Паспорт для рыбкиПравительство РФ уполномочило Росрыболовство выдавать сертификаты на вывозимые из РФ в Китай и Японию живые морские ресурсы. Письменные удостоверения, которые будут подтверждать легальность уловов, в конечном счете, призваны служить одной цели – сокращению поставок браконьерской продукции на азиатские рынки. Бизнесмены и эксперты положительно оценивают «дипломатические» меры по борьбе с нелегальным ловом, однако полагают, что для достижения реальных результатов необходимо прежде всего обратить внимание на собственные контролирующие структуры, при попустительстве которых и совершается незаконная добыча и экспорт рыбо- и морепродукции. |
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановления, согласно которым Росрыболовство уполномочено выдавать сертификаты на вывозимые из РФ в Китай и Японию живые морские ресурсы. «Теперь все ближайшие к России страны Азиатско-Тихоокеанского региона должны принимать российскую рыбу и другие биоресурсы только по сертификатам – официальным письменным удостоверениям, которые будут подтверждать легальность ее вылова. Каналы браконьерских поставок будут перекрыты», – рассказал председатель общественного совета при Росрыболовстве Александр Савельев. По его словам, принятие этих документов – итог пятилетней борьбы ведомства и законопослушных рыбаков против браконьерства в водах Дальневосточного региона. Сославшись на данные минфина Японии, господин Савельев сообщил, что в первом полугодии в Японию было поставлено почти 17,9 тыс. тонн крабов. В то же время, по данным ФТС, в первом полугодии было экспортировано 603,2 тонны российских крабов. Порядок выдачи сертификатов будет определен в месячный срок со дня вступления постановлений в силу.
Отметим, выдача сертификатов предусмотрена соглашением между правительствами РФ и Китая о сотрудничестве в области предупреждения, сдерживания и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (ННН-промысел) живых морских ресурсов (подписано 6 декабря 2012 года) и соглашением между правительствами РФ и Японии о сохранении, рациональном использовании, управлении живыми ресурсами в северо-западной части Тихого океана и предотвращении незаконной торговли живыми ресурсами (подписано 8 сентября 2012 года).
Уполномоченные органы России и Китая в течение 12 часов с момента выдачи экспортеру сертификата направляют друг другу его копию. Проверяется подлинность оригинала сертификата, а также соответствие сведений о наименовании судна, количестве и наименовании ввозимых биоресурсов, указанных в удостоверении, информации, фактически заявленной в порту государства, на территорию которого осуществляется поставка. Затем госструктуры уведомляют друг друга о результатах проверки и принятом решении о ввозе или запрете ввоза. Поставки могут запретить в трех случаях: если импортер не предъявит оригинал сертификата, если оригинал не соответствует копии или если окажется, что он не выдавался компетентным органом. Сертификат действителен в течение трех месяцев со времени его выдачи и только для одной процедуры ввоза.
Участники рынка отмечают, что на момент подписания соглашений предполагалось, что сертификация коснется таких объектов промысла, как тихоокеанские лососи, минтай, морской окунь, палтусы, сельдь, трепанг, морской еж, различные виды крабов и моллюсков. Однако в подписанных постановлениях речь идет о живых биоресурсах, а значит, преимущественно о крабе и еже. «Минтай, лосось (даже дрифтерный), треску в живом виде не вывозят. Равно как и икру»,– говорит глава комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев. Собеседник подчеркнул, что на промысле минтая нет нелегальных поставок. «Здесь действует нормативное ограничение процента выхода икры, во время путины работают десятки инспекторов-пограничников, а весь продаваемый за рубеж минтай с февраля 2010 года сопровождается сертификатом законности происхождения европейского образца», – сказал он. Подписанные постановления господин Зверев оценил положительно. По его словам, закрытие рынков для нелегальной продукции – это самое сильнодействующее лекарство против браконьерского промысла.
Бизнесмены, занимающиеся крабовым промыслом, считают сертификаты лишь одним из инструментов в борьбе с ННН-промыслом. По их словам, механизм сертификации крабовых уловов, поставляемых в Республику Корею, действует уже более года. «Легальным рыбакам сертификация работу не осложняет, так как получение необходимых бумаг происходит быстро и оперативно. Это один из необходимых инструментов борьбы с ННН-промыслом. Другое дело, что браконьерам сертификаты не нужны»,– говорит президент ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. По его словам, эффективным этот инструмент станет лишь тогда, когда страны-импортеры российского краба начнут требовать такой сертификат происхождения не только от российских поставщиков, в рамках действующих соглашений, но и от судов под флагами третьих стран, заходящих в порты с крабовой продукцией. «Но для этого в первую очередь должна быть воля страны – импортера крабовой продукции, подкрепленная международным соглашением и внутренним законодательством»,– считает господин Дупляков. Подобная схема начинает действовать с Республикой Кореей, и ее эффективность можно будет оценить в ближайшее время. С другими странами АТР только предстоит работа на данном направлении.
Эксперты, отмечая необходимость принятых мер, с сожалением добавляют, что вся государственная машина работает на контроль законопослушных рыбаков. По их мнению, такой контроль является явно избыточным. «И при этом никто не работает с браконьерами! Государство должно обратить внимание именно на браконьеров»,– считает председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов. Аналитик уверен – нужно «закрывать границу». И это, по его мнению, задача пограничной службы, как государственной структуры. «Когда говорят, что у нас такое браконьерство, это означает, что оно покрывается сверху. Пока дела будут обстоять именно таким образом, любые меры будут лишь полумерами», – заключил господин Климов.
«КоммерсантЪ».