Министру донесли проблемы Камчатки26 сентября министр сельского хозяйства России Николай Федоров провел в Петропавловске итоговое совещание по результатам своего визита на Камчатку. |
Несколько дней длилась его поездка, которая была связана с заданием руководства России скорректировать правила и методики распределения государственной поддержки по регионам в связи с тем, что с января будущего года начнет действовать новая госпрограмма развития отрасли. Невозможно для каждого субъекта страны, имеющего свою специфику, формировать отдельные программы, но дифференцировать, конкретизировать с учетом объективных факторов и региональных нюансов – необходимо, считает министр.
26 сентября в малом зале собрались руководители крупнейших предприятий агропромышленного комплекса Камчатки и владельцы крестьянско-фермерских хозяйств. Именно при общении с ними Николай Федоров рассчитывал подпитаться их энергией, мыслями, болью и предложениями – ведь здесь собрались профессионалы со своими наболевшими проблемами и сформированными предложениями. И он получил все, на что надеялся. На совещании с докладами выступили руководители краевых министерств сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, рыбного хозяйства и агентства по ветеринарии. С учетом специфики края в ходе совещания были детально рассмотрены вопросы поддержки и развития рыболовства.
Руководитель агентства по ветеринарии Марина Ништа рассказала, что из-за экономических и географических особенностей региона порой просто невозможно работать в соответствии с буквой ветеринарного законодательства. Приходится практически каждый раз прописывать особую схему их оформления, доставки проб на лабораторные исследования. По мнению руководителя агентства по ветеринарии, необходимо делегировать субъектам федерации полномочия по определению порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов при транспортировке поднадзорных грузов по России, что позволило бы избежать формального подхода, снизить административные барьеры.
Председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко обратил внимание на то, что наделение ветеринарной службы функцией проверки безопасности рыбопродукции – совершенно излишне. По его словам, этой задачей занимается столько всяких структурам и агентств, что «они просто выжимают соки» из рыбопромышленников. Компании получают госуслугу от Росрыболовства в виде рыболовного билета или разрешения на добычу определенного количества рыбы. Значит, раз разрешили ловить рыбу, то она должна считаться безопасной. Компания потратилась, снарядила судно, выпустила в море, а ее заставляют везти улов на берег, чтобы проверить, что же наловили рыбаки. Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко в свое время подтвердил, что нет ВетПИНов на морскую рыбу, продукцию из которой производят по СанПИНам.
Что же тогда проверяют ветеринары? Этот механизм должен быть адекватен опасности, которую представляет рыбопродукция для жизни и здоровья людей, подчеркнул министр рыбного хозяйства края Владимир Галицын. Пример тому – авария на атомной станции в Фукусиме. Уже и последствий аварии нет, и доказана чистота Охотского моря, и ни одной «радиоактивной» рыбы не было поймано. Однако до недавнего времени были требования проведения лабораторных радиологических исследований. Нужно ликвидировать эту систему излишних административных барьеров, и тогда всем станет легче работать, считает Владимир Галицын. Иначе из-за этого рыбопромышленные компании продолжат разбегаться с территории субъекта. По данным Сергея Тимошенко, в прошлом году 11 предприятий рыбопромышленной отрасли перепрописались в других регионах России, в этом году уже 12 фирм ушли с Камчатки от излишних административных нагрузок. А ведь это налоги, решение социальных проблем.
Были и другие вопросы при разговоре на тему рыбопромышленного комплекса. К примеру, Сергей Тимошенко отметил, что если говорить о прибрежном рыболовстве, то нельзя менять устоявшуюся практику переработки уловов: «мы просим дать возможность обрабатывать рыбу в море на судах». А Владимир Галицын рассказал, что постановление от 19 марта 2008 г. № 184 о порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах замечательно действует для судов, которые уходят за границы России – их оформляют максимум 3 часа. Суда, везущие рыбопродукцию на внутренний рынок, могут оформляться чуть ли не неделю.
- Я сторонник снятия административных барьеров и уменьшения влияния федеральной ветеринарной службы, – заметил в своем заключительном слове Николай Федоров. Согласен министр и с тем, чтобы разрешение на вылов рыбы являлось одним из главных документов, которые бы позволяли говорить о безопасности рыбы. Но этого, по мнению министра, недостаточно. Одновременно должна быть «гарантированная просматриваемость» рыбопродукции, чтобы не было отклонений ни в чем. Россельхознадзор и Росрыболовство находятся в ведении министерства сельского хозяйства России. Здесь будут выслушивать все аргументы и понимают, что по некоторым вещам этим ведомствам сложно уступить друг другу. Но министерству, в конечном счете, принимать решение, и оно должно быть таким, чтобы победила не та или иная структура, а потребитель и страна в целом.
Что касается прибрежного рыболовства, то министр сообщил, что в середине сентября в правительство России для согласования внесена единственная согласованная со всеми редакция нормативно-правового документа. Все остальные редакции и законодательные инициативы – в стадии очень ожесточенной борьбы групп депутатов и сенаторов. «Я сторонник максимальной либерализации правил прибрежного рыболовства, – заметил Николай Федоров. – Но есть разные подходы к этому. Можно идти в лобовую с документом, который не пройдет, а можно идти с документом, который пройдет первое чтение. Надеюсь, что у меня получится максимально защитить интересы развития рыбопромышленного комплекса Камчатки в том ключе, в котором представляете его вы. У меня нет расхождений с представителями Камчатки. Только дайте некоторое время. Я беру на себя обязательство решить эти вопросы рационально с выгодой для развития экономики рыбохозяйственного комплекса».
На вопрос, не считает ли министр сельского хозяйства, что рыбная отрасль заслуживает отдельного министерства, Николай Федоров ответил, что он давно работает в большой политике и СССР, и России на участках, которые требуют государственного подхода, и хотел бы сразу отмести зацикленность людей, которые говорят: «Мне или организации нужно получить тот или иной статус, и тогда проблемы будут решены». Это совсем не так, считает министр: «Все зависит от правильной организации системы управления. А вопрос статуса имеет второстепенный вопрос по отдаленности от конечного результата. Разговоры о том, какой должен быть статус, очень сильно отвлекают от дела, которое страдает».
Увиденное на Камчатке порадовало министра. Николай Федоров отметил, что движение и поиски камчатского правительства и бизнеса, в том числе рыбопромышленного, идут в правильном направлении. Министр готов оказать в этом максимальную поддержку. В том числе в принятии закона об аквакультуре, которое может состояться уже в этом году. Благодаря этому Камчатка должна стать заметным регионом в развитии аквакультуры. Министр пожелал полуострову успеха в этом и заверил, что в политике есть люди, которые понимают проблемы жителей Камчатки и постараются адекватно на них откликнуться.