Журнал «Fishnews»
Юрий БОБЫЛОВ, к.э.н., ведущий научный сотрудник ОАО ?ВНИЭРХ?

Внешнеторговая практика и законодательство в ведущих рыболовных странах мира

(Окончание. Начало в № 2, декабрь, 2006 г.)

3. США

Тарифные и нетарифные меры в торговой политике США применительно к рыбному хозяйству характеризуются следующими особенностями.

1. Тарифные меры

США имеют среднюю тарифную ставку менее 2% (в Интернете есть точный перечень). Большинство импорта свободно от обложения, кроме самого высокого тарифа в 35% для тунца, консервированного в масле. Величина ставки по тунцу различна в зависимости от соответствия импорта квоте на ввоз (при соответствии – 6%, вне квоты – 12%). Таможенные тарифы не ориентированы на сдерживание внешней торговли. При этом США поддерживают тарифные системы для стран, с которыми заключены соглашения (типа НАФТА).

2. Нетарифные меры

США не применяют количественные ограничения импорта или схем лицензирования. Но есть некоторые ограничения в соответствии с рыболовной политикой воспроизводства водных биоресурсов, основанные на критериях производства, легализации, минимальных требованиях к размерам продукции (креветка, черепаха, меч-рыба и др.) в соответствии с рекомендациями международных Соглашений по охране водных биоресурсов. Кроме того, США принимают дополнительные меры по охране здоровья.

США не используют особые системы ценообразования, а также схемы налоговых изъятий кроме общепринятых. Однако Министерство сельского хозяйства США реализует специальную программу по удалению с рынка избыточных продуктов с обеспечением устойчивых товарных цен на рынке через федеральные закупки избыточной рыбы.

Также осуществляются программы по реализации школьных завтраков и американской продовольственной помощи. В частности, в 1998-99 учебном году закупки рыбы по школьной программе составили 15,1 млн. долл. США и включили в себя потребление консервированного тунца (4,3 млн. долл.), лосося (0,9 млн. долл.) и других рыбных товаров (1,9 млн. долл.). Закупки в прошлые годы включали и другие виды продукции.

3. Правительственные финансовые субсидии

Следует отметить возможные ограничения финансирования деятельности своих структур по запретам различных региональных рыболовных организаций типа НАФО и др.
После введения в конце 70-годов 200-мильной ИЭЗ в США получили развитие чартерные формы использования судов, а также иностранных процессоров. В начале 90-х годов они были существенно сокращены или устранены. Сегодня такие структуры не играют существенной роли в рыболовстве США, они применяются лишь для промысла атлантических макрели и сельди.

4. Применение НАССР

В США все импортированные водные биоресурсы проходят контроль со стороны Министерства здравоохранения (подразделение FDA). Эта организация (FDA) имеет план реализации НАССР применительно ко всем внутренним и импортным биоресурсам.
Законодательство США уделяет большое внимание профилактике биотерроризма при производстве и поставках продовольственных товаров. В принятом в США в 2002 году законе «О защите здоровья населения и готовности к отражению актов биологического терроризма» предусматриваются меры по защите страны от биотерроризма. В соответствии с ним Министерство здравоохранения и социального обеспечения наделено новыми полномочиями по предотвращению преднамеренного заражения потребляемых в США продуктов питания.

Разработкой мер по обеспечению продовольственной безопасности и контролем за их соблюдением занимается структурное подразделение Министерства – Управление контроля за качеством продовольствия и медикаментов (Food and Drug Administration – FDA). К сфере контроля FDA относятся все продукты питания (за исключением мяса, битой птицы и продуктов переработки яиц, контроль за которыми осуществляется Министерством сельского хозяйства США).
Закон о биотерроризме предусматривает два новых вида контроля со стороны FDA за безопасностью пищевой продукции, выполнение которых носит обязательный характер:

1) регистрацию пищевых предприятий;
2) предварительное уведомление об импортных поставках продовольствия.

Этот опыт США важен для подготовки стандартов по маркировке рыбной продукции с учетом ее экологической чистоты.

5. Охрана здоровья

Кроме контроля безопасности продовольствия относительно тяжелых металлов, токсинов, остатков пестицидов и ветеринарных остатков лекарств, применяются иные формы контроля.

6. Технические инструкции

США не регулируют минимальные размеры продукции или цены на такую продукцию. Однако для этого применяется маркировка, которая контролируется FDA. Эта организация также содействует разработке стандартов и проведению маркетинговых исследований.

7. Торговые ограничения для сохранения отдельных видов биоресурсов

Они применяются относительно защиты тунца и дельфинов (минимизируется смертность дельфинов при ловле тунца). Если коэффициент смертности дельфинов судном превышается, импорт его продукции запрещается. Процедуры ограничений стали регулироваться многосторонними стандартами (с 1999 г. по Международной программе сохранения дельфинов). Подобные правила есть для креветки и черепахи. США налагают торговые ограничения в соответствии с рекомендациями региональных рыболовных организаций.

8. Инвестиционные ограничения в секторе рыболовства
США не имеют никаких ограничений на инвестиции по береговым обрабатывающим предприятиям.

Однако есть запреты на транспортировку товаров внутри портов США, кроме как с использованием судов, построенных в США, зарегистрированных в США и принадлежащих гражданам США (Акт Джонса).
Отмечая тарифную практику США, следует учесть рыболовную специфику России и наличие известной кризисности рыбного хозяйства. Для России в условиях присоединения к ВТО нужны более протекционистские меры для рыбного хозяйства и рыбной торговли (например, требуются более высокие ввозные таможенные ставки на рыбные консервы из лосося, шпрот и др.).

В соответствии с федеральным Актом административного регулирования экспорта (Export Administration Act) «экспорт» – фактическая отправка, перемещение или передача товаров или технологий за пределы США.
Согласно закону США «Об экспортных торговых компаниях» (Export Trading Companies), «экспорт» означает торговлю или коммерческие операции произведенными в США товарами или услугами, которые поставлены на экспорт или находятся в стадии экспортных поставок за пределы территории США.
Национальное рыболовство США регулируется прежде всего Законом Мангусона «О сохранении рыбных запасов и управлении рыболовством» (1976 г., с дополнениями 1983 г.). Согласно этому документу, «не разрешается ведение иностранного промысла в исключительной экономической зоне США, а в отношении анадромных рыб, рыбных ресурсов континентального шельфа и за пределами ИЭЗ кроме случаев, когда ведение промысла осуществляется на основании разрешения правительства США или в соответствии с межгосударственными или международными соглашениями».

Применительно к рыболовству регулирование импорта осуществляется, в частности, исходя из видов рыб и других водных биоресурсов, которые могут явиться предметом поставок на внутренний рынок (тунец, анадромные, далеко мигрирующие и др.). По акту Министерства торговли США, например, в отношении импорта морских млекопитающих дается следующее определение – «выгрузка, ввоз и доставка какими-либо иными способами или попытка выгрузки, ввоза и доставки какими-либо иными способами на любую территорию, подпадающую под юрисдикцию США, вне зависимости от того, соответствуют или нет указанные действия понятию импорта, как это установлено таможенным законодательством США».
Важную составную часть правовой базы представляет законодательство штатов США, устанавливающих свои требования к ведению рыбного промысла и регулирующих внешнеэкономическую деятельность на территории, подпадающей под их юрисдикцию.

Показательно отношение властей США к любительскому рыболовству, которым занимается более 50 млн. чел. Особенно популярны некоторые заповедники, где официально разрешается рыбная ловля. Большая часть лицензий на рыбную ловлю внутри страны продается преимущественно местным жителям штатов США. Но рыбаку, приехавшему из другого штата, лицензия обойдется гораздо дороже – иногда даже в 20 раз.
Общие затраты на любительскую рыбалку, в том числе в прибрежных морских водах, составляют примерно 28 млрд. долл. в год. Половина этой суммы идет на оснащение, более четверти – на оплату проживания в домиках рыбаков и питание. В ряде случаев рыбная ловля в США разрешена с условием, что весь улов будет выпущен обратно в водоем.
Контроль за деятельностью иностранных рыбаков за пределами таможенной зоны США, установленной в пределах 3 миль от побережья, но в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) США (районы промысла, используемые мощности, виды рыб, объемы вылова, перегрузки и др.) осуществляется Национальной службой морского рыболовства.

Рыба, выловленная в ИЭЗ США иностранными судами и вывезенная за пределы экономической зоны, не рассматривается в качестве американского экспорта.
Рыба, выловленная американскими рыбаками за пределами таможенной территории США в исключительной экономической зоне страны или в других районах промысла за пределами США, не декларируется в качестве экспорта в таможенной службе этой страны. Исключение составляет штат Аляска, в котором местный закон устанавливает, что капитан судна по возвращении в порт обязан представить в Службу морского рыболовства документальный отчет о результатах лова, включая данные о выгрузках в иностранном порту.
Разрешение иностранным судам на работу в ИЭЗ США дается в исключительных случаях, как правило, в форме совместных предприятий с целью содействия американским рыбакам по выходу на внешние рынки. При этом квоты на прямой лов, выделяемые иностранцам, носят единичный характер и составляют крайне небольшие объемы видов рыб, не имеющих спроса внутри США.

В Закон о рыболовстве США, который предусматривает существенные ограничения для иностранцев, в 1998 году внесены такие более жесткие правила:
1) требование собственности США увеличено с 51% до 75%;
2) суда длиной более 165 футов, валовой вместимостью более 750 т. или с двигателями мощностью более 3000 л.с. стали неприемлемыми для использования в водах США при управляемом рыболовстве (кроме отдельных исключений);
3) ответственность в структуре Правительства США за управление исполнения этих требований судами более 100 футов возложена на Министерство транспорта и Морскую администрацию.

Заметим, что в России подобной защите национальной собственности не придается должного значения. С другой стороны, именно сверхмощные траулеры, в том числе под «удобным» флагами, быстро подрывают запасы имеющихся водных биоресурсов
Выгрузка доставленной иностранными судами свежей рыбы в порты США, а также выловленной в результате работы СП, не допускается, за исключением случаев, регламентированных специальными соглашениями с другими государствами. В последнем случае в соглашениях оговариваются порты США, объемы выгрузки и виды рыбы. По Своду законов США (раздел 4Б, п. 251а) установлена следующая норма: «За исключением случаев, предусмотренных соглашениями или конвенциями, участниками которых являются США, судну под иностранным флагом, даже если оно зарегистрировано как грузовое или иное, не разрешается выгрузка в порт США улова рыбы, взятого на борт в открытом море или рыбной продукции, произведенной в открытом море, а также рыбы или рыбной продукции, принятой на борт указанного судна в открытом море с борта другого судна, занимающегося операциями по вылову рыбы или ее переработкой».

Для российской рыбной торговли интересен подход США, который реализуется с 1976 года на основе раздела V «Закона о торговле» (1974 г.) и в соответствии с «Законом о торговле и тарифах» (1984 г.).
В процессе ежегодных пересмотров действия генеральной системы преференций (ГСП) Аппарат торгового представителя США проверяет, в частности, какие из ввозимых по ГСП товаров являются «достаточно конкурентоспособными и более не нуждаются в преференциальном тарифном режиме. Товары, превысившие устанавливаемый ежегодно «порог конкурентоспособности», выводятся из-под ГСП. При этом доля ввозимого страной товара не должна превышать 50% американского импорта этого товара или величину общей стоимости импортируемого товара, определенную ГСП.
По определенным критериям Аппарат торгового представителя разбивает товары по четырем спискам. Например, в список 1 включены товары из стран, объем импорта которых превысил «порог конкурентоспособности», т.е. составил более 50% всего импорта данного товара в США или более ежегодно установленной предельной суммы. В список 2 включены товары из стран, объем импорта которых приближается к «порогу конкурентоспособности». В частности, в 1998 году в него вошли рыбные товары из России (печень, икра, молоки рыб, икра черная).

В список 3 включены товары, общий импорт которых не превысил ежегодно установленную сумму. В отношении товаров из этого списка по решению президента США может быть отменено требование о непревышении «порога неконкурентоспособности». Такое решение принимается по итогам импорта за прошедший календарный год. В список 4 включены товары, которые ранее исключались из ГСП ввиду того, что их импорт превысил «порог конкурентоспособности», но по итогам прошедшего года их импорт вновь не превысил установленный порог.

Изложенный подход вполне может быть реализован в системе Минсельхоза России при назревшем расширении внешнеторговых функций.
Таким образом, действующая в США программа ГСП посредством введения односторонних преференций вообще и льгот тем секторам экономики некоторых стран, продукция которых не могла конкурировать на мировых рынках с товарами из других стран, предоставляет возможность первым осуществить на льготных условиях экспорт отдельных видов продукции на рынок США.

Важно, что, согласно сложившейся практике, в США ежегодно заранее публикуется статистическая сводка по импорту тех подпадающих под ГСП товаров, импорт которых приближается или уже превысил «порог конкурентоспособности» (для России это важно было бы в отношении импорта рыбных консервов). Такая сводка является предупреждением о том, что внесенные в соответствующие списки товары могут лишиться в будущем права беспошлинного ввоза в США.

Правила ГАТТ/ВТО по «Соглашению о правительственных закупках» освобождают закупки, совершаемые правительством и контролируемыми им агентствами, от соблюдения правила национального режима. Кроме того, на правительственные организации, которые ввозят нужные им товары, не распространяется обязательство предоставлять режим наибольшего благоприятствования торговле внешним поставщикам, ограничиваясь лишь проявлением к ним справедливого и беспристрастного отношения. Эти положения ВТО позволяют правительственным организациям покупать нужные им товары, если в этом есть необходимость, у внутренних производителей даже тогда, когда товары сопоставимого качества предлагаются иностранными поставщиками по более низким ценам. Именно данная практика реализуется в США в рамках Федеральной контрактной системы (ФКС), которая широко применяется как для закупок вооружений и военной техники для Минобороны США, так и для регулирования внутреннего продовольственного (и рыбного) рынка.

К сожалению, Россия пока не имеет соответствующего полноценного аналога системы государственных закупок.
Для справки целесообразно подчеркнуть особенности реализации в США ФКС:
- наличие непосредственного государственного хозяйствования или предпринимательской деятельности, определяемой в правовом порядке;
- регулирование государственного потребления и функционирования ФКС не рамками Гражданского кодекса (как в России), а особым разделом права – федеральным контрактным правом (которое совершенствуется на протяжении последних 80 лет);
- сложная, детально прописанная организация государственного рынка, наличие в нем четкой специализации и кооперирования производственных процессов с государственным планированием, программированием и контролем (особенно в системе Минобороны США);
- обеспечение конкурентности товаропроизводителей на рынке государственных контрактов;
- особая система ценообразования и стимулирования работы в интересах государственного бюджета, в связи с чем правительственные органы рассматривают федеральный контракт как особый экономико-правовой инструмент, стимулирующий конкуренцию на этом рынке среди корпораций-поставщиков;
- наличие разнообразных систем финансирования федерального контракта, включая использование залога, ибо федеральный контракт на товары, услуги и НИОКР, как это предусмотрено ФКС, является инструментом залога в коммерческих банках США.
При этом центральный банк США в лице Федеральной резервной системы (ФРС) – это гарант исполнения законодательства. Правление ФРС периодически устанавливает для всех федеральных ведомств США на территории всей страны «Перечень уполномоченных коммерческих банков» как кредиторов корпораций подрядчиков под гарантию ФРС.
Все это говорит о значительной сложности подготовительного процесса по присоединению России к ВТО. В стране не созданы целые экономико-правовые подсистемы современного рыночного хозяйства. В то же время эти подсистемы нашли практическую реализацию, как было показано в материалах Норвегии и США, на рынке рыбных товаров и услуг.

Правительственные структуры США, понимая важность для современной рыночной экономики России эффективного функционирования соответствующей федеральной контрактной системы, обоснованно выступают против поспешного присоединения России к ВТО.

4. КАНАДА

Большая часть добываемой рыбы перерабатывается в товары с более высокой добавленной стоимостью и экспортируется главным образом в США. Канада снабжает рыбными товарами более чем 100 стран мира. 90% экспорта Канады предназначено для США, Японии и ЕС. Главные изделия включают омара, креветку, краб, лосось.

1. Тарифные меры

Большинство ввозимых в Канаду рыбных товаров свободно от пошлин. Исключение составляют товары из печени, косули, омара, краба и некоторые обработанные (консервированные) продукты из тунца, макрели. Наибольший тариф для них – 11%. Канада не имеет приостановки действия пошлин на местах.
Льготные тарифные пошлины на рыбные изделия предназначены для стран Карибского бассейна, Мексики и Чили, согласно торговому соглашению с США. Канада использует также льготные тарифы для развивающихся стран.

2. Нетарифные меры

Канада не применяет квотирование и ценовые преференции (как протекционизм).

3. Прочие меры

С августа 1998 года по поправкам к законодательству по рыболовству Канада разрешила ремонт рыболовных судов США, занятых ловлей лосося в регионе, в своих портах тихоокеанского побережья, а также их снабжение. На атлантическом побережье Канады разрешается ремонт всех судов США.

В соответствии с Законом о прибрежном рыболовстве (ст. 5) канадским судам не разрешают транспорт рыбы, перегруженной во внешних водах Канады, если для этого нет разрешения. Для гарантированного контроля промысла тихоокеанского лосося и осуществления выборки Канада реализует специальную экспортную программу «в море». Согласно этой программе, по крайней мере 75% от промысла этой разновидности должно быть обработано на обозначенных предприятиях (перед экспортом).

4. Правительственные финансовые субсидии

В последние годы канадское правительство сокращало поддержку цен на рыбные товары и поддержку судов. Осуществленные субсидии были направлены на переход к ответственным мерам рыболовства. Это нашло свое проявление при отзыве лицензий, регулировании рыбной ловли и региональных программ развития для реструктурирования рыбной ловли. Созданный экономический механизм позволяет рыбной промышленности нести большие (чем прежде) затраты на управление рыболовством, науку, портовое хозяйство и др.
Важно, что в Канаде есть законодательные основы для субсидирования затрат на топливо для рыбаков.

5. Другие меры и инструменты национальной рыболовной политики

Канада разработала Программу управления качеством водных биоресурсов, производимых как внутри страны, так и импортируемых. При этом в нее включены все элементы НАССР. По «Программе контроля импорта» Отдел рыболовства контролирует импортируемые изделия до их реализации в Канаде. Система контроля охватывает как рыбные товары, так и технологию их производства.

Принципиальные положения Программ контроля импорта включают в себя следующие основные моменты:
1) все импортеры должны быть лицензированы и обязаны уведомлять власти относительно поставок;
2) все изделия контролируются при первичном импорте. В случае обнаружения дефектов товар включается в Список предупреждения импорта и при последующем импорте таких же товаров подлежит особому контролю;
3) изделия вне Списка предупреждения импорта контролируются при каждой пятой поставке или по крайней мере один раз в год;
4) для некоторых инспекционных действий (с порчей продуктов) предусматривается компенсационная плата.
Канада выпустила специальную руководящую инструкцию по контролю за загрязнением рыбных продуктов химическими примесями и токсинами. В частности, это касается контроля за максимальным уровнем ртути, мышьяка, ДДТ и других токсинов. Более подробная информация относительно процедур контроля импортируемых рыбных продуктов в Канаду имеется на сайте Канадского агентства контроля продовольствия.

6. Инвестиционные ограничения в секторе рыболовства

6.1. Инвестиции в рыболовном флоте
Главное ограничение касается рыболовных компаний, которые имеют уровень иностранной собственности (акции и др.) более 49%. Им запрещается выдача рыболовных лицензий. Такая практика введена с 70-х годов и предназначена для предотвращения доступа иностранных компаний к водным биоресурсам через полное или частичное приобретение канадских компаний, уже имеющих соответствующие лицензии. На практике могут делаться исключения для компаний с небольшим удельным весом иностранной собственности. При росте иностранной собственности в таких компаниях лицензия прекращается.

6.2. Инвестиции в обрабатывающую промышленность
Нет какого-либо ограничения на присутствие иностранной собственности в рыбообрабатывающих компаниях, если они не ведут собственного промысла. Канадские рыбообрабатывающие компании, имеющие более чем 49% иностранной собственности, не могут иметь канадские рыболовные лицензии.

6.3. Другие меры
Суда под иностранными флагами могут быть уполномочены (лицензированы) для рыболовства в канадских территориальных водах в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями по рыболовству (типа Соглашения НАФО по многостороннему сотрудничеству в северо-западной Атлантике). Кроме того, иностранные суда получают право на промысел в рамках чартерных (арендных) договоров с канадскими компаниями. Однако это не является принятой практикой в канадском рыболовстве.
В Канаде нет жестких ограничений на экспорт товаров в виде уполномоченных организаций и квот на поставки продукции на экспорт (за исключением товаров, по которым действуют международные соглашения – зерно, мясо и др.). Условием экспортной деятельности компаний является наличие соответствующей лицензии (в Канаде на конец 2000 года насчитывалось более 300 фирм-экспортеров рыбных товаров). Все экспортируемые и импортируемые рыбные товары подлежат контролю качества и должны иметь сертификат. Нет экспортных пошлин на рыбные товары.

В Канаде нет такой проблемы, как вылов, производство и поставка на экспорт рыбных товаров, выработанных за пределами таможенной территории. Промышленное рыболовство в основном осуществляется мелким рыболовным флотом в своей рыболовной зоне. Законодательством предусмотрены обязательные портовые инспекции в канадских портах.
В канадских портах с иностранных судов разрешается выгружать рыбу, вывезенную непосредственно из районов промысла (но обязательно наличие сертификата).

5. МАРОККО

Марокко – член ВТО и в силу географического положения (в марокканской зоне можно добывать 1,5-2,0 млн. т. рыбы) является важной рыболовной страной.
Действующее законодательство Марокко разделяется на следующие направления:

1. Законы о границах территориальных, рыболовных и экономических зон, включая проблему западносахарского побережья;

2. Законы о правилах рыболовства, организации промысла национальными и иностранными судами в водах Марокко;

3. Законы, декреты, постановления, касающиеся сохранения и охраны сырьевых ресурсов, развития и функционирования национальной рыбной промышленности;

4. Соглашения с иностранными государствами в области рыболовства и участия Марокко в работе международных организаций по проблемам морского права и рыболовства.
Спецификой внутригосударственного правового режима Марокко (у побережья Зап. Сахары) является то, что он не вполне совпадает с международно-правовой основой из-за нерешенности установления границ с Мавританией.
Лицензия на лов для марокканских граждан и компаний выдается только на три месяца. Установлена оплата лицензии в зависимости от валового тоннажа судна (по шкале).
Наибольший интерес представляют не нормы национального рыболовства, а нормы торговли товарами и услугами (с точки зрения соответствия нормам ВТО).

В развитии рыбохозяйственного сектора Марокко существенная роль отводится такому инструменту регулирования движения капиталов, как законы относительно капитальных вложений в морскую отрасль. С 1973 года акцент в экономической политике делался на льготы по приобретению новых судов. Но при этом приобретение флота рассматривалось как самоцель в решении проблем отрасли, в то время как развитие других ее компонентов (портовой и береговой инфраструктуры, цепи «холода» и др.) положениями закона от 1973 г. не стимулировалось. Такая ситуация привела к тому, что Марокко, начав развивать свой морской добывающий флот, столкнулась с отсутствием возможностей его обслуживания и сохранения добытых гидробионтов в своих портах, вследствие чего пришлось обращаться за этими видами услуг на близлежащие Канарские острова.

Принятый в апреле 1984 года парламентом страны закон о морских капитальных вложениях пытается исправить недостатки предыдущего кодекса путем стимулирования инвестиций в те направления развития рыбохозяйственного сектора, которые заложены в планы развития отрасли. При этом в нем содержится разумный баланс между льготами, создающими предпосылки дальнейшего развития как береговой обрабатывающей и обслуживающей базы, так и добывающего прибрежного и морского флота.

По этому закону новые рыбодобывающие предприятия, предприятия по аквакультуре, портовые предприятия, судоремонтные производства освобождались от налога на импорт и использование имущества, которое относится к импортируемым орудиям производства, оборудованию и инвентарю, определены гарантии на перевод чистой прибыли, распределяемой иностранцами и т.д. Этот опыт Марокко сегодня важен для России, поскольку показывает, как в национальном законодательстве осуществлялась экономическая поддержка рыбного хозяйства.

В 1992-1995 гг. были приняты дополнительные решения по оказанию помощи судовладельческим организациям, а именно: снижена процентная ставка за кредиты, отсрочены платежи по кредитам, изменены ставки по страхованию судов, поставке топлива для рыболовных судов по мировым ценам, увеличены затраты государства на развитие портов и их инфраструктуры и др. Очевидно, что членство Марокко в ВТО не препятствовало созданию определенных преференций и повышению своей конкурентоспособности на мировом рынке.
Решению этих задач стали способствовать новые функции Национального управления рыболовства (НУР) Марокко, которое с 1996 г. является техническим инструментом проведения в жизнь правительственной политики в области устройства и развития сектора морского рыболовства, оперативной базой для повышения эффективности сектора, инструментом обеспечения и координации увеличения внутреннего потребления и развития экспорта. Кроме того, Национальное управление рыболовства должно будет заниматься специальным обеспечением рыбаков (создание системы социального страхования рыбаков, страхования рыболовных судов, предоставление гарантий погашения ссуд и кредитов, выделяемых в рамках программы развития сектора), а также финансовым обеспечением развития сектора посредством создания Фонда поддержки модернизации и развития сектора прибрежного рыболовства.

Указанный Фонд должен формироваться за счет части отчислений от налога на фрахтование судов и позволит НУР предпринять комплекс мер по модернизации флотилии судов прибрежного лова и содействию повышения цен на рыбную продукцию.

Деятельность Фонда ориентирована на выполнение функций:
- предоставление субсидий в модернизацию судов;
- предоставление средств на переоборудование судов;
- учреждение фонда гарантий кредитов, предоставленных участникам программ.
Таким образом, НУР стремится стать уже не только мозговым центром, но и «локомотивом» развития и модернизации рыбной промышленности.

Представляется, что подготовка присоединения России к ВТО должна, в частности, привести к реорганизации функций ФАР с увеличением функции избирательного государственного субсидирования и льготного кредитования своего рыбного хозяйства (здесь опыт НУР следует принять к заимствованию).
В январе 1995 г. были утверждены два документа, касающиеся работы иностранного флота в водах Марокко. В постановлении Министерства морского рыболовства и торгового флота от 18 января 1995 г. «Об условиях выдачи разрешений на фрахтование иностранных судов для пелагического промысла в южной зоне» определены условия выдачи разрешений на фрахтование физическими или юридическими лицами Марокко иностранных рыболовецких судов для ведения промысла (районы и объекты лова, порядок предоставления заявки на получение разрешения, выдача разрешений, условия получения лицензии, отчетность о вылове и выпущенной продукции, перегрузках продукции и снабжении судов).

Согласно декрету от 20 января 1995 г. «О размерах отчислений в пользу Национального управления по рыболовству», установлены отчисления, идущие на финансирование развития и модернизации программ, покрытие расходов, связанных с содержанием наблюдателей на судах (1,0 млн. дрх. за фрахт судна и 10% от стоимости реализованной конечной продукции), определены сроки и порядок уплаты указанных тарифов. Таким образом, частично были изысканы средства на развитие морского рыболовства и создание дополнительных рабочих мест.

Министерством морского рыболовства Марокко ведется поиск новых внутренних возможностей развития рыболовной отрасли, а также новых форм кооперации с иностранными государственными, коммерческими и научными структурами. Параллельно реализуется целый комплекс программ по многим направлениям, ниже изложены лишь некоторые направления поддержки отрасли – наиболее важные и поглощающие основную часть правительственных финансовых ресурсов, направляемых в рыбное хозяйство.

Поддержка судостроения и убыточных видов промысловой деятельности

Марокко – развивающаяся страна, многие годы не имевшая собственного крупнотоннажного флота, поэтому проблема приобретения новых и модернизации действующих судов стоит для нее достаточно остро. В 1997 г. принята к реализации самая крупная программа по данному направлению, касающаяся частичного финансирования государством расходов судовладельцев по модернизации судов прибрежного лова. Намеченные операции преимущественно относятся к снятию с эксплуатации и замене судов старше 15 лет или полному их переоборудованию. В частности, программа предусматривает установку оборудования по охлаждению трюмов тральщиков, модернизацию рыбацких лодок и т.д. Механизм операции состоит в следующем: судовладелец, намеревающийся модернизировать свое судно (или приобрести новое при списании ныне действующего), готовит досье, которое рассматривается Национальным управлением рыболовства. В случае его одобрения государство выделяет безвозмездную субсидию, покрывающую от 15 до 20% предполагаемых расходов, остальная часть финансируется самим судовладельцем. Причем он может рассчитывать на госгарантии при получении банковского кредита. Государство также способствует созданию системы гарантий кредитования и путем учреждения обществ взаимного поручительства.

Другой формой финансирования судовладельцев, хотя и косвенной, стало издание в январе 1995 года декрета о фрахтовании иностранных пелагических тральщиков марокканскими предпринимателями. Выданные 27 промысловых лицензий были распределены среди судовладельцев, основным видом деятельности которых являлся промысел головоногих. В последние годы из-за резкого падения уловов именно эти судовладельцы несли наибольшие убытки. Возможность взять в аренду (формально) иностранное крупнотоннажное судно на крайне выгодных условиях позволяет им частично поправить свое положение. Ежегодно 3-4 млн. долл. США доходов от промысла пелагических видов рыб умышленно недополучается государством, оставаясь в распоряжении частных марокканских предприятий, не несущих фактически никаких расходов по эксплуатации этих судов.

В 2004 году РФ и Марокко подписали первое соглашение, по которому квота на вылов мелких пелагических рыб на три года была выделена России на компенсационной основе.
Повышение рентабельности кустарного рыболовства – еще одно направление финансовой поддержки со стороны государства. Основной проблемой в данном случае является отсутствие соответствующей береговой инфраструктуры. Правительство занимается финансированием строительства современных рыбацких поселков, где обязательно должны быть складские помещения, холодильники, рыбоперерабатывающие предприятия, рынки и системы утилизации отходов. Для строительства поселков правительство привлекает японские субсидии (следует отметить, что за последние 20 лет одни только японские субсидии в марокканское рыбное хозяйство в рамках межправительственных соглашений составили более 100 млн. долл. США).

Рыбные порты

На севере Марокко проводятся работы по строительству новых и реконструкции старых рыбных портов. Южные порты также будут переоборудованы. Особое внимание марокканцы уделяют г. Дахла в Зап. Сахаре. Здесь создан льготный инвестиционный режим для развития рыболовной инфраструктуры.

Кадры, наука, страхование

Фиксированная часть всех отчислений иностранцев за право лова в марокканской зоне поступает на счета марокканских научных и учебных институтов.

В Марокко, где более половины населения неграмотно, реализуется программа специальной подготовки для работников сектора морского рыболовства и рыбоперерабатывающей промышленности, не имеющих никакого элементарного образования. Цель – ликвидация неграмотности и профессиональное обучение работников с охватом 10000 человек, составляющих около 10% от общего числа занятых в секторе.

В 1998-99 годах под эгидой министерства рыболовства была развернута кампания по страхованию морского промысла, касающаяся трех основных моментов: страхование работников, банковских ссуд и рыболовных судов.

Поддержка перерабатывающей промышленности

В связи с падением уловов прибрежного флота и спроса на мировом рынке на сардину в консервах марокканского производства мощности консервных предприятий загружены на 50%. В связи с этим правительство поддерживает поиск возможностей производства новых продуктов, а также обеспечивает льготы при инвестировании в производство продукции с высокой степенью переработки, а значит и более высокой добавленной стоимостью.

Одним из конкретных примеров реализации стратегии диверсификации рыбопереработки стала экспериментальная программа внедрения новых способов переработки и сбыта сар

Юрий БОБЫЛОВ, к.э.н., ведущий научный сотрудник ОАО "ВНИЭРХ"

  • Юрий БОБЫЛОВ, к.э.н., ведущий научный сотрудник ОАО ?ВНИЭРХ?