Рыба в поисках подходящего министерстваПравительству предложено рассмотреть альтернативные системы управления рыбной отраслью. |
Направить председателю правительства Дмитрию Медведеву докладную записку «О необходимости совершенствования государственного управления в рыбной отрасли» Росрыболовство побудило падение темпов развития рыбохозяйственного комплекса и снижение показателей за период функционирования в составе минсельхоза. По данным авторов документа, впервые за последние 4 года наметилось снижение объема добычи водных биоресурсов. На фоне этого уменьшился индекс промышленного производства рыбопродукции.
Как явствует из докладной записки, минсельхозом России заблокировано завершение исполнения утвержденного распоряжением правительства от 21 января 2011 г. плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере рыболовства. Это касается ключевых вопросов, связанных со снижением административных барьеров в отрасли.
Министерством сельского хозяйства пересматривается принятое решение об отмене сопровождения рыбной продукции ветеринарными документами (письмо минсельхоза России в правительство РФ от 16 октября 2012 г. № ИМ-25-П7/9436). Это противоречит позиции правительства и поручению, которое Дмитрий Медведев отдал на совещании 7 сентября 2012 г., а также собственным заявлениям министра сельского хозяйства на встречах с рыбаками. При этом беспристрастный анализ участников рыбного рынка свидетельствует о высоких коррупционных рисках в системе оформления ветеринарно-сопроводительных документов на рыбопродукцию, сопряженных со значительными убытками хозяйствующих субъектов. По разным оценкам, они составляют от 2 до 10 млрд рублей ежегодно, указывают авторы докладной записки.
Вызывает тревогу у Росрыболовства и то обстоятельство, что решения правительства по устранению избыточной нагрузки на бизнес, связанной с ветеринарной сертификацией, не находят отражения в проекте технического регламента Таможенного союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции», полномочия по разработке которого перешли от Росрыболовства к минсельхозу России.
Кроме того, министерством саботируется выполнение поручений президента и правительства РФ о необходимости увеличения численности должностных лиц территориальных управлений Росрыболовства, осуществляющих функции в сфере государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Соответствующий проект постановления правительства РФ Росрыболовством был своевременно подготовлен, согласован с заинтересованными ведомствами, за исключением минсельхоза России, где с июня 2012 г. не двигается. Проект, который поддержал первый вице-премьер Виктор Зубков, предусматривает увеличение численности должностных лиц органов рыбоохраны Росрыболовства на 2 708 единиц за счет сокращения на 2 952 единицы численности территориальных органов Россельхознадзора. (Данная численность не была возвращена Россельхознадзором в Росрыболовство с передачей ему в 2007 г. контрольно-надзорных функций в области рыболовства и сохранения ВБР).
До настоящего времени решение о порядке увеличения численности должностных лиц органов рыбоохраны не принято, что негативно влияет на качество и эффективность реализации функций государственного контроля (надзора) в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Вследствие этого служебная нагрузка на инспекторов органов рыбоохраны растет, достигнув критичных величин (по площади контролируемых озер и водохранилищ из расчета на одного инспектора 9 531 га, по протяженности рек – 698 км, при нормативах 5 000 и 400 соответственно.)
По мнению авторов документа, разрушается выстроенная Росрыболовством система, обеспечивающая своевременный выход рыбаков на промысел и защиту рыбных запасов от чрезмерной эксплуатации своевременным введением ограничительных мер.
Так, в нарушение постановления правительства РФ от 25 июня 2009 г. № 531 «Об определении и утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов и его изменении» ОДУ в ИЭЗ и территориальных водах России на 2013 г. впервые за последние три года утвержден с задержкой на 20 дней. Утрачена оперативность регулирования неквотируемых видов водных биоресурсов в связи с длительными сроками подготовки минсельхозом соответствующих приказов (задержка более 2 месяцев), что ставит под угрозу биологическую устойчивость некоторых популяций.
Помимо этого министерством фактически приостановлена деятельность по реализации межправительственных соглашений, направленных на противодействие ННН-промыслу. Росрыболовству с участием ФСБ и МИД России удалось совместно со странами-членами НЕАФК ввести в практическую плоскость систему государственного портового контроля в Северной Атлантике. Это позволило искоренить браконьерство в данном регионе путем ликвидации рынка сбыта нелегальных уловов.
Аналогичные усилия на протяжении последних лет Росрыболовством предпринимались и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Несмотря на активное сопротивление, федеральному агентству удалось добиться подписания межправительственных соглашений о противодействии незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу с Республикой Корея, КНДР, Японией и КНР – эти документы подлежат дальнейшей ратификации. В части соглашения с Республикой Корея процедура его ратификации была Росрыболовством обеспечена.
Проект федерального закона о ратификации соглашения между правительством РФ и правительством Японии Росрыболовство 12 сентября (фактически сразу после подписания данного соглашения 8 сентября 2012 г.) был направлен в минсельхоз России. До настоящего момента указанный законопроект в правительство РФ не поступил. В результате браконьерская продукция российского происхождения не только продолжает поступать в Японию, увеличиваясь по объемам в разы, но и транзитом следует в Корею.
Еще более сложная ситуация складывается с реализацией договоренностей с КНР по борьбе с ННН-промыслом. Так, 6 декабря 2012 г. в рамках консультаций глав правительств России и Китая Росрыболовство от имени правительства РФ подписало соглашение по борьбе с ННН-промыслом с Китаем.
10 декабря 2012 г. федеральное агентство направило в минсельхоз России законопроект о ратификации данного соглашения, а 14 декабря провело сессию российско-китайской комиссии по рыболовству. Но в связи с отсутствием директив минсельхоза России на проведение данной сессии переговоры были практически сорваны.
В связи с вышеизложенным авторы документа считают, что минсельхоз России, в силу непонимания специфики отрасли и видения перспектив ее стратегического развития, не в состоянии осуществлять эффективное управление рыбохозяйственным комплексом.
Они предлагают два варианта решения создавшейся проблемы. Первый – вернуться к прежней системе госуправления и поддержать ключевое решение III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства. На встрече было принято единогласно предложение о целесообразности создания единого федерального органа исполнительной власти по управлению рыбохозяйственным комплексом, находящегося в прямом подчинении правительства (министерство рыбного хозяйства РФ). Планируется возложить на него функций управления, регулирования, координации рыбохозяйственной отрасли РФ в целом от вылова до доставки потребителю и создать в ведении минрыбхоза России федеральной службы по контролю (надзору) в сфере рыбного хозяйства.
Второй вариант – создание министерства возобновляемых природных ресурсов. Для этого потребуется вывести из ведения минсельхоза России Федеральное агентство по рыболовству. Полномочия минсельхоза, минприроды России, Росприроднадзора в части, касающейся охотничьих ресурсов, лесных ресурсов и водных биоресурсов, передать создаваемому на основе ФАР министерству по возобновляемым природным ресурсам и находящейся в его ведении федеральной службе по контролю (надзору) в сфере возобновляемых природных ресурсов.
Как стало известно, этот документ из аппарата председателя правительства Дмитрия Медведева еще накануне новогодних праздников поступил для проработки курирующему отрасль вице-премьеру Аркадию Дворковичу.