Возможности сотрудничества рыбохозяйственных предприятий Приморья с торговыми организациями по вопросу прямых поставок рыбопродукции на потребительский рынок края обсудили на заседании совета АРПП. В дискуссии участвовали представители рыбопромышленных компаний, департамента лицензирования и торговли и департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края, сообщает корреспондент Fishnews.
Как отметил президент ассоциации Георгий Мартынов, вопрос повышения доступности рыбопродукции для местного населения в Приморье прозвучал накануне XIII Международного конгресса рыбаков на встрече с врио губернатора: Олег Кожемяко обозначил позицию властей – программа, аналогичная тем, которые уже реализуются в соседних регионах Дальнего Востока, должна появиться и в Приморье. «Ведь о рыбной промышленности в целом в России судят не по тому, как и насколько распределяются квоты. Обычный россиянин, приходя на рынок, хочет увидеть там рыбу хорошего качества и по доступной цене», – отметил президент АРПП. Причем продукция приморских компаний известна далеко за пределами края: ее высокое качество и доступную стоимость на различных выставках и «рыбных неделях» в столице отмечают не только рядовые потребители, но и руководство отрасли. «Такой вкусной продукции больше никто не делает, и цена на нее радует. Вот по этому и судят о рыбной промышленности», – добавил Георгий Мартынов. Он призвал коллег сделать все возможное, чтобы донести эти преимущества приморской рыбопродукции и до местных потребителей.
Специфика рыбного рынка
Представители департамента лицензирования и торговли, которому поручена реализация социальной продовольственной программы в крае, предложили взять за основу соглашение о сотрудничестве между производителями и торговыми сетями. «Главная цель – сокращение посредников между рыбодобытчиками и торговыми предприятиями. Такая работа у нас уже проводилась в отношении молочной продукции. По этому же принципу предлагаем поступить и в отношении тех видов рыбы, которые пользуются у населения особой популярностью, – это свежемороженая горбуша, камбала, навага, терпуг, сельдь, треска и т.д.» – перечислила актуальные позиции заместитель директора департамента Яна Мозжерина. По ее словам, среди основных задач, которые требуется решить, – доставка рыбы от производителя в торговые сети и выработка ценовой политики: стоимость «социальной» приморской рыбы на прилавках должна быть ниже, чем у других производителей.
Пока, согласно приведенной департаментом статистике, по итогам 2017 г. на экспорт и на российский рынок за пределами Приморского края ушло 80% рыбы, добытой местными предприятиями. За первое полугодие текущего года этот показатель составил 90%. В то же время сами рыбопромышленники, расшифровывая такие данные, отмечают, что из добываемых 750-800 тыс. тонн – 75 тыс. тонн, которые остаются на территории края, превращаются в 35 кг на душу населения. Но из-за специфики рыбной отрасли Приморья порядка 70% общего вылова приходится на минтай, еще 18% – на сельдь. Такое количество минтая, пускай и по привлекательным ценам, внутренний рынок вряд ли сможет осилить, отметили участники совещания. Большая доля производимой приморцами продукции приходится также на рыбные консервы, но по условиям программы, в ней должна участвовать только мороженая рыба.
Что касается прибрежного вылова, то в подавляющем большинстве этот объем в Приморье и сегодня отправляется на местный рынок. Так, по словам гендиректора ООО ПРК «Рыбацкий путь» Владимира Лебедева, только за прошлый год через небольшую сеть фирменных киосков в крае, а также на рынках Владивостока было продано 38 тонн парной и 492 тонны мороженой рыбы. Но, к сожалению, с торговыми сетями работать пока не получается, отметил руководитель предприятия, – все упирается в проблему доставки. «Развоз мы осуществляем силами привлеченного посредника – ИП. И то у нас регулярно возникают сложности со штрафами по арендованному транспорту. Я же не имею возможности содержать в своем хозяйстве машину – я не транспортная компания, а добытчик. Перепрофилироваться для меня – это означает понести дополнительные расходы и взять дополнительную хозяйственную нагрузку», – указал на сложности рыбопромышленник. В то же время, по его словам, торговым сетям требуется доставлять продукцию малыми партиями (буквально килограммами), причем практически ежедневно – «добытчик этого обеспечить не в состоянии», констатировал Владимир Лебедев.
Без вопросов не обойдется
Помимо логистики перед участниками программы обязательно встанет и вопрос определения оптимальной цены на «социальную» рыбу. На это обратила внимание Ольга Булкова, генеральный директор ООО «Владкристалл», приведя в пример опыт соседних регионов. По ее словам, среднюю себестоимость на рыбопродукцию, которая будет участвовать в программе, правильнее всего будет высчитать профильному департаменту на основе анализа данных, которые предоставят рыбопромышленные компании. В дальнейшем обязательным условием должен быть мониторинг цен на прилавках торговых сетей, организованный краевыми властями.
«В свое время мы пошли по тому же пути: запрашивали у рыбопромышленных и торговых предприятий себестоимость. Но столкнулись с проблемой отсутствия оптово-распределительного центра (ОРЦ). Решение этого вопроса требует определенных усилий всех сторон. Без рыбаков и без торговых сетей мы выхода не найдем», – подтвердил заместитель начальника департамента рыбного хозяйства Приморского края Валерий Корко.
В свою очередь, в качестве решения проблемы президент АРПП предложил рассмотреть возможность использовать во Владивостоке в качестве ОРЦ площадку Госпродагентства. В распоряжении этого краевого государственного унитарного предприятия есть не только холодильные мощности, но и территория для хранения рыбопродукции в рефрижераторных контейнерах, отметил Георгий Мартынов.
Рыбопромышленники обратили внимание краевых властей и на другие сложности, которые могут возникнуть при реализации программы повышения доступности рыбы в Приморье. Так, по словам Ольги Булковой, в дальневосточных регионах необходимо учитывать географическую специфику. Транспортные расходы на доставку рыбы из отдаленных районов субъекта могут оказаться неоправданно высокими и невыгодными для участников программы. На такой случай можно предусмотреть возможность продажи рыбопродукции местному населению по той же социальной цене прямо в районах края, минуя ОРЦ и торговые сети, – такой опыт у дальневосточных соседей также имеется.
Участники собрания указали и на то, что несоблюдение температурных режимов при хранении и продаже рыбопродукции снижает не только качество товара, но и авторитет местных производителей.
Кроме того, рыбаки высказались за необходимость анализа реальных затрат и расчета себестоимости не только производителями, но и сетями – торговая наценка не должна превышать 10-15%, уверены рыбаки.
Обратить внимание, по их мнению, стоит также на требования к видовому и размерному ряду «социальной» рыбы с учетом правил рыболовства и реальных запросов потребителей Приморья.
Готовность работать есть
«Самое главное, что мы обменялись мнениями и пришли к единому выводу – возражений против поставок рыбопродукции в рамках социальной программы у наших рыбаков нет. Работу по заключению договоров между торговыми сетями и производителями продолжаем», – обобщил итоги обсуждения Георгий Мартынов.
Решения и предложения, прозвучавшие в этот день, было решено включить в итоговую резолюцию заседания Совета АРПП для дальнейшей проработки внутри ассоциации и совместно с профильными департаментами края.
Проблемные вопросы отрасли, в том числе связанные с реализацией социальной программы по повышению доступности рыбопродукции в Приморье, рыбопромышленники предложили обсудить напрямую с врио губернатора края Олегом Кожемяко.