Экологический рейд депутатовЭкологическое состояние Авачинской бухты оценили участники рейда, который состоялся по инициативе заксобрания. Выездное заседание комитета по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности провели вице-спикер краевого парламента Константин Маклов и зампредседателя комитета Петр Карпенко. |
В качестве приглашенных также присутствовали руководитель инспекции государственного экологического надзора Валерий Симаков, замминистра природных ресурсов края Артур Смывалов, начальник отдела по надзору на море департамента Росприроднадзора Виталий Пушкарев. Во встрече приняли участие начальник службы морской безопасности морского порта Петропавловск-Камчатский Михаил Герасимов, представители администрации Петропавловска.
Участники заседания на катере осмотрели с моря прибрежную полосу и пришли к выводу, что по сравнению с прошлым годом ситуация улучшилась. По словам Петра Карпенко, это в том числе результат плановой работы заксобрания по координации действий всех структур, ответственных за экологическое состояние бухты.
- Сегодня рейд был предусмотрен с целью оценить состояние акватории Авачинской губы, прибрежной полосы и организации судоподъема. Подобные рейды мы намерены проводить ежемесячно. Уже могу сказать, что по сравнению с прошлым годом мы увидели серьезные изменения к лучшему. Во-первых, начата большая работа по судоподъему, уменьшилось загрязнение прибрежной территории и акватории. Город серьезно поработал по приведению в порядок склонов и участков, которые выходят на нашу красивую Авачинскую бухту. Хотелось бы, чтобы темп, который в прошлом году мы задали всей этой работе совместно со всеми структурами, не был снижен, – сказал Карпенко.
Как отметил главный специалист-эксперт отдела экологического надзора управления Росприроднадзора по Камчатскому краю Вячеслав Пестунов, в ходе рейда были выявлены 3 места несанкционированного размещения отходов на склонах, прилегающих к Авачинской губе.
- Это такие места, как сопка в районе Рябиковской, район улицы Авачинская и мехзавода. В том числе в поселке Авача по-прежнему используется земельный участок в нарушение природоохранного законодательства господином Ольшевским. В настоящее время управлением Росприроднадзора проводится административное производство в отношении вышеуказанного лица. По его итогам будут приняты соответствующие меры административного наказания, – сказал Пестунов.
Представитель Росприроднадзора уточнил, что указанный земельный участок захламлен отходами производства и потребления, имеются разливы нефтепродуктов. По словам Пестунова, ведомство также интересовала прибрежная полоса в районе поселка Сероглазка. В ходе прошлогоднего рейда было выявлено, что владелец одного из особняков в прибрежной полосе незаконно начал строительство частного причала. Тогда нарушителю пришлось заплатить административный штраф. В ходе нового рейда подтвердилось, что работы прекращены, а последствия ликвидированы.
- Мы наблюдаем, что по итогам рейдовых мероприятий, проводимых по инициативе заксобрания, происходит улучшение ситуации. Кроме того, наблюдается улучшение ситуации с захламлением склонов отходами производства и потребления. Во многих местах проведена расчистка. Хотелось бы, чтобы такие рейды продолжались и проводились почаще, чтобы мы могли отследить данную ситуацию и улучшить состояние Авачинской бухты, потому что она является все-таки лицом края, в том числе для иностранных туристов, – сказал Пестунов.
Начальник отдела по надзору на море департамента Росприроднадзора Виталий Пушкарев отметил, что по результатам рейда выявлено наличие нефтепродуктов в виде пленки возле причалов СРВ и других пользователей.
- Проблема это давняя, связана с тем, что сейчас в нашем порту отсутствуют нефтемусоросборщики. Например, в порту Владивосток есть несколько, которые убирают нефтяную пленку и мусор. Проблема должна быть решена, потому что наша бухта – лицо Камчатки для туристов и наше достояние. К счастью, крупных разливов, когда объявляется ЧС, у нас последние 4 года не было. Есть локальные, когда мы наблюдаем пленки, в том числе от затопленных судов. Нефтемусоросборщики успешно боролись бы с локальными мелкими разливами, которые также пагубно сказываются на экологии бухты, – сказал Пушкарев.
Руководитель инспекции государственного экологического надзора края Валерий Симаков поблагодарил депутатский корпус за организацию рейда.
- Сегодня, проходя по этой бухте, мы увидели столько проблем, которые завязаны на городскую администрацию, на край, законодательную и исполнительную власть, на федеральные структуры. Проблемы разные – замусоренность склонов, которые спускаются к бухте, непонятные застройки на них, замазученность вод Авачинской бухты, замусоренность этих вод. Эти вопросы мы обязательно обсудим на координационном совете по экологии при губернаторе и выработаем порядок конкретных действий, которые на сегодняшний день мы должны исполнить, чтобы бухта приобрела свой изначальный вид и красоту, – сказал Симаков.
Руководитель инспекции отметил, что все нарушения задокументированы, сфотографированы. В ближайшее время будет определена их поднадзорность, а затем инспекция будет принимать решение о вынесении предписаний или применении жестких штрафных санкций.
По словам Константина Маклова, особое внимание участники рабочей поездки уделили работам по судоподъему, которые проводятся в акватории.
- Мы ставили цель еще раз ознакомиться с местонахождением затонувших судов, их состоянием, посмотреть, какая работа сделана за прошедший год. Конечно, во время ледостава никто не занимался этой проблемой, но сейчас наступил летний период, и все компании, занимающиеся судоподъемом, должны активно работать в этом направлении, – сказал вице-спикер.
Чиновник отметил, что участники рейда заострили внимание на проблеме брошенных судов, чьи владельцы не выходят на связь. Чаще всего, это суда, пойманные на браконьерстве.
- Они являются потенциальной угрозой для экологии акватории Авачинской губы, потому что чаще всего в результате оказываются на дне. Потом начинается головная боль для правительства края и других структур в части подъема и очистки, утилизации этих кораблей. Мы будем держать эту проблему на контроле, более подробно разбираться и требовать, чтобы ситуация не была доведена до состояния экологической катастрофы и не нанесла нам ущерба, – сказал Маклов.
Вице-спикер напомнил, что Авачинская бухта является объектом федеральной программы ликвидации накопленного экологического ущерба, и до 2025 года на ее очистку, в том числе от металлолома, будет выделено более 2 млрд рублей. По словам Маклова, депутатский корпус возьмет под жесткий контроль прозрачность и эффективность расходования этих средств.
- Чтобы был конкретный результат, чтобы к окончанию программы Авачинская бухта была очищена от металлолома, все было утилизировано по современным технологиям, а ущерб, по возможности, ликвидирован. Поэтому мы рассчитываем, что будет создана рабочая группа при правительстве края, которая вместе с депутатами заксобрания будет наблюдать и контролировать расходование финансовых средств, – сказал вице-спикер камчатского парламента.
Участники рейда осмотрели суда, которые предстоит поднять уже в течение ближайшего года в рамках федеральной программы ликвидации накопленного экологического ущерба. На пилотный проект в рамках этой программы выделено 50 млн рублей, сообщил замминистра природных ресурсов Артур Смывалов.
- На данный момент готовится проект распоряжения правительства РФ, в рамках этого распоряжения 13 субъектам РФ будут выделены средства на ликвидацию ранее накопленного экологического ущерба. Дальний Восток в данной программе представляют Хабаровский и Камчатский края. В рамках пилотного проекта на те средства, которые выделяются на первый этап, будут разработаны программа реабилитации Авачинской бухты и проектно-сметная документация по судоподъему. В рамках первого этапа этой программы будет осуществлен подъем трех судов. Одно из них – «Назаровск». Оно затонуло в районе лежбища сивучей возле мыса Сероглазка, что создает не только угрозу экологии, но и опасность для морских животных. В том же районе остальные два корабля. Данные суда находятся здесь уже более 10 лет, – рассказал Смывалов.
По словам чиновника, всего до 2025 года бухту предстоит очистить от более чем 67 затонувших судов, или порядка 200 тыс. тонн металлолома.
Начальник службы морской безопасности администрации порта Михаил Герасимов особо отметил, что решения требует также проблема сравнительно недавно брошенных судов, которые в перспективе могут затонуть.
- К сожалению, есть такое явление, судовладельцы бросают суда и подчас экипажи на произвол судьбы, что впоследствии, как видно на примере затонувшего РС «Снегирево», становится проблемой края. Потому что судоподъем недешевый. В частности, отмечу РС «Лучистый» и мини-плавбазу «Святой Георгий». «Святой Георгий» брошен на произвол судьбы приморским судовладельцем. На нем остается часть экипажа, топлива нет, провизии нет, воды нет, энергоснабжения нет. Я думаю, если проблема не решится, судно, наверное, затонет здесь же. Причем причал рабочий и, естественно, потом будут определенные сложности. Рядом с ним стоит РС «Лучистый». То же самое: брошен владельцем, экипажа и вахты нет, по сути дела судно подвержено разграблению и может затонуть, – сказал начальник службы.
Герасимов привел в пример еще одно судно, которое пошло ко дну прямо у причальной стенки порта. «Снегирево» затонуло в апреле этого года. Оно стояло брошенное и без экипажа более года. Было загрязнение, ликвидированное силами камчатского филиала Сахалинского бассейнового аварийно-спасательного управления.
Также серьезным Герасимов назвал ситуацию с судном «Тихон Семушкин».
- Оно было брошено на произвол судьбы в 2010 году. В этом же году оно утонуло, было поднято и отбуксировано на стоянку в районе филиала СахБАСУ. Проблема была банальная – вандализм и воровство. Охотники за цветным металлом, по всей видимости, сняли элементы донно-забортной арматуры, судно начало набирать воду и село. Судовладелец на связь не выходит, не появляется, оплачивать расходы по стоянке, подъему он желания не изъявил, в данный момент судно брошено. По всей видимости, внутрь корпуса поступает вода, в перспективе, конечно, оно тут затонет, если не предпринять каких-либо мер. Долги за стоянку растут, компенсировать их никто не собирается, – сказал Герасимов.
По данным руководителя службы морской безопасности, сейчас в акватории бухты брошены еще порядка 7-ми судов.