Защита краба требует новых мерАссоциация добытчиков краба Дальнего Востока представила на заседании научно-промыслового совета предложения по регулированию промысла. Инициативы объединения направлены на борьбу с незаконной добычей ценного ресурса. |
Регулирование добычи крабов обсуждалось 9 сентября на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета. Президент профильной ассоциации Александр Дупляков отметил, что в последние два-три года, благодаря введению новых мер управления промыслом, ситуация в сфере борьбы с браконьерством существенно улучшилась – это подтверждается статистикой ввоза крабовой продукции в страны АТР (обычно разницу между данными по экспорту и импорту используют для оценки масштабов ННН-промысла). Однако останавливаться на достигнутом нельзя.
В связи с этим ассоциация выдвинула ряд инициатив по регулированию промысла крабов. Как сообщает корреспондент Fishnews, предложено увеличить минимальный суточный объем добычи на судно по ряду объектов.
Напомним, что эти показатели были установлены на Дальневосточном бассейне для противодействия браконьерству: чтобы бороться со случаями, когда судно, если смотреть по официальным уловам, работает за пределами рентабельности, однако продолжает находиться в промрайоне и занимается нелегальной добычей. Минимальные объемы позволяют рассчитать, сколько времени необходимо рыбакам для рентабельной работы. Мера действует с 2011 г.
Предложено увеличить минимальный суточный объем вылова краба-стригуна опилио в Северо-Охотоморской подзоне. Согласно действующему приказу Министерства сельского хозяйства РФ, этот показатель составляет 1,56 тонны. Однако практика промысла показывает, что указанная величина не отражает реальной промысловой обстановки, обратил внимание Александр Дупляков.
«В раздаточных материалах приведены таблицы, из которых видна практика этого года, – обратился руководитель ассоциации к участникам заседания. – И среднесуточный улов находится где-то на уровне 6 тысяч. Фактически по всем судам. Но ряд судов выбиваются из этой статистики. И среднесуточные уловы этих судов на уровне минимальных объемов, установленных приказом».
Минимальный суточный объем добычи стригуна опилио в Северо-Охотоморской подзоне нужно поднять до 3 тонн, считают в организации. При этом в ассоциации отметили, что даже такой показатель в среднем в два раза ниже фактических среднесуточных уловов и не создаст проблем для освоения выделенных лимитов.
Кроме того, предложено увеличить минимальный суточный объем добычи крабов камчатского и синего в Северо-Охотоморской подзоне: для судов длиной от 65 до 34 м – до 1,5 тонны и 1 тонны (сейчас – 0,74 тонны и 0,37 тонны); для флота длиной менее 34 м – до 0,8 тонны и 0,5 тонны (в настоящее время – 0,44 тонны и 0,13 тонны).
Ассоциация рассчитывает, что в 2015 г. удастся провести на судах предприятий исследования по крабу-стригуну опилио в Западно-Камчатской подзоне, – промысел этого объекта планируется открыть со следующего года.
Для того чтобы исключить добычу более ценных ресурсов – синего, камчатского крабов – под видом промысла опилио, организация предлагает запретить промышленный лов последнего южнее 58050' или 59000' с.ш. Также по результатам съемки 2015 г. можно было бы пересмотреть минимальный суточный объем добычи стригуна опилио на судно в Западно-Камчатской подзоне (сейчас 0,53 тонны – самый низкий показатель для этого вида краба по бассейну). Кроме того, добавил Александр Дупляков, можно рассмотреть вопрос о регулировании сроков промысла опилио на Западной Камчатке.
Обсуждение на заседании развернулось по поводу четвертого предложения ассоциации – установить, помимо суточных, минимальные годовые объемы добычи крабов на судно для Дальневосточного бассейна. Причем без разбивки по видам краба и районам промысла.
Установление минимальных суточных объемов показало свою эффективность, заявил Александр Дупляков. Однако и здесь нужны дальнейшие шаги, полагают в объединении. «Максимальные суточные уловы отмечаются у компаний, которые наделены достаточным количеством квот. А компании, у которых незначительное количество квот, ловят в среднем на уровне минимального суточного объема. Что, возможно, свидетельствует, что есть какие-то проявления нелегального промысла», – рассказал президент ассоциации.
Он добавил, что установление минимальных годовых объемов не является чем-то новым: опыт использования такой меры уже есть на Северном бассейне.
В свое время при обсуждении установления минимальных суточных объемов возникло немало вопросов. Не обошлось без них и на этот раз. Участников заседания интересовало: как новая мера регулирования отразится на работе добросовестных пользователей, каким образом будут трактовать новые правила контролирующие органы (вскоре после введения минимальных суточных объемов был случай, когда капитана оштрафовали за недостижение показателя).
Заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов напомнил, что вопросы с пограничной службой по применению приказа о минимальных суточных объемах удалось решить и сейчас проблем в этой части не возникает. Представитель ФАР отметил, что использование минимальных суточных объемов зарекомендовало себя достаточно хорошо и мера по годовым объемам также кажется ему разумной.
Что касается того, что рыбаки загоняются в дополнительные рамки, то здесь стоит исходить прежде всего из принципа сохранения ресурса, обратил внимание Василий Соколов.
«Давайте ответим для себя на один вопрос: крабовый ресурс сегодня соответствует мощностям? Нет. Избыточные мощности. Приводить в порядок, в соответствие надо? Надо», – отметил, в свою очередь, генеральный директор ТИНРО-Центра Лев Бочаров. По мнению руководителя института, предложение нужно брать в работу и тщательно рассматривать. Он также призвал всех желающих сформулировать и направить в адрес ДВНПС свое мнение по вопросу регулирования крабового промысла.
Лев Бочаров указал на то, что в свое время наука предлагала именно годовые показатели и использование такой меры – мировая практика.
Директор департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края Александр Передня обратил внимание на то, как новая мера будет соотноситься с готовящимися нормами по использованию на промысле собственного флота. Был также поднят вопрос о том, как установление минимальных годовых объемов скажется на компаниях с небольшими квотами.
В итоге решено было подготовить детальный расчет возможных объемов и проанализировать последствия для пользователей ВБР.