Журнал «Fishnews»

Рыба в лодке или в реке – что волнует больше?

Тихоокеанский лосось представлен в Приморье тремя видами: горбуша, кета и сима. Их численность никогда не была высокой, а в последние два десятилетия находится на низком уровне. Даже в самые благоприятные годы объемы добычи лососей не превышали 1,5-2 тыс. тонн. При этом основную долю уловов составляет горбуша (более 90%), а замыкает тройку сима, промысел которой и вовсе запрещен. Естественно, что несанкционированный вылов лососей официально нигде не учитывается. Вместе с тем, по оценкам специалистов, он в два-три раза превышает официальный.

Воспроизводство этих видов обеспечивается различными условиями: если численность горбуши еще способна пополняться за счет природных популяций, то кета получает весьма ощутимое пополнение со стороны рыбозаводов. Устойчивые стада кеты имеют более 20 рек Приморья, при этом более 65% всех подходов этой рыбы обеспечивают всего три реки: Аввакумовка, Барабашевка, Рязановка.

Численность поколений этих видов имеет значительные различия в четные и нечетные годы. Так, если в 2000 г. вылов горбуши достиг 5 682 тонн, то уже в 2001 г. он составил всего 19 тонн. Значительные колебания в межгодовом аспекте имеют и подходы кеты в реки южного Приморья (рис.1): самые низкие были отмечены в период с 1996 по 1998 гг.

Следует также отметить, что воспроизводство кеты в реке Рязановка обеспечивается заводом на 100%, а в реке Барабашевка – на 90%. При этом, начиная с 1992 г., она имеет сходную динамику подходов. Это может свидетельствовать о формировании единой единицы запаса кеты в период нагула молоди в Амурском заливе, основу которой составляют заводские особи. В последние три года отмечается некоторое увеличение подходов кеты в реки Приморья, но кардинального роста ее численности ждать не следует.
Что касается симы, заходящей на нерест практически во все реки и ручьи края, то численность ее невысока, и поэтому промышленной добычи не ведется. В последние годы проводятся эксперименты по заводскому воспроизводству симы на Рязановском и Барабашевском заводах, но о результатах также говорить пока рано.

Из этого следует, что природные популяции лососей в реках Приморского края не способны обеспечить устойчивый промышленный лов. Причин тому несколько. Прежде всего, влияние оказывает само расположение региона: Приморье находится на юге района обитания лососей, что, естественно, приводит к более низкой продуктивности. Кроме того, реки края в основном предгорные, короткие, с малыми площадями природных нерестилищ. Более того, вырубка лесов в поймах рек не способствует нормальным режимам на нерестилищах. Не последнюю роль играет и относительно высокий уровень заселенности этого дальневосточного региона и, как следствие, широко распространенное браконьерство на приморских реках, что оказывает негативное воздействие на численность лососевых, особенно в малоурожайные годы. В этих условиях можно сделать однозначный вывод – альтернативы искусственному разведению в крае нет.

Теория, проверенная временем

Разведение тихоокеанских лососей в мире имеет более чем вековую историю. В настоящее время в АТР действуют более 700 лососевых заводов (рис. 2) с ежегодными объемами выпуска около 5 млрд. штук молоди. На первом месте по количеству выпускаемой молоди стоит Япония, на втором – США. Заводы этих стран выпускают чуть меньше 2 млрд. штук молоди в год (рис. 3). Далее следуют Россия и Канада.
Искусственно воспроизводятся 6 видов тихоокеанских лососей, однако основными объектами являются кета (59%) и горбуша (29%).

В России первый лососевый завод появился в 1909 г. на реке Амур. В настоящее время на российском Дальнем Востоке действуют 52 лососевых завода с общим выпуском около 700 млн. шт. молоди шести видов рыб. Обращает внимание на себя тот факт, что в последнее время появилось довольно большое количество заводов с негосударственной формой собственности. Наибольший вклад в этом отношении вносят сахалинские лососевые заводы, на долю которых приходится 87,6% выпускаемой молоди. При этом структура выпуска в целом по России показывает, что более половины составляет кета и около 47% горбуша (рис. 4). На долю остальных четырех видов приходится чуть больше 2%.

В общих уловах доля тихоокеанских лососей от искусственного воспроизводства велика. В Японии она достигает 90%, на Аляске – около 30%, в Республике Корея – и вовсе все 100%.
Вклад разведения лососей на отечественных заводах в их общий улов на Дальнем Востоке России различается по регионам. Так, по мнению и.о. директора ФГУП «КамчатНИРО» Сергея Синякова, на Камчатке он не превышает 2%. На Сахалине, напротив, высокие уловы кеты обусловлены в основном работой заводов. Уловы горбуши также на 10-15% обеспечены благодаря рыбоводству. Несмотря на низкие уловы осенней амурской кеты в последние годы, они на 20% обеспечены работой заводов, на материковом побережье Охотского моря эта цифра составляет 15%.

В середине 80-х гг. прошлого века до начала строительства Рязановского ЭПРЗ в Приморском крае Рязановка не относилась к продуктивным лососевым рекам ни по площади естественных нерестилищ, ни по заходам производителей (рис. 5).
Анализ протяженности рек Амурского залива и нерестовых площадей в них показывает, что река Рязановка на момент выбора ее как базовой реки завода находилась только на 4 месте, а по заходам производителей она вообще занимала последнюю позицию. Тем не менее, после начала работы завода численность кеты реки постепенно начала возрастать и к 1992 г. достигла уже 35,9 тыс. штук. В настоящее время завод обеспечивает закладку икры за счет собственной группировки и может позволить осуществлять промышленное изъятие. По оценкам специалистов, осенью 2007 г. к реке подошло около 26 тыс. производителей. Данный факт красноречиво говорит о возможности строительства лососевых заводов на приморских реках, в которые в настоящее время не заходят производители кеты или их численность в этих реках очень низкая.

Тем более что мировым опытом уже давно доказана эффективность искусственного воспроизводства лососей. Хотя и здесь необходимо учитывать определенные моменты. С экономической стороны искусственное разведение требует определенных затрат, и не малых, в то время как для природного воспроизводства требуется лишь охрана нерестилищ в период нереста рыб. Но, наверное, еще большую роль играет тот факт, что при искусственном разведении приобретают актуальность экологические проблемы, начиная от нарушения структуры природных популяций при выборочном отлове производителей до смешения заводских популяций с природными, последствия которых пока до конца не оценены.
Отсюда следует вывод, что наиболее рационально поддерживать естественное воспроизводство, где это возможно, а где его нет – развивать искусственное.

Стоит отметить, что вопрос сохранения генофонда популяций лососей при организации их искусственного воспроизводства, несмотря на более чем столетнюю историю лососеводства, стоит очень остро и в настоящее время. Заводы осуществляют выпуск молоди в природную среду, поэтому важнейшей компонентой их эффективной деятельности является экологическая. Это подразумевает необходимость осуществления экологического мониторинга и проведения оценки степени влияния рыбоводного завода на состояние естественных популяций лососей.

Естественно, что для понимания процессов, происходящих в заводских популяциях лососей, нужен эталон. Им может служить только природная популяция, не затронутая искусственным разведением. При этом природная популяция должна быть именно в той природной зоне, где функционируют лососевые заводы. Сравнение процессов, происходящих в природной и заводской популяциях, позволяет выработать оптимальные режимы разведения лососей на предприятии.
Однако это в идеале. Реально провести данные исследования очень сложно. При строительстве любого завода на первое место выходит экономическая составляющая, а именно соотношение прибыль/затраты. По выражению одного специалиста, занимавшегося разведением лососей в Америке: «Рыба в лодке – это все, что нас волнует». У многих специалистов по разведению лососей именно эта точка зрения превалирует и сейчас.

На научной основе

Если учитывать все перечисленные проблемы и низкую численность производителей в неурожайные годы, для развития лососеводства в Приморье необходима научно обоснованная программа – «Лосось Приморья». Попытки ее создания уже предпринимались прежде, но они оказались не совсем успешными.

С учетом особенностей гидрологических районов края и распределения по рекам Приморья воспроизводства тех или иных видов лососевых при разработке программы необходимо выделить 4 рыбоводных зоны. Ими должны стать северная зона – реки Тернейского района, центральная зона – реки Ольгинского и Лазовского районов, южная зона – реки, впадающие в залив Петра Великого, и амурская зона – реки, являющиеся притоками Амура. В настоящее время для разработки проекта наибольший интерес представляют три рыбоводных зоны – южная, центральная и северная. Очевидно, что в каждой из них будут свои особенности организации разведения лососей. Тем не менее, объединяющим фактором должна стать неизмененная генетическая структура воспроизводимых популяций кеты, симы и горбуши.
Таким образом, в каждом из перечисленных районов должны быть определены охраняемые реки, в которых еще возможно сохранить естественный нерест. В них самих, а также на притоках этих рек не должно осуществляться строительство рыбоводных заводов. Полный покой рекам должен обеспечить статус «особо охраняемых водотоков».

В южной рыбоводной зоне, куда входят реки, впадающие в залив Петра Великого, охраняемой рекой следует определить Нарву. В ней еще возможно сохранить естественный нерест кеты и симы. Отлов кеты в данной реке для закладки икры на Рязановский завод и отсутствие охраны от браконьеров привел тому, что в сезон 2006 г. осенью на ней не было обнаружено ни одного нерестового бугра. Прекращение отлова уже в следующем году привело к появлению на реке около 430 нерестовых бугров.

В центральной рыбоводной зоне, куда в основном входят реки Лазовского и Ольгинского районов, такой рекой должна стать Аввакумовка. В ней до настоящего времени сохраняется естественный нерест кеты и симы. В северной рыбоводной зоне (реки Тернейского района) охраняемой должна стать река Самарга, где сохранилась популяция горбуши и симы и куда продолжает заходить кета.

Положительный опыт строительства рыборазводных заводов на малопродуктивных лососевых реках существует на Аляске, где тем самым достигается сохранение природных популяций. В то же время реки, которые не обладают достаточным количеством естественных нерестилищ, позволяют за счет строительства заводов поддерживать общую высокую численность лососей. Та же стратегия отмечается и в тихоокеанских штатах Америки, где 25 лососевых заводов, принадлежащих коренному населению, расположены на малых реках.

С учетом американского опыта и практических результатов деятельности Рязановского завода на непродуктивных лососевых реках Приморья возможно постепенное создание промышленных популяций за счет строительства рыборазводных заводов. Дополнительным плюсом от рассредоточения подобных хозяйств по побережью Приморья с его большой протяженностью станет более полное использование кормовой базы молодью лососей в приустьевых пространствах рек.

В то же время отдельное внимание стоит уделить разведению горбуши, так как оно имеет свои особенности, влияющие на месторасположение будущих заводов. Так, после снижения численности амурской кеты в бассейне Уссури основу уловов лососей в Приморье стала составлять горбуша, основные запасы которой сосредоточены на севере Приморья (северная рыбоводная зона). В свое время предпринималась попытка заводского воспроизводства горбуши на юге Приморья (Барабашевский ЛРЗ), куда завозили икру с Сахалина. Однако ни одного возврата в итоге отмечено не было. Основной причиной тогда назвали температурный барьер в заливе Петра Великого в летний период. Дело в том, что на Сахалине горбуша начинает нереститься в августе при температуре от 12 до 18 градусов. Однако на юге Приморья в реках такая температура отмечается лишь в октябре, когда хода горбуши уже нет.

Таким образом, горбушевые заводы имеет смысл создавать лишь в северной зоне. При этом они должны способствовать уменьшению различий между четными и нечетными годами у горбуши, хотя в целом их не исключат. Так, на Аляске, несмотря на деятельность рыборазводных предприятий, заводская горбуша сохраняет различия между поколениями (рис. 6).

Разведение симы на Дальнем Востоке получило свое развитие в Японии и России. Однако, по сравнению с результатами разведения кеты, уловы симы заводского воспроизводства не так масштабны. В период с 1999 по 2001 гг. японские заводы выпускали в среднем 16,5 млн. штук молоди этой рыбы, средний вылов за годы составил всего 950 тонн. Коэффициент возврата составляет около 3%. Естественно, для получения смолтов рыбоводы несут большие затраты.

В России же результаты по возврату вообще не оцениваются, хотя в отдельные годы выпуск сеголетков симы достигал порядка 2 млн. штук. Проблема – в очень сложной биологии этого вида в пресноводный период ее жизни. Немаловажное значение имеет и высокая стоимость самого процесса культивирования симы. Для условий Приморья, кроме того, до сих пор не разработана и не утверждена биотехника культивирования этого вида. Оба лососевых завода занимаются закладкой икры и выпускают в основном молодь на стадии сеголетка, что не дает возможности оценить возврат от данных выпусков, так как молодь продолжает жить в реке еще до 2 лет.

Таким образом, для включения симы как объекта воспроизводства в практику работы заводов необходимо дополнительное финансирование разработки биотехники ее разведения, чего нет на протяжении уже многих лет. Вместе с тем целесообразность культивирования этого ценного по пищевым качествам лосося очевидна. Например, на рынках Японии сима ценится значительно выше горбуши, кеты и даже кижуча. Да и приморцам не нужно доказывать преимущества симы перед другими видами лососей.

Показательный возврат

Результат деятельности рыборазводного завода – коэффициент возврата производителей в родную реку. Практика показывает, что возврат кеты может быть от долей процента до 6%. Причем низкие коэффициенты получаются по целому ряду причин: от устаревшей технологии воспроизводства, отсутствия воды с нужными температурами, до плохих кормов и выпуска молоди с различными заболеваниями. С учетом особенностей Приморья возврат может достигать 1,5%. При этом средние коэффициенты по этому показателю на Рязановском и Барабашевском заводах – 0,38-0,53%. На этом фоне природный возврат в реку Аввакумовка – 1,45% – выглядит весьма показательно. Для сравнения: возврат кеты на заводах Кореи достигает 1,5%, возвраты по горбуше также могут быть в пределах от 0,5 до 1,5%.

Строительство завода требует существенных средств, которые зависят от его мощности, места строительства, региона и других особенностей. При этом, по данным ФГУ «Приморрыбвод», по состоянию на 2007 г. удельные капитальные затраты (капитальные затраты на одного покатника) для Приморья составляют около 15 рублей, а удельные эксплуатационные затраты – 1,3 руб. на покатника. И хотя приморские заводы не идеально подходят для экспертного анализа (проблемы с водоснабжением действующих заводов не позволяют закладывать икру на инкубацию в рамках проектной мощности), исходя из этих цифр, можно попытаться оценить эффективность работы лососевого завода.

Так, при 1% возврата кеты со средней массой в 3,5 кг в каждом килограмме рыбы 37,14 рубля будут составлять расходы на воспроизводство. При таком уровне затрат рентабельным завод становится только при коэффициенте возврата, равном 1% и выше. При более низких показателях заводы, не имеющие государственной поддержки, не смогут обеспечить свое экономическое благополучие.

Известно, что при увеличении мощности завода, если позволяют параметры водоисточника, рентабельность работы повысится, т.е. возрастут капитальные затраты и снизятся эксплуатационные. Однако для Приморья характерны проблемы с водой, наступающие в период зимней межени. Поэтому мощность завода должна определяться не на административном уровне, а лишь на основе предпроектных проработок.

Еще одной особенностью Приморья является растянутость нерестового хода лососей в реки. Например, на юге края ход кеты начинается в первой декаде октября и заканчивается в декабре. В силу этого икра от первых партий закладки начинает свое развитие при высоких температурах воды, а икра последних партий – при более низких. И если на стадии проектирования не разработать эффективную систему водоснабжения, в итоге с завода будет выпускаться разнокачественная молодь, что, естественно, скажется на коэффициентах возврата.

Не подвергается сомнению и необходимость оптимизации составляющих элементов завода с целью снижения капитальных и эксплуатационных затрат. В частности, предполагается отказаться от строительства жилья при заводах.
По экспертным оценкам специалистов, добычу лососевых рыб в Приморье можно увеличить до 7-11 тыс. тонн. Каковы же пути повышения уловов этих ценных объектов промысла? Начинать необходимо с определения стратегии развития лососеводства и программы строительства заводов по рекам. В каждой из рыбоводных зон должны работать 1-2 государственных завода и несколько частных предприятий. Методические рекомендации по разведению лососей в зоне, естественно, формируются государственными заводами.

На настоящий момент в южной зоне уже существуют заводы. В центральной и северной зонах планируется строительство двух предприятий – места их размещения будут определяться в ходе подготовки рыбоводно-биологических обоснований. После формирования устойчивых стад или популяций лососей на государственных заводах в каждой зоне целесообразно строительство частных заводов, которое должно осуществляться в рамках разработанной и утвержденной программы (по типу программы «Лосось Приморья»). С учетом ограниченного количества производителей в реках края должна быть принята строгая очередность строительства заводов по зонам с постепенным наращиванием выпуска молоди по годам.

Геннадий КУРГАНСКИЙ ФГУП "Тинро-Центр", Виктор МАРКОВЦЕВ ФГУП "ТИНРО-Центр"