Практика торговли рыбо- и морепродуктами на аукционах распространена во многих развитых прибрежных странах – в Японии, Корее, Китае, Норвегии – и действует уже не один год. Грамотная организация, развитая инфраструктура, все нарастающий спрос на рыбо- и морепродукты, а значит, и прогрессирующая возможность продать товар как можно выгоднее, привлекают на зарубежные площадки большое число промысловиков.
В России пока о такой возможности лишь говорят, делается же в части ее реализации мало.
В целом рыбаки поддерживают позицию Президента России Владимира Путина о необходимости развития в России биржевой торговли сырьевыми товарами, обозначенную в Послании Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 года. Однако считают, что меры государственной поддержки развития рыбохозяйственного комплекса должны носить экономический, а не императивный характер, что соответствует мировой практике торговли.
Вопрос об организации специализированных торговых площадок в прибрежных регионах для реализации валютоемких биоресурсов поднимался самими рыбаками неоднократно. В том числе и до заседания Государственного Совета по вопросам эффективного управления рыбохозяйственным комплексом России, которое прошло в Астрахани 31 августа 2007 г. и стало для рыбацкого сообщества судьбоносным. Тогда Президент поручил Правительству в срок до 1 декабря 2007 года рассмотреть возможность проведения рыбных аукционов на территориях прибрежных субъектов России. Именно аукционов, как сегодня подчеркивают рыбаки, а не бирж.
Биржа – это иной способ формирования оптового рынка, когда организация биржевых торгов и их проведение производится организацией, являющейся биржевым посредником между покупателем и продавцом и посредниками – брокерами. При этом регулирование торгов (т.е. установление обязательных для участников правил торгов) производится посредниками, но не участниками торгов. Организация рыбных аукционов не аналогична биржевой торговле и не подразумевает реализацию через посредника – товарную биржу или иного «централизованного контрагента». Аукцион, по сути, предполагает прямой контакт продавца (в данном случае – рыбопромысловую компанию) и покупателя.
Именно аукцион, как менее затратный и более эффективный способ взаимодействия, возможно, помог бы снизить стоимость рыбопродукции на внутреннем рынке, потому как сама суть этой идеи предусматривает отсутствие излишних посредников на торговом рынке.
Биржевая же торговля является одним из наиболее дорогостоящих способов реализации товара, потому как подразумевает обязательную уплату взносов за членство на бирже, за аккредитацию брокеров, гарантийных взносов для обеспечения надлежащего исполнения биржевого контракта участниками биржевых торгов, что повлечет за собой вывод из оборота на неопределенный период времени значительной части денежных средств. Помимо этого – уплата биржевых сборов в виде процента от цены сделки и других затрат, свойственных именно биржевому способу продаж. Все эти затраты, включая содержание биржевых площадок, аппарата посредников (аппарата управления биржи, биржевого совета, брокеров и брокерских контор как обязательных фигур биржевых торгов) будут включены в себестоимость продукции, увеличивая тем самым цену ее реализации.
Другой нюанс – обязательность биржевой нормы. В Ассоциации добытчиков минтая считают, что торговля биоресурсом должна осуществляться беспрепятственно в рамках существующего законодательства и основываться на принципах неприкосновенности частной собственности, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Эти же принципы, по мнению минтайщиков, должны служить и основным ориентиром всей правотворческой деятельности.
- Мы не против биржевых торгов как таковых, – говорит вице-президент дальневосточной Ассоциации добытчиков минтая, председатель совета директоров ОАО «ТУРНИФ» Григорий АБОВСКИЙ. – Мы считаем, что ничего не мешает биржам начать работу уже сегодня без внесения каких-либо изменений в действующее законодательство. Если они смогут создать условия, которые будут для нас привлекательными, мы будем сбывать свою продукцию через специализированные биржевые площадки. Мы против принудительных биржевых торгов. Более этого, это противоречит статье 8 Конституции РФ, поскольку ограничивает свободу нашей экономической деятельности. Мы считаем, что данная правовая норма должна носить не императивный, а диспозитивный характер. С другой стороны, действие ФЗ «О рыболовстве…» не распространяется на отношения покупателей рыбопродукции и иностранных продавцов, что ставит российских рыбаков в заведомо неравные условия. Наиболее эффективный способ продажи должна определять компания-собственник сырья, что отвечало бы и интересам производителей, и покупателей, и населения. В противном случае наш товар станет попросту неконкурентоспособным на мировом рынке.
Что же касается прозрачности и возможности контроля биржевых сделок, так эти процедуры мало чем отличаются от уже существующих. Ведь сегодня все сделки, которые заключают рыбаки, фиксируются банками, обеспечивающими их. Объемы же рыбопродукции, идущие на экспорт, хорошо известны контролирующим органам. Данные о количестве биоресурсов на борту промысловиков постоянно фиксируются в бортовом журнале. Эта информация запрашивается и на контрольных точках.
С другой стороны, много ли компаний в России готовы разом скупить несколько тысяч тонн минтая или его икры и не вступят ли они в ценовой сговор? Ведь рыба – это скоропортящийся товар. Готовы ли холодильные мощности и портовая инфрастуктура принять и обслужить такой объем продукции? В конце концов, есть ли на нее столь высокий спрос на внутреннем рынке?
«К снижению цен на рыбу может привести лишь ценовой сговор среди покупателей, – поясняет начальник отдела по коммерческим операциям с сырьем ТД «Восточные рыбные промыслы» Евгений ИВАНОВ. – Если во время квотных аукционов игра шла на повышение, то в данном случае она будет идти на понижение. Рыбакам просто будет некуда деться, ведь им необходимо реализовать свой товар так или иначе. Создание биржи выгодно крупным оптовикам. Они будут закупать большие партии и хранить на своих складах, а потом продавать по более высокой цене. Вместо понижения цен для потребителей и роста настоящей конкуренции может получиться всего лишь имитация последней».
«Безусловно, после начала работы рыбной биржи на российском рынке вырастет объем предложения, однако прогнозировать увеличение спроса мы не можем, – говорит заместитель председателя правления «Восток-1» по производству и маркетингу Павел КУЛИКОВ. – В теории же, да и на практике тоже, спрос должен рождать предложение, а не наоборот».
Другой не менее важный момент – проверка качества и безопасности выставляемых на торги рыбных лотов. По заявлению представителей Госкомрыболовства, покупатель не будет знать, кому принадлежит рыбопродукция, из какого сырья, на каком оборудовании и по каким технологиям она произведена. Исходя из многолетней практики, рыбаки полагают, что ни один экспортер мирового уровня не решится на подобную сделку. Даже у одного производителя продукция выпускается различная (к примеру, в зависимости от времени вылова сырья). В первую очередь пострадают валютоемкие виды, такие, как икра минтая, которая даже сейчас продается только через аукционы. Возможным выходом могла бы стать, например, ассоциация брокеров-технологов, которая бы брала на себя обязательства по проверке и инспектированию продукции, полагает Евгений Иванов.
Вместе с тем некоторые покупатели рыбопродукции, частные предприниматели, поставляющие рыбу в мелкие розничные сети, выступают за наличие биржевого или иного посредника, который бы контролировал качество товара и был ответственным за него. Ведь зачастую, при закупке небольшого тоннажа у индивидуального предпринимателя нет возможности проверить качество всей партии, поэтому обнаруживающиеся убытки он включает в отпускную цену. Также поступает и крупный оптовик.
Вероятно, в спорах о целесообразности введения рыбных бирж и об их будущей работе точку поставит лишь непосредственный опыт. Однако при всех прочих равных очевидно одно: Россия пока не готова к введению такого механизма торгового взаимодействия уже лишь потому, что для этого нет соответствующих условий. В частности, не развиты портовая, транспортная и иная инфраструктуры, призванные чисто технически обеспечить электронный оборот рыбы и морепродуктов.
Учесть мнения всех и каждого и разработать действительно эффективный порядок биржевой торговли рыбопродукцией призвана рабочая группа, сформированная при Совете Федерации. На данный момент сенаторы поддерживают мнения рыбаков о том, что реализация рыбо- и морепродуктов будет осуществляться на добровольной, а не принудительной основе. Да и руководитель Государственного Комитета по рыболовству Андрей КРАЙНИЙ все чаще призывает не спешить с внедрением биржевых площадок, напоминая о том, что на данный момент ни одна сырьевая биржа (по продаже зерна, нефти) в России так и не заработала.