также магазин рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина в Сероглазке.
Результаты оказались неважными, просто плохими. Впору брать сети и начинать заниматься самозаготовками.
Итак, рынок СРВ. Здесь рыбой торгует один магазин, но свежей в нем и не пахло. Продавщица сказала, что она появляется в зависимости от улова и, скорее всего, будет в пятницу.
Рынок на КП оказался самым богатым на «свежак». Тут было целых три места, где можно его купить. В первом встретили приветливо, даже разрешили фотографировать продукт. По ценам: кг горбуши 40 рублей, кижуч 200, кета и минтай по 60 рублей.
Во втором рыбном ларьке ассортимент представляла кета по 50 рублей.
В третьем красовались свежемороженные чавыча по 250-300 рублей за килограмм и нерка по 100 рублей.
Силуэт. Рассчитывал, что на самом большом продуктовом рынке города уж точно есть много свежей рыбы. Но тут меня постигло жестокое разочарование. В рыбном отделе из всех прилавков только один занят продажей свежих даров моря, да и на нем не сказать, чтобы их было много. На прилавке на меня глядели снулыми глазами три кетины по 60 рублей и красавец-кижуч по 180, рядом, наполовину укороченная, лежала насмерть промороженная чавыча по 350 рублей.
Рынок напротив магазина «Берегиня». Там постоянно продают рыбу, даже свежая есть, но выглядела она как-то … не очень. Как сейчас говорят, полный отстой. Стоимость божеская: кижуч по 130 рублей, кета по 60, горбуша по 30 рублей.
Новый магазин на улице Садовая. Там свежую рыбу вообще не продают.
На Северо-Востоке ожидал увидеть машины со свежей рыбой (видимо, браконьерской), которые обычно всегда там стоят, но в тот день их «не стояло». Свежих даров моря в этом районе нет вообще. Единственный рыбный ларек на рынке продажей свежевыловленных рыб не занимается.
Последний пункт поиска – район Сероглазка, магазин рыболовецкого колхоза имени Ленина. В нем меня встретила уставшая продавщица и сообщила, что свежей рыбы в ближайшее время ждать не приходится. (Правда, справедливости ради надо отметить, что это чуть ли не единственное место, где можно купить и лососей, и белорыбицу прямо, как говорится, с пылу, с жару).
Результаты. Только-только пойманного продукта даже в краевом центре днем с огнем не найдешь. О других населенных пунктах даже говорить не хочется В связи с этим возникает довольно резонный вопрос: «Почему?».
Подозреваю, что вся наша рыба вывозится либо за «бугор», либо на материк? Почему нам достается только мороженый продукт, с которым впору идти не на кухню, а на баррикады, употребляя его в качестве орудия пролетариата? Как можно говорить о том, что путина бьет все мыслимые рекорды, обделяя ее результатами жителей города и полуострова? Мне что-то не попадались на глаза заявления о том, что власти озаботились этой проблемой и пытаются сделать хоть какие-то попытки ее разрешить.
Цены – разговор особый. Ну не может себе позволить подавляющее большинство камчатцев покупать чавычу по 300-400 рублей за килограмм, которая пришла к нашим берегам, в наши реки в то время, как уже упомянутые наши соседи или жители столицы едят ее (да и не только ее) по более низкой стоимости. Пример навскидку: в Москве олюторская сельдь в магазинах продается по 96 руб/ кг, а у нас едва ли не вдвое дороже. В общем, спасибочки, дорогие наши власти, депутаты, делегаты, кандидаты и лауреаты за заботу о нашем питании. Спасибо и браконьерам. Если бы не они, пенсионеры давно бы забыли вкус лососины, которая некогда в путины в изобилии присутствовала в их меню.
В общем, совместными усилиями нас упорно отучают есть свежую рыбу. В каких-то точках земного шара она, видимо, нужнее. Народ это понимает, смирился и даже не ропщет. Одно только мучает: неужели отвращение к свежей рыбе чувствуют и депутаты, министры, труженики того же «рыбного» министерства, территориального управления Росрыболовства, все, кто надзирает и охраняет гигантские рыбные богатства. Пусть хоть эта небольшая прослойка сохранит аппетит, раз его отбили у остальных.