Газета «Рыбак Приморья»

Реформу образования необходимо начинать с преподавательских кадров

Профилирующая инженерно-техническая кафедра вуза в условиях реформирования высшего образования.

В последние два десятилетия наблюдается неуклонно растущее технико-технологическое отставание промышленности России от уровня ведущих стран, которое в сочетании с сырьевой «однобокостью» закономерно привело к ухудшению качества инженерно-технического персонала предприятий и снижению его соответствия современному научно-техническому уровню. В то же время хорошо известно, что развитие именно инженерной отрасли определяет инновационный прогресс государства.

Развитие мировой промышленности свидетельствует, что только применение научных и инженерных инноваций позволяют эффективно функционировать предприятию в активной высококонкурентной среде. В связи с этим необходимо четко понимать, что никакой иной альтернативы и тем более особого пути у РФ не может быть. Низкое качество отечественной продукции различных отраслей и экономическая неэффективность предприятий в последние годы были связаны, прежде всего, с ограниченным использованием современных мировых достижений и опыта.

Проблемы инженерно-технического образования

Технико-технологический уровень промышленных предприятий прямо пропорционально связан с состоянием и уровнем инженерной подготовки его работников. Тенденции развития производства демонстрируют постоянное повышение уровня сложности технологических процессов, в связи с чем промышленные предприятия нуждаются в специалистах, способных эффективно эксплуатировать данное оборудование. Более того, необходимо четко осознавать, что только команда, в состав которой входят инженеры, технологи и маркетологи, может успешно решать поставленные задачи при разработке, производстве и реализации продукции. Здесь следует особо подчеркнуть, что важно не только разработать оригинальный пищевой продукт, но и сохранить специфические его особенности до потребителя, т.е. следует уделять пристальное внимание маркетингу готового продукта, чтобы инновационную идею превратить в быстрорастущий бизнес.

Следует отметить, что требования высокотехнологичных отраслей экономики и промышленности к выпускникам вузов давно вошли в противоречие с традиционными методами их обучения. Отставание высшего образования России от реалий развития техники и технологий привело к тому, что компетенции выпускников во многих случаях не соответствуют ожиданиям работодателей и уровню развития техносферы на отдельных предприятиях, т.е. подготовка инженерных кадров не отвечает масштабным вызовам современности.

Связь с профессиональной средой должна реализовываться через прохождение производственной практики в соответствующих подразделениях предприятий, в ходе которой студенты взаимодействуют с членами профессионального сообщества и приобретают опыт решения профессиональных задач. Именно в ходе производственной практики студент может самостоятельно соединить теоретическую подготовку с приобретенными компетенциями, умениями и практическими навыками, получить дополнительную информацию о своей профессии, сформировать четкие целевые установки и попасть в базу данных будущих работодателей в лице потенциальных компаний и организаций. На выпускающей кафедре ответственным за прохождение практики студентами обычно является опытный преподаватель, тесно связанный с производством. Значительно повышает результативность производственной практики постоянная связь кафедры и производства. В условиях реформирования высшего образования важно не потерять накопленный потенциал выпускающей кафедры, однако приходится констатировать, что в последние годы у студентов остается значительно меньше возможностей прохождения полноценной производственной практики.

Для ликвидации сложившегося отставания стратегией инновационного развития РФ предусмотрено усиление позиций нашей страны на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных продуктов, т.е. стране необходимо совершить переход от отдельных инноваций к массовому созданию инновационных продуктов. В связи с этим потребуется значительное увеличение численности высококвалифицированных инженерных кадров, обладающих компетенциями инновационного предпринимательства.

В настоящее время техническая оснащенность большинства перерабатывающих производств существенно отстает от зарубежных аналогов. В последние годы активизировались отдельные конкретные точки роста, в частности, по степени технического оснащения некоторые перерабатывающие комплексы стали соответствовать ведущим зарубежным аналогам и даже превосходить их в отдельных аспектах.

В последнее время существенно трансформировалась роль инженера. Сегодня специалист выступает одновременно в роли технического эксперта, исследователя и руководителя, что расширяет зону его предпринимательской и профессиональной ответственности. Усугубляет ситуацию тот факт, что в настоящее время инженерно-техническая деятельность характеризуется низкой оплатой труда. Это привело к радикальному изменению ценностных ориентаций российской молодежи – технические профессии и систематический труд на производстве, в НИИ или конструкторских бюро утратили в их глазах какую-либо привлекательность.

Следует заострить внимание еще на одной проблеме – слабой материально-технической базе высшей школы. Качество инженерного образования обеспечивается технической базой, с помощью которой воплощается принцип практикоориентированности. Именно поэтому современный вуз должен быть сформирован как центр роста инновационной активности региона и отрасли и иметь в своем составе учебно-научно-инновационные структуры, которые позволят ему интегрироваться с реальным сектором экономики. Кроме того, это обеспечит тотальное и системное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС). Подготовку инженерных кадров необходимо проводить с учетом факторов, обеспечивающих инновационное техническое образование, иначе вузы будут продолжать увеличивать контингент «потерянного поколения» инженеров.

Выпускник вуза имеет определенный багаж знаний, но практического опыта у него нет, а работодателю требуется опытный работник. Для молодого специалиста отсутствие профессионального опыта не дает возможности реализовывать себя в качестве инженера, а после защиты диплома он в лучшем случае устроится на среднее предприятие и на неперспективную должность, т.е. пополнит ряды так называемых полупрофессионалов. Данные несоответствия создают множество проблем и для выпускников вузов и потенциальных работодателей. К сожалению, ситуация традиционна и обусловлена тем, что образование и практика существуют раздельно.

За время учебы студенты проходят поверхностные практики в виде ознакомительных экскурсий на реальные промышленные предприятия. Производственная практика обычно краткосрочна и студент не успевает получить четкого представления о работе по своей специальности, поэтому он не представляет, какие инженерные проблемы он должен будет решать в будущем, можно сказать, что профессиональная компетентность студента не сформирована. Работа с заказчиком – вообще недоступный вид деятельности не только для будущего профессионала, но и подавляющего числа преподавателей.

Очень сложной и практически не разрешимой на сегодняшний день проблемой является привлечение к учебному процессу практиков. Это обусловлено их значительной занятостью и непривлекательностью уровня оплаты труда преподавателя вуза. Преподавателей, совмещающих педагогическую деятельность с реальной практикой, единицы. В случае отсутствия у преподавателя реального практического опыта обучение сводится к передаче знаний и не происходит практического освоения навыков и компетенций. Ситуацию может исправить наличие у преподавателя высокого научно-информационного и учебно-методического уровня.

В результате, защитив выпускную квалификационную работу, молодой специалист на производстве начинает осваивать то, чему он должен был научиться в стенах вуза. Здесь он впервые начинает понимать, что его проект – не просто эффектная картинка, а реальный объект. В ходе работы над реальным объектом выясняется, что специалист все еще остается студентом, поскольку не осознает, что безобидные ошибки, допускаемые в учебном процессе, здесь могут существенно повлиять на качество и стоимость изготовляемого продукта.

Вузовские традиции и роль выпускающей кафедры

Известно, что при подготовке кадров в структуре подавляющего большинства вузов РФ одна из ключевых ролей отводится выпускающим кафедрам, которые обеспечивают образовательный процесс и формируют все компоненты учебно-методического контента. Выпускающая кафедра разрабатывает образовательную программу по направлению подготовки, создает учебно-методический комплекс документов по этому направлению подготовки, ведет преподавание специальных и профильных дисциплин и является ответственной за выпуск студентов по данному направлению подготовки.

При обучении студентов целесообразно иметь и проводить единый курс обучения, а не складывать его из разрозненных циклов и дисциплин кафедральной и межкафедральной мозаики. Кафедры не должны дробиться на узкоспециализированные структуры, а напротив, целесообразно их укрупнять. Например, укрупненные кафедры позволят на 25-30% сократить дублирование учебного материала. Более того, оценка лекционных и практических занятий выявила низкий уровень специализации раздробленных учебных циклов, и вряд ли это можно легко ликвидировать в условиях сохраняющейся межкафедральной разноголосицы.

Для полноценной научно-исследовательской, опытно-конструкторской и инновационной деятельности при подготовке профессионалов высокого уровня в рамках выпускающей кафедры должна осуществляться уровневая подготовка кадров, т.е. обязательно наличие магистратуры и аспирантуры. Для эффективной подготовки кадров разного уровня необходима команда из 16-18 преподавателей.

Необходимость реорганизации системы высшего образования стала очевидна не сегодня. Профилирующая кафедра занимает особое место среди других кафедр, поскольку осуществляет реализацию заложенных в стандартах модели компетентности выпускника вуза, которая представлена совокупностью его теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности.

Таким образом, основным звеном подготовки студентов по различным специализациям является выпускающая кафедра, которая отличается от других структурных подразделений тем, что занимается подготовкой студентов по определенному направлению подготовки и полностью отвечает за их профессионализм. Кафедру можно определить как систему, которая использует достижения научно-технического прогресса, всевозможные мировые новации для развития и совершенствования образования, повышения его конкурентоспособности. В связи с новыми требованиями к подготовке современного специалиста сегодня практически произошло качественное изменение работы выпускающих кафедр. В частности, применяются современные образовательные технологии, происходит переход от идеологии «информативно-описательного преподавания» к идеологии «методологической направленности обучения», технические средства, сервисы, интернет – все это отражается на взаимодействии преподавателей, специалистов и студентов. ППС уже осознал, что необходимо постоянное совершенствование образовательного процесса, соответствия его современным реалиям.

Современный заведующий профилирующей кафедрой обязательно должен лично заниматься научно-исследовательской работой, осуществлять руководство такими работами у преподавателей и студентов кафедры, мотивировать преподавателей к постоянному совершенствованию учебно-методического и материально-технического обеспечения преподаваемых дисциплин. Развитие новых образовательных программ должно идти с применением электронных учебников, дистанционных образовательных технологий и экспериментально-инновационной деятельности.

Как показывает практика, полезным инструментом повышения качества работы ППС и эффективности деятельности кафедры является рейтинговая оценка по основным видам деятельности за определенные периоды. Из практики вузов известно, что значительно повышается личная ответственность заведующего, ППС и в целом коллектива кафедр за выполнение своих должностных обязанностей. Необходимо определить рейтинг преподавателей по каждому виду деятельности, на основании которого определяется общий рейтинг преподавателя на кафедре.

Таким образом, качественные изменения в деятельности выпускающих кафедр станут основанием в совершенствовании образовательного процесса, что в конечном счете приведет к созданию кафедр инновационного типа, базирующихся на использовании новейших образовательных технологий. Но невозможно сформировать необходимые компетенции у студента, если их не имеет преподаватель, если он всего лишь «предметник», не имеющий собственных наработок ни по учебным дисциплинам, которые он ведет на кафедре, ни по педагогике и психологии высшей школы.

Компетентностный подход предполагает, что цели, стоящие перед образовательной системой, определяются не внутри системы, а диктуются извне – рынком труда в той форме, в какой он сложился. Лишь выпускающая кафедра, имеющая свои традиции, сложившиеся связи с производственными предприятиями и с занимающими на них ключевые позиции выпускниками прежних лет, на основе постоянного мониторинга в состоянии формулировать требования не только к специальным, но и социальным компетенциям своих выпускников.

Принципы формирования состава ППС кафедры

Важнейшим условием качественной подготовки студентов в вузе является наличие необходимой квалификации, профессиональной компетентности у преподавателей. Труд преподавателя вуза относится к сложной профессиональной деятельности. Заведующий кафедрой подбирает и отбирает преподавателей, способных эффективно выполнять свои обязанности по подготовке специалистов, соответствующему профилю подготовки. Сложность отбора педагогических кадров заключается в том, что в специализированных вузах он осуществляется из среды студентов, поэтому успешность исполнения роли заведующего кафедрой определяется его умением заметить перспективных студентов, как с профессиональной точки зрения, так и с позиции их потенциальных педагогических качеств.

Подбор кадров осуществляется не только с учетом того, как каждый новый член кафедры будет выполнять свои обязанности, но и руководствуясь тем, как он будет взаимодействовать с коллегами. Задача заведующего – сформировать коллектив единомышленников, а для этого потребуются годы целенаправленной работы. Особенность профильной кафедры состоит в том, что здесь работают не просто преподаватели, а научно-педагогические работники, ученые. Они должны не только учить студентов, но и заниматься научно-исследовательской деятельностью – это главный способ повышения их квалификации.

Заведующий выпускающей кафедрой должен участвовать во всех видах деятельности коллектива и иметь четкую траекторию своего карьерного развития. Личный пример как элемент влияния на ППС кафедры является наиболее действенным. Заведующий кафедрой должен планировать масштабные работы для развития кафедры в виде базовых учебников, монографий, справочников на федеральном уровне и успешно их реализовывать.

Для становления профессионализма преподавателя недостаточно его прошлого производственного опыта либо защищенной диссертации. Нужны годы работы на кафедре, обусловливающие необходимость саморазвития в условиях взаимодействия с представителями своего профессионального сообщества (научно-педагогической школы), выполнения научно-методических разработок, приобретения психолого-педагогических знаний и опыта. Приходится констатировать, что с конца ХХ века происходят негативные изменения качественного состава ППС кафедр. В российских вузах этот процесс идет одновременно в основном в двух направлениях.

Первое направление связано с уходом наиболее квалифицированных, работоспособных и продуктивных преподавателей с ученой степенью. Эти люди оказались более востребованными реальным сектором экономики из-за их высокого уровня инновационности и личной креативности, и поэтому ушли на более высокую заработную плату. В советские времена работа в вузе была престижна, хорошо оплачивалась, и в вузах концентрировались самые сильные выпускники.

Второе направление связано с некоторым «омоложением» состава кафедр. Но этот процесс в последние полтора десятилетия происходит своеобразно. Снижение престижности труда преподавателя вуза и низкий уровень его оплаты, чрезвычайно низкая эффективность аспирантуры – все это привело к тому, что на преподавательскую работу все в большей степени после окончания вуза идут девочки-выпускницы кафедры. Зачастую работать на кафедре остаются те студентки, которые не проявили себя в процессе обучения, поэтому не рассчитывали найти работу по специальности в иных местах (речь идет о технических вузах). В результате возникла глобальная проблема – проблема феминизации отечественной высшей школы.

Довольно часто наблюдается ситуация, когда на кафедрах, связанных с сугубо «мужскими» специальностями, такими как технологические машины и оборудование, холодильные и компрессорные машины и установки, электрооборудование и автоматика судов доля женщин среди профессорско-преподавательского состава достигает 60% и выше. И руководству вузов в принципе становится не так важно, что они не имеют практических навыков работы и что 90% студентов – парни.

В вузах процесс интенсивной феминизации был запущен более двадцати лет назад, когда в 1990-е годы мужская часть выпускников вуза категорически отказывалась оставаться работать на кафедре – у молодого специалиста, не имеющего ученой степени, зарплата в вузе была столь низкой, что прожить на нее с семьей было невозможно. Результатом этого процесса стало преобладание женщин-преподавателей на большинстве кафедр вузов.

Но с позиций кафедры как основного структурного подразделения высшей школы сегодня региональные вузы в основном связаны с подготовкой бакалавров, причем 2,5-3 года эта подготовка в основном осуществляется в общем потоке для всех студентов выбранного направления подготовки. И лишь последний период обучения на бакалавриате (год-полтора), связанный с освоением дисциплин вариативной части профессионального цикла и выполнением выпускной квалификационной работы, осуществляется на выпускающей кафедре. И в этом главная «опасность», которая связана с резким уменьшением объема нагрузки преподавателей профилирующих кафедр, являющихся носителями основных компетенций в рамках реализуемого направления подготовки. Кроме того, из учебного плана основной образовательной программы изымается ряд фундаментальных и специальных учебных дисциплин, что значительно снижает качество подготовки кадров инженерного направления.

Вводимые инновации закономерно вступают в противоречия со сложившимися вузовскими традициями, предъявляют новые требования и к преподавательскому составу и менеджменту вуза. Все чаще звучит мнение, что в вузах должна быть создана конкурентная среда и должны остаться лишь те преподаватели, которые смогут подтвердить свой научный статус.

Таким образом, предстоящие инновационные изменения в высшей школе предъявляют повышенные требования прежде всего к педагогической компетентности преподавателей вузов. Они должны уметь разрабатывать модульные образовательные программы с ориентацией на компетентностный результат подготовки бакалавров и магистров, владеть активными и интерактивными формами преподавания (компьютерными симуляторами, деловыми и социально-ролевыми играми, разбором конкретных ситуаций, тренингами и др.), уметь организовывать научно-исследовательскую, проектную и иную самостоятельную деятельность студентов.

В заключение следует сделать неутешительный вывод, что РФ не в состоянии поддерживать в функционирующем состоянии систему высшего образования, унаследованную от СССР. Для этого у страны просто не хватает ресурсов, и прежде всего преподавательских кадров необходимой квалификации. Осуществляемая реформа образовательной системы нуждается в коренном, а не декоративном, качественном, а не только количественном реформировании. И начинать его нужно с преподавательских кадров.

И.Н. Ким, заместитель проректора по учебной и научной работе по науке Дальрыбвтуза