Правила оформления маломерных судовДо разработки нормативной базы при классифицировании и освидетельствовании маломерных судов Российский морской регистр судоходства будет руководствоваться прежними правилами ГИМС. |
Изменения в порядок оформления и получения документов РС на маломерные суда, зарегистрированные ранее в ГИМС МЧС России, были внесены Федеральным законом № 36 (от 23 апреля 2012 г.) и вступили в силу с мая текущего года. Новые правила вызвали ряд трудностей у владельцев рыбопромысловых маломерных судов, поскольку потребовалось преодолевать технические проблемы неотрегулированного процесса регистрации.
Этот вопрос, в частности, поднимался на заседании Приморского рыбохозяйственного совета руководством ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья. «Сегодня для регистрации и плавбазы, и маломерного судна применяются одинаковые ставки. Это может существенно повлиять на рентабельность рыбопромысловых компаний и в целом негативно отразиться на рыбной отрасли Приморья», – обратил внимание глава АРПП Георгий Мартынов. За разъяснениями по возникшей проблеме приморские рыбаки обратились в Российский морской регистр судоходства.
В ответном письме специалисты РС проинформировали о работе в рамках новых правил. Отмечается, что регистрационные и классификационные документы, выданные или подтвержденные ГИМС до 25 мая 2012 г., являются действительными до ближайшего периодического освидетельствования (очередного или ежегодного). После указанной даты освидетельствование осуществляется при условии выполнения требований закона «О государственной регистрации, классификации и освидетельствовании судов».
В соответствии с изменившимся законодательством под определение «маломерное судно» подпадают суда с максимальной длиной менее 20 м и числом людей на борту до 12 человек. Для таких плавсредств (при наличии действующих судовых билетов, выданных ГИМС) по заявке судовладельца освидетельствование проводится в местном подразделении РС. До разработки нормативной базы при проведении классификации и освидетельствования маломерных судов Регистр будет выдавать акт на соответствие требованиям правил классификации, постройки и обеспечения эксплуатационной безопасности судов, поднадзорных ГИМС РФ. «В этом случае правила ГИМС рассматриваются как национальные требования Морской администрации РФ», – отмечается в письме Российского морского регистра судоходства.
Этот акт будет являться основанием для регистрации маломерного судна у капитана порта по месту прописки.
По результатам классификации судну устанавливается соответствующая категория района плавания, учитывающая вероятные ветро-волновые условия плавания и удаленность от места убежища (аналогичные ограничения устанавливались ГИМС).
Также подчеркивается, что общий порядок организации и проведения освидетельствования маломерных судов аналогичен процедурам ГИМС. Предусмотрены первоначальное, ежегодное и пятое ежегодное расширенное освидетельствования. Первоначальное проводится перед государственной регистрацией судна: проверяется техническая документация, устанавливается вместимость, обязательные условия, нормы и технические требования по грузоподъемности судна и пассажировместимости и т. д.
Для маломерных судов индивидуальной и промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом паспорте, дополнительно проводятся испытания мореходных качеств.
К рыболовным судам длиной свыше 20 м, но менее 24 м будут применяться действующие правила классификации и постройки малых морских рыболовных судов. Для судов длиной более 24 м – правила классификации и постройки морских судов.
Отмечается, что к судам в эксплуатации правила будут применяться в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо. При положительных результатах освидетельствования суда будут получать класс РС и комплект соответствующих документов.
Что касается стоимости классификации и освидетельствования маломерных судов, то до разработки и утверждения официальных тарифов она будет определяться по затраченному времени в соответствии с утвержденной для конкретно взятого региона стоимостью нормо-часа. Для судов, не подпадающих под определение маломерного судна, стоимость будет определяться в соответствии с действующими нормативами времени на оказание услуг РС и исходя из стоимости нормо-часа в регионе, где проводится освидетельствование.