В очередь за кадрамиДефицит рабочих кадров и специалистов среднего звена - еще одна проблема рыбохозяйственного комплекса России. |
Правительство обратило внимание на проблемы рыбаков, и у отрасли появилась надежда на возрождение. Вместе с тем возрастает и спрос на специалистов. Однако за годы «перестройки» в системе отраслевого образования страны произошли кардинальные изменения, в результате которых сложился дефицит кадров с уровнем начального и среднего профессионального образования. О том, почему так произошло, как восстановить систему и есть ли в этом необходимость, мы побеседовали с представителями администрации Приморского края, руководством Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа и рыбаками.
Советское профессиональное образование в доперестроечный период представляло мощную систему подготовки квалифицированных кадров, в том числе рабочих специальностей. Продуктивность этой системы была обусловлена политикой государства, которая предусматривала, в частности, тесное сотрудничество учебных заведений с предприятиями. За каждой организацией было закреплено то или иное профессиональное училище, которое занималось подготовкой специалистов для данной отрасли. Организации поддерживали образовательные учреждения, предоставляли места для практик, наставников для молодых специалистов, давали социальные гарантии, обеспечивали жильем. Они были заинтересованы в подготовке кадров для себя и отрасли, потому и вкладывали средства и силы.
Учебные заведения в то же время готовили кадры и для остальных, более мелких предприятий. Такая схема была действенной и эффективной. В 90-х годах кризис переживали почти все предприятия. Соответственно, пытаясь удержаться «на плаву», они были вынуждены отказываться от социальной «нагрузки», и понятие «базового предприятия» кануло в прошлое. Финансирование всех учебных заведений резко сократилось, как и помощь от работодателей. Ситуация заставила учебные заведения приспосабливаться, самостоятельно работая на рынок труда.
Еще долгое время – более десятилетия – предприятия использовали имеющийся резерв людских ресурсов. Это привело к тому, что сегодня средний возраст рабочих приближается к пенсионному, а процесс пополнения кадров молодежью почти прекращен.
Дефицит кадров со средним и начальным профессиональным образованием на сегодняшний день обусловлен не только отсутствием сотрудничества образовательных учреждений с предприятиями. Продолжается период реформирования профессионального образования, связанный с сокращением, ликвидацией учебных заведений, а также передачей их в состав университетских комплексов – сегодня вузам разрешено готовить специалистов всех уровней – начального, среднего и высшего. Как сообщил начальник управления профессионального образования департамента образования и науки администрации Приморского края Владимир МОИСЕЕНКО, в результате реструктуризации в Приморье из 47 учебных заведений среднего и начального профессионального образования осталось 33.
- Сокращение произошло и потому, что сегодня мы приближаемся к демографической «яме», – поясняет Владимир Васильевич. – 10 лет назад выпускников 9-х классов было 33-34 тысячи, сегодня – не больше 19 тысяч. Произошло уменьшение числа потенциальных абитуриентов на 40%. Еще 5 лет назад мы набирали 11 тысяч учащихся на программы начального профобразования, сегодня всего 6 тысяч. Сокращение приема произошло на 35%, а это значит, что вполне естественен сложившийся дефицит в рабочих кадрах. Тем не менее доступность и бесплатность профессионального образования сохраняется и обеспечивается в полной мере.
Планы набора на программы начального профессионального образования мы составляем на перспективу. Берем количество выпускников 9, 11 классов до 2012 года, проводим анализ. Традиционно этот уровень образования ежегодно привлекал внимание примерно 17,5% выпускников 9-х классов, и около 12-13% выбирали выпускники 11-х классов. Исходя из этих расчетов, мы формируем планы набора и определяем количество бюджетных мест. Например, в прошлом году план составлял 6200 человек в краевые учреждения, а в этом – 6030. Улучшение демографической ситуации произойдет лет через 5, только тогда наборы начнут увеличиваться, а значит, уменьшится дефицит.
Произошли изменения и в финансировании и подотчетности образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования. Раньше мы были в структуре Министерства образования и науки РФ, финансировались из федерального бюджета. С 2005 года учреждения начального профессионального образования были переданы субъектам федерации и финансируются за счет средств краевой администрации. Среднее профессиональное образование сейчас разделено: часть учебных учреждений, профильных, передана соответствующим ведомствам (Минсельхоз, Минтранс и т.д.), остальные остались в структуре Министерства образования. Это привело к сокращению финансирования. И если финансируемые из федерального бюджета средние учебные заведения получают необходимые средства в относительно достаточном объеме, то начальные заведения испытывают недостаток финансирования. Особенно это касается средств на капитальный ремонт, покупку оборудования и т.д.
Эту ситуацию директора училищ, колледжей и лицеев пытаются улучшить за счет внебюджетной деятельности. Процент бюджетных и внебюджетных средств для каждого учебного заведения индивидуален и зависит от многих факторов. Наиболее «обеспеченные» в бюджетном плане сегодня это специальности сферы обслуживания – повара, парикмахеры, продавцы. Они зарабатывают, оказывая услуги населению.
В результате того что сегодня все начальные и средние учебные заведения в поисках дополнительного финансирования начали готовить на платной основе «популярных» экономистов, юристов и т.д., произошло перепроизводство этих специалистов. Ситуация на рынке труда обострена, потребность в рабочих специалистах высока и будет ежегодно расти.
Сегодня в рыбной отрасли Приморья наибольший дефицит специалистов составляют электромеханики, электрики, судовые электромонтажники и электромонтеры, сварщики, трубопроводчики, плотники и столяры, а также еще целый ряд рабочих наименований.
Согласно данным МОТ – Международной организации труда – экономика страны успешно развивается, когда на 1 инженера приходится 4-7 рабочих. В России сегодня происходит обратный процесс. Все стремятся получить высшее образование. По мнению Владимира Моисеенко, одной из основных причин сегодняшних проблем среднего и начального профобразования является неконтролируемая система набора в высшие учебные заведения.
- Сегодня вузы «тянут одеяло на себя», любой ценой набирая студентов на коммерческой основе, – сетует Владимир Васильевич. – Конечно, высшее образование сегодня – площадка для бизнеса и развития, а уровень среднего, и особенно начального профобразования, при любых условиях не может конкурировать с уровнем высшей школы. Однако университеты набирают всех, независимо от уровня подготовки выпускника и его способности осилить программу высшего образования. Из года в год при этом вузы увеличивают число абитуриентов. И это при дефиците людских ресурсов, демографическом кризисе. Я понимаю, что эта ситуация складывается во многом из-за того, что вузы испытывают бюджетный дефицит. Средства, полученные от студентов, они вкладывают в развитие университета.
Мы ведем большую работу со школами, объясняем, что права детей на получение высшего образования никто не ущемляет, но процесс образования должен быть последовательным. Если выпускник не знает даже таблицу умножения и поступает в вуз, то какого специалиста в итоге мы получим? Мы ни у кого не отнимаем право поступать туда, куда ему хочется. Но ведь можно сначала получить начальное, среднее профессиональное образование, поработать, а дальше есть вечерние, заочные формы получения высшего образования. Нужно регулировать этот вопрос, для его стабилизации нужна новая правовая база. А пока такая ситуация будет сохраняться, мы будем все острее испытывать дефицит рабочих кадров.
Из-за скудного финансирования была реорганизована система профильных училищ. Например, профучилище № 5, которое готовило специалистов для флота, пришлось ликвидировать, передав его контингент в училище № 7. Оно, в свою очередь, вошло в состав Морского государственного университета им. Невельского и продолжает готовить специалистов с уровнем начального профобразования. Училище № 35 в поселке Славянка, которое специализировалось на подготовке специалистов для рыбохозяйственной деятельности, было также передано в состав одного из университетов. Оно изменило статус на институтский, и впредь там будет вестись подготовка специалистов всех уровней: 22 программы начального профессионального образования, 8 программ среднего, 8 программ высшего, а также профессиональная подготовка рабочих программ, программы дополнительного образования.
Подготовку специалистов со средним уровнем образования для рыбной отрасли продолжают готовить Дальневосточное морское училище и Владивостокский морской рыбопромышленный колледж.
«Потребность в крае на все виды рабочих специальностей, – говорит Владимир Моисеенко, – примерно 12,7 тысяч, в то время как мы выпускаем ежегодно 6,5 тысяч. Получается, что только «официальный» дефицит на сегодня составляет более шести тысяч специалистов. С учетом тех компаний, которые не подают информацию ни в службу занятости, ни в муниципальные администрации, фактические цифры, безусловно, больше».
Например, дефицит кадров для службы на флоте в ЗАО «РИМСКО» составляет порядка 50 человек рядового и командного состава. По словам начальника отдела кадров ЗАО «РИМСКО» Татьяны Беляевой, летом, в период отпусков, эта цифра увеличивается до 200. Основной недостаток компания испытывает в механиках и газоэлектросварщиках.
В скором времени в свете последних тенденций (планы о проведении во Владивостоке АТЭС, усиление внимания правительства к проблемам морской инфраструктуры и в целом к развитию Дальнего Востока) потребность в квалифицированных кадрах еще больше возрастет. Это время не за горами, и проблема требует скорейшего решения.
Владивостокский морской рыбопромышленный колледж в 2005 году провел исследование потребности кадров с высшим, средним и начальным профессиональным образованием. Было протестировано порядка 75% всех рыбохозяйственных компаний Приморья. Полученные данные свидетельствуют, что ежегодная потребность в специалистах с начальным профессиональным образованием в крае составляет 5402 человека, средним профессиональным – 1032, с высшим – 310. Более того, руководство колледжа абсолютно уверено, что при предоставлении достойных условий труда студенты и курсанты готовы идти работать в отрасль. Это мнение подтверждается данными анонимного исследования, проведенного среди учащихся колледжа. Ими поделился начальник ВМРК Евгений ДУБОВИК.
- Полгода назад мы решили ввести новую систему по взаимодействию с работодателями, которая заключается в адресном распределении выпускников на предприятия. Для этого мы опросили 115 студентов и курсантов на предмет того, готовы ли они участвовать в такой программе и после окончания колледжа идти работать на отраслевые предприятия? В бюджетных группах такое предложение заинтересовало 56,5% респондентов, в коммерческих группах около 30%. Смысл программы состоит в том, что на последнем или предпоследнем курсах студент или курсант начинает получать стипендию от предприятия. Закончив колледж, он идет, естественно, работать на это же предприятие. Я думаю, что большинство ребят поддержали нашу идею не потому, что могут получать эти деньги сегодня, а потому, что серьезно относятся к своей будущей профессии и готовы идти работать по специальности. Эти цифры говорят о том, что, когда государство предоставляет возможность учиться бесплатно, ребята делают свой выбор осознанно и ответственно.
Сегодня при осуществлении наборов мы стараемся уделить больше внимания сиротам и малоимущим, ведем работу по привлечению ребят из отдаленных районов края. Предоставляем им общежитие, кормим и совершенно бесплатно проводим для них подготовительные курсы, готовим их к поступлению. Сегодня в ВМРК обучается более 70 сирот и около 80 ребят из малообеспеченных семей, большинство из них иногородние. На северном побережье Приморья есть ряд крупных, прибыльно функционирующих рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий. Мы стараемся, чтобы и они были обеспечены кадрами.
Еще один камень преткновения на пути ликвидации кадрового дефицита в отрасли – это то, что после окончания учебного заведения студент, курсант идет в армию. Процент возвращающихся после службы в отрасль существенно снижается. «Мы пришли к выводу, что для решения проблем по распределению студентов на предприятия не обойтись без единого координационного, консультационного центра, – рассказывает Евгений Олегович. – Думаю, что он должен функционировать, например, на базе существующей Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, членами которой мы все являемся. Мы уже направили в Ассоциацию соответствующее письмо со своими предложениями и надеемся, что нам помогут. Также мы ведем активную работу с крайвоенкоматом, с флотом, потому что и здесь видим действенные механизмы решения этой проблемы, которые заключаются в том, чтобы распределять, дислоцировать наших ребят в определенных воинских частях города и края, а именно – тех, деятельность которых больше всего применима к нашим специальностям – судовождение, судомеханика.
Ребята, которые планируют получать целевое вознаграждение, будут служить в этих частях, а координационный центр будет иметь возможность осуществлять мониторинг прохождения службы этими ребятами, а потом их возвращения на предприятия».
Однако следует констатировать, что начальный и средний уровень профессионального образования недостаточно востребован среди молодежи. Поэтому неудивительно, что сегодня рыбопромышленные компании испытывают дефицит кадров именно рядового плавсостава. Молодые люди ищут «чистую» работу. Если раньше для сферы промышленности и сельского хозяйства у нас готовили 80% специалистов со средним и начальным образованием, а 20% – для сферы обслуживания, то сейчас все наоборот. По мнению наших собеседников, методами решения существующих проблем начального и среднего профобразования являются ужесточение государственного контроля над количеством набора на внебюджетной основе в вузы, над выдачей лицензий на право ведения образовательной деятельности многочисленными вновь открываемыми образовательными заведениями и филиалами, повышение требований к контролю качества подготовки специалистов. Неотъемлемым фактором является и увеличение государственного финансирования учебных заведений, направленного на улучшение материальной базы, компьютеризации учебного процесса, повышение заработной платы работникам образования.
Также восстановление системы начального и среднего профессионального образования во многом зависит от привлекательности самих предприятий, – мест будущей работы молодых специалистов. А это, прежде всего, подразумевает пути экономического стимулирования молодежи, которое может выражаться в дополнительных стипендиях, ходатайствах и рекомендациях для поступления в вузы и получения высшего образования по вечерней, заочной, дистанционной формам обучения или системе предоставления льготных кредитов для молодежи на покупку жилья. Ведь если раньше, в 60-70-х годах, в Приморье человек, отработав на путине от 2 до 5 лет, мог заработать на квартиру, то сейчас мы не можем говорить о такой возможности для молодых специалистов. Поскольку сами предприятия находятся сегодня не в лучшем состоянии.
Положение таково: с одной стороны, отрасль испытывает значительный налоговый пресс, с другой – далеко не всегда эти средства доходят до образования. Вследствие чего предприятие при решении кадровых вопросов нередко вынуждено платить дважды.
Все в общем согласны с тем, что сегодня работодатели должны заниматься подготовкой кадров еще на стадии их обучения. Однако государству в таком случае следует заинтересовать предприятия в такой деятельности законодательно. Самое простым и, пожалуй, действенным механизмом было бы возвращение системы обязательного трудоустройства выпускников сузов и вузов, получивших обучение за счет бюджетных средств, на отраслевые предприятия. Ни для кого не секрет, что сегодня, поддерживая систему бюджетного обучения, государство несет большие потери: ведь большинство выпускников не идут работать по специальности. «Не проще ли на законодательном уровне решить вопрос, чтобы бюджетные студенты «отрабатывали» государству вложенные в них средства, – рассуждает Евгений Дубовик. – Конечно, как бы мы сегодня ни агитировали поступать молодежь в наше заведение, они видят, какая сейчас жизнь, какой уровень зарплат, каковы условия труда у рыбаков.
Ни для кого не секрет, что работа на морально и физически устаревшем флоте не соответствует тому уровню зарплаты, который существует в отрасли. И далеко не все в данной ситуации зависит от самих рыбаков. Здесь важна политика государства, его отношение к рыбному хозяйству. В последние годы отрасли правительством уделяется все больше внимания, и результат очевиден – происходит укрупнение и укрепление рыбохозяйственных предприятий, прежде всего в финансовом плане. Соответственно выстраивается и политика в области кадров.
Например, сегодня потребность для береговых служб и флота ООО «Управляющая компания БАМР» испытывает больше в кадрах с высшим образованием (85%). Однако ожидается, что в ближайшем будущем в компании возникнет дефицит кадров со средним и начальным уровнем профобразования для инженерно-технических и обслуживающих служб. Поэтому уже сейчас ведется работа в этом направлении с вузами, другими учреждениями профобразования. Стабильность компании, система социальных гарантий и отсутствие задержек заработной платы способствуют формированию кадрового резерва.
«Кадровой проблеме сегодня уделяют особое внимание те компании, которые стабильно развиваются, – отмечает начальник Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа. – Сегодня возрождается система, когда крупные компании покупают квартиры своим специалистам – капитанам, механикам, тем кто может ловить рыбу и следить за машиной. 7-8 лет назад у человека, идущего в море, не было никаких гарантий того, что он защищен и получит свою зарплату. Сегодня ситуация меняется, на тех предприятиях, где проходят практику наши курсанты, таких проблем нет». Постепенно складывается нормальная рабочая ситуация: предприятия заинтересованы в привлечении кадров, учебные заведения заинтересованы в привлечении абитуриентов. Осталось выработать единый механизм взаимодействия работодателя и образовательного учреждения с привлечением существующих структур, таких, как АРПП, которые могут оказать содействие и стать курирующим органом.