Журнал «Fishnews»

Золотая рыбка

Журнал «Fishnews – Новости рыболовства» предлагает рассмотреть вопросы ценообразования на рыбу и продукцию из нее и ответить на главный вопрос: дешевая рыба – это миф или реальность? О будущем снижении цен на рыбо- и морепродукты сегодня не рапортует разве что ленивый чиновник. Работа идет по всем направлениям – утверждается упрощенный порядок оформления судов в портах, подразумевающий сокращение количества проверяющих структур и времени самих проверок; разрабатывается положение о торговле рыбопродукцией на специально созданных на территории РФ биржах, которые призваны исключить большое число посредников между рыбаком и покупателем, и т.д. Пойдут ли эти нововведения на пользу или во вред, мы сможем убедиться лишь после их внедрения на практике. Однако уже сейчас возможно проследить самые затратные составляющие «золотой рыбки» и оценить возможность снижения цен на живое золото.

Весь «жизненный цикл» рыбы, т.е. путь из морей на стол народный, можно условно разбить на три этапа: первый – это собственно рыбалка, последующая переработка и доставка рыбы в порт; второй – хранение ее в холодильниках в порту; и третий – закупка товара оптовиком и доставка его непосредственно в магазин на прилавки. Каждый из вышеперечисленных этапов можно разбить на множество составляющих, затраты на каждый из которых, в конечном счете, и определяют цену.

Рыбак

Итак, какие же затраты несет рыбохозяйственное предприятие? Для наглядного примера мы рассмотрели статьи расходов рыбной компании, занимающейся прибрежным промыслом и имеющей береговой завод по переработке. Предприятие расположено в Сахалинской области. Учитывая все нарастающие темпы внедрения программы «Рыбу – на берег», наш выбор вполне объясним.

Расходов много. Первой и основной статьей значится заработная плата экипажам судов, переработчикам, офисному и иному обслуживающему персоналу, которая составляет 21% от суммы израсходованных за год средств (расходная часть годового бюджета – немногим более 350 млн. рублей). Другой, не менее весомой статьей, являются затраты на ГСМ, составляющие 11-12% бюджета. Сюда включено и топливо для добывающего флота, и для собственной дизельэлектростанции, обеспечивающей бесперебойную работу перерабатывающего комплекса. Затраты на топливо, конечно, будут чуть меньше, если предприятие будет работать от городских электросетей.

Однако значительной экономии в любом случае не получится ввиду высокой стоимости энерготарифа. На Сахалине и Чукотке самая высокая стоимость электроэнергии в стране, по сравнению с Москвой каждый киловатт/час здесь дороже на целый рубль. А если учесть, что на удаленных островных территориях существует проблема с бесперебойным снабжением потребителей электричеством, то выбор рыбопромышленников в пользу собственного дизеля становится очевидным. С другой стороны, постоянный рост цен на топливо может не оправдать ожидания рыбаков.

Следующей внушительной статьей расходов являются налоги, на уплату которых было направлено 8% от годового бюджета, или около 30 млн. рублей. Сюда входит и плата за ВБР
Далее по убывающей: фрахт стоимостью 50 долларов за тонну за год обошелся компании более чем в 23,5 млн. рублей. «Уйти» от фрахта можно лишь имея собственное транспортное судно, однако расходы на его содержание, скорее всего, будут соразмерными стоимости фрахта. Более того, основные добывающие регионы, рыбные анклавы, так или иначе удалены от основной массы потребителей рыбо- и морепродукции, проживающей на материковой территории, причем в его западной, а не восточной части. Потому транспорт, водный или наземный, является неотъемлемой статьей «рыбных» расходов.

Ежегодная выплата по кредиту на переоборудование берегового перерабатывающего комплекса с уплатой процентов по нему – почти 20 млн. рублей (5,6% от годовых расходов). Немногим меньше обошлось снабжение, которое включает в себя закупку необходимых продуктов питания, тару, спецодежду и т.д. – около 15 млн. рублей. Ремонтные работы, в том числе и на перерабатывающем заводе, обошлись предприятию также в 15 млн. рублей. На необходимые научные работы было направлено 3,2% или чуть более 11 млн. рублей. На закупку основных средств производства – 2,8%. Столько же ушло на обеспечение должного технического снабжения компании (включая покупку ЗИПов и сетеснастных материалов).

Почти невесомые в процентах, однако существенные для бюджета статьи расходов: страхование (экипажей, судов, заводских мощностей и проч.), хранение и портовые сборы (включая лоцманские услуги, оформление прихода – отхода судна, услуги буксира и т.д.) составили 0,6% или 1 млн. 800 тыс. рублей, 0,98% или 3,5 млн. рублей и 0,06% или чуть больше 225 тыс. рублей соответственно. Остальные 30% бюджета – прочие расходы компании, среди которых, безусловно, заложена немалая доля средств, которая идет на взятки чиновникам и проверяющим.

Порт

Затратив почти 400 млн. рублей, удалось выловить, переработать и доставить рыбопродукцию в порт «на материк». Далее портовики оказывают весь требуемый набор услуг, среди которых выгрузка продукции в камеры, в подвижной состав, в автомашины. Стоит услуга по выгрузке от 778 до 1000 рублей за тонну брутто. За каждый день простоя у причала судовладелец несет убытки в размере 80-100 рублей за погонный метр. Самая затратная портовая составляющая – это хранение. На большинстве холодильников действует так называемая прогрессивная схема, когда каждый последующий месяц хранения обходится компании-владельцу груза все дороже. В среднем стоимость хранения в холодильнике одной тонны рыбопродукции стоит 20 рублей и увеличивается на 3-5 рублей ежемесячно. Сюда, как поясняют специалисты, входят затраты на электроэнергию, амортизационные расходы на оборудование, услуги по ведению учета, заработная плата обслуживающего персонала и т.д.

Продавец

Следующим звеном, по сути, является продавец. Это может быть крупная ритейлерская сеть или же частный предприниматель, поставляющий продукцию в розничную сеть. Розничные цены складываются, помимо прочего, под влиянием спроса и предложения. Продавец исходит из закупочной цены производителя или посредника и класса продукции. Торговая наценка на рыбопродукты «повседневного спроса» – минтай, навагу, камбалу – не может быть большой, их попросту не купят. Основная прибыль (и торговая надбавка) идет от так называемых продуктов «класса люкс» – гребешка, краба, чавычи, форели и т.д. Вторая немаловажная составляющая – это транспортные расходы. Если продукция реализуется в прибрежных регионах, то продавец может воспользоваться «бюджетным» автомобилем. Аренда транспорта – почасовая и в зависимости от тоннажа авто составляет от 300 до 800 рублей. Более дорогой железнодорожный транспорт. В частности, аренда одной рыбосекции (180-850 тонн) от Владивостока до Москвы стоит примерно миллион рублей (в зависимости от грузоподъемности).

Далее – хранение. Аренда холодильных мощностей (например, 40 футовый холодильник) – 20-25 тыс. в месяц (сюда входит аренда земли, электроэнергия). Плюс оплата работ обслуживающего персонала на холодильнике – грузчиков, кладовщиков и прочее.

Продавец также тратится на аренду торгового места. И оно тем дороже, чем это самое место выгодней и «проходимей». Продавцу, как и рыбаку, необходимы кредиты на развитие бизнеса, например, на закупку оборудования, витрин, которые стоят по 4 тыс. евро за одну секцию и т.д. Банки пока неохотно идут на сотрудничество с малым и средним бизнесом, а потому деньги выдают небольшие, зато под большие проценты – в среднем под 16% годовых. Предприниматель и этот расход закладывает в стоимость товара.

Далее – зарплата продавцам и обслуживающему персоналу на торговой точке. В среднем она составляет 4-5% от реализации. Это стимул для работы продавцов, ведь конкуренция на рынке большая. В стоимость рыбы плюсуются также налоги (если это ИП, то – вмененный налог и НДС). Если товар бракованный, то его приходится просто выкинуть, а убытки опять-таки заложить в «ликвид». В торговую надбавку, по сути, закладываются издержки обращения.
В итоге цена от закупочной увеличивается на 10-60%. Прибыль продавца составляет от 5 до 15%. Торговля рыбопродукцией, как и сама рыбалка, – бизнес сезонный. Для торговли самые сложные периоды – это посленовогоднее затишье и летняя пора. Поэтому единых цен нет. Во время путины цена на рыбу падает.

Вывод

В рыночной экономике цена является одним из основных показателей конкурентоспособности продукции. Говоря о возможном снижении цен на рыбо- и морепродукты, необходимо четко осознавать структуру ценообразования на данный сегмент товаров и обоснованность каждого его элемента. Понимая, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги, можно определить резервы снижения себестоимости.

Аналитики журнала «Fishnews – Новости рыболовства», подсчитав себестоимость минтая (б/г), пришли к заключению, что рыбацкие предприятия работают на грани возможного и вынуждены покрывать расходы за счет более высокорентабельных объектов. Если речь идет о минтае, то это – икра, если речь идет о многовидовом промысле, то это – треска, палтус и проч. Ведь если предприятие производит убыточную или малоприбыльную продукцию и не может увеличить объем продаж, в результате чего произошло бы снижение затрат и рост массы прибыли, то ему придется снимать такую продукцию с производства, уступая свою долю рынка конкурентам.

Российская рыбопродукция не будет конкурентна по цене с зарубежной до тех пор, пока не будут снижены затраты на ее производство. Проанализировав основные статьи расходов, можно заключить, что большую их долю составляют: заработная плата, налоги, топливо, транспортные расходы, а вовсе не портовые сборы или большое число посредников.
Возможно ли путем госрегулирования установить фиксированные цены на рыбу? Возможно. Однако в долгосрочной перспективе это вряд ли даст положительный эффект. Вероятно, целесообразней было бы вести целенаправленную протекционистскую политику по отношению к рыбакам. Ввести дотации на топливо, разработать эффективные программы кредитования рыбохозяйственных предприятий, внедрить лизинговые программы по переоборудованию перерабатывающих комплексов или постройке нового флота, снизить налоговое бремя. Именно так у предприятий появится возможность последовательно снижать цену товара, увеличивая продажи, и вытеснять конкурентов. А обещания о дешевой рыбе станут реальностью.

Ксения ПИСАРЕВА