- Основная причина сложившейся ситуации, на мой взгляд, кроется в резком снижении численности действующего современного рыболовного флота и, соответственно, – в снижении объемов добычи и переработки рыбопродукции. Все это, несомненно, приводит к значительному сокращению рабочих мест в отрасли в целом. Для нас, Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, как для отраслевого вуза, конечно, наиболее важным является трудоустройство выпускников морского профиля. И здесь мы с сожалением констатируем, что современный рыбопромысловый флот не способен сегодня принять тот объем молодых специалистов, который готовится и выпускается российскими морскими учебными заведениями.
С другой стороны, сами выпускники, которые могли бы занять вакансии на судах рыбопромыслового флота, попросту не идут туда. Но и здесь, на мой взгляд, все упирается в состояние технической базы отрасли, ведь на сегодняшний день рыбопромысловые суда находятся в крайней степени моральной и технической изношенности. И, конечно, работа на них требует больших усилий, причем не только физических, но и психологических. В то же время наши рыбопромышленные компании очень низко оценивают труд моряков. В частности, если сопоставить заработки в рыбопромышленных компаниях Европы, Америки, Азии или судоходных компаниях – отечественные рыбаки «отстают» по этому показателю в 2-2,5 раза. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев рыбаки лишены каких бы то ни было социальных гарантий, поддержки – у молодого специалиста попросту нет заинтересованности в том, чтобы держаться за рабочее место в своей компании. Несомненно, этот важный момент в связи с переходом флота из государственной собственности в частные руки у нас в стране был упущен.
Поэтому в поисках отправной точки в данном вопросе, на мой взгляд, необходимо обращаться именно к работодателям. Когда они поймут, что дефицит кадров на рынке труда вызван, в первую очередь, непривлекательностью самого рынка, думаю, будет и положительный результат. И выпускники наших отраслевых вузов и ссузов в поисках достойных условий труда смогут, наконец, сделать выбор в пользу российского рыбопромыслового флота.
- Является ли такое положение вещей следствием неотлаженного диалога между предприятиями и учебными заведениями или здесь имеет место и недостаточный уровень подготовки самих кадров, не устраивающий работодателей?
- Несомненно, все это звенья одной цепи, и отсутствие связи между учебными заведениями и рыбохозяйствующими компаниями также не создает должной атмосферы взаимодействия между участниками процесса. К нам довольно часто обращаются иностранные компании, которые готовы уже с 3-4 курса брать под свою ответственность «воспитание» будущих специалистов для своей компании, параллельно выплачивая им учебную стипендию.
Российские рыбопромышленные компании мы также приглашаем к подобному сотрудничеству, предлагая участвовать в подготовке специалистов не на этапе написания выпускником диплома, а в тот момент, когда ребята еще только отправляются на практику, чтобы будущий работодатель мог заинтересовать их в работе именно в данной компании. К сожалению, встречной инициативы от них мы пока не видим.
Дело в том, что наши работодатели продолжают работать и мыслить по старинке, когда молодой специалист распределялся по окончании учебы на обязательную отработку в течение трех лет на производство, не имея возможности покинуть ту компанию, в которую его направили. В настоящее время отсутствуют какие-либо законодательные акты, принуждающие выпускника вуза или ссуза отрабатывать этот необходимый срок в отрасли. И на этом этапе наши российские предприятия оказались попросту неготовыми вступить в нормальные рыночные отношения. У нас привыкли говорить так: «Мы российское предприятие – пришлите нам кадры». Но ведь практически все российские предприятия являются сегодня негосударственными, а значит, наравне с зарубежными коллегами, на общих условиях должны приобретать кадры у бюджетных государственных образовательных учреждений, возмещая затраты на подготовку специалиста. Сегодня этого, к сожалению, нет.
Если бы работодатели пошли на трехсторонние договоры (между вузом, будущим специалистом и предприятием), в которых было бы прописано, что предприятие выплачивает стипендию, обеспечивает в ходе учебы будущего специалиста практикой, стажировкой, а в дальнейшем готово предоставить молодому работнику определенный пакет гарантий, льгот, конечно, выпускники шли бы туда с охотой и большим желанием. С подобными предложениями мы не раз обращались к нашим рыбацким организациями, в частности, в Ассоциацию рыбопромышленников Северо-Запада, но пока дальше разговоров на тему «давайте кадры» дело не идет.
- Несомненно, возможность заключения подобных соглашений, обеспечивающих гарантированное трудоустройство по специальности будущему выпускнику, смогло бы привлечь и ребят в отраслевые учебные заведения. Ну, а как бы вы отнеслись к перспективе признания работы курсантов в плавсоставах в качестве альтернативной службы? Стоит отметить, что подобная перспектива в прошлом году была предложена главой Госкомрыболовства Андреем Крайним.
- Это непростой вопрос, и давать однозначную оценку этому предложению я бы не спешил. Прежде всего, оно требует тщательной проработки, сложного согласования со всеми заинтересованными ведомствами, министерствами и признания на государственном уровне. Однако есть в нем, на мой взгляд, и явно слабый момент, который опять же упирается в проблему современного состояния отечественного флота. Мы уже обрисовали ситуацию с возрастом рыболовецких судов, с условиями труда на них, а теперь добавьте к этому низкую зарплату и частые задержки с ее выплатой по возвращении рыбаков из рейса, и мы получим весьма неприглядную картину. А если дополнить это «обязаловкой» с прохождением в таких условиях альтернативной службы, то мы попросту потеряем набор – вряд ли кто-то согласится на это добровольно.
Боюсь, что подобное нововведение сегодня может обернуться новыми проблемами. Здесь необходимо учесть все многочисленные аспекты вопроса, в противном случае, у нас и выйдет – хотели как лучше, а получилось как всегда.
- До сих пор мы смотрели на озвученные проблемы с точки зрения вузов. Но вам приходится общаться на тему отраслевого образования и с работодателями – как «практики» оценивают сам уровень подготовки кадров, устраивает ли их результат – насколько эти кадры потом применимы на практике?
- Хочу отметить, что подготовка морских кадров в нашей академии, и в целом в российских вузах отрасли, соответствует самым высоким требованиям стандартов. Должен отметить, что наши выпускники весьма успешно работают на всех флотах и в настоящее время большинство из них занимает ведущие, руководящие посты на предприятиях, в администрациях портов, ведомствах и министерствах – все это лишний раз доказывает их высокую квалификацию. Кстати, именно поэтому очень велик спрос и за границей на наших специалистов, прошедших признанную во всем мире российскую морскую школу. Показателен и тот факт, что степень подготовки наших моряков намного превосходит даже требования Международной конвенции «О подготовке и дипломированнии моряков и несении вахты» 1978 г.
А что происходит дальше, почему после получения морского диплома они оказываются невостребованными – я уже говорил. Тем более специалист такого уровня сам осознает, что может устроиться на более высокий заработок, на более достойные условия труда. Конечно, в условиях рынка он будет искать то предложение, которое максимально будет соответствовать его требованиям, и то место, где ему смогут обеспечить достойное вознаграждение за его труд, где его будут ценить по достоинству.
- Как же тогда заинтересовать работодателей «воспитывать» для себя молодые кадры?
- На самом деле работодатель сам должен понимать, что сегодня многое зависит, прежде всего, от его собственной инициативы и заинтересованности в данном вопросе. Ведь при избытке выпускаемых специалистов на рыболовном флоте у нас чувствуется острая нехватка кадров, особенно командных кадров младшего состава – механиков, помощников капитана. Можно открыть сегодня любую газету в Калининграде или в Петропавловске-Камчатском – и вы найдете там одни и те же объявления о вакансиях на рыбопромысловом флоте.
Поэтому, считаю, работодатель должен сам прийти к пониманию того, что времена изменились и что, как прежде, по направлению из института к ним никто приходить уже не будет. Во всяком случае, на тех условиях, которые предлагают большинство компаний.
С другой стороны, хотелось бы отметить, что в 2006 г. Международная организация труда приняла обобщенную конвенцию о работе в морской индустрии, где четко прописаны требования к уровню заработка, социально-бытовым условиям работы моряков, режиму отдыха – т.е. к тем условиям, которые являются обязательными для всех без исключения флотов мира. В ближайшее время конвенция вступит в силу, ожидается, что это произойдет в 2009 году. Судовладельцам придется выполнять ее условия, поскольку контроль будет осуществляться во всех портах, куда будет заходить наш флот. И в случае обнаружения несоответствий судно будет попросту арестовываться, на владельца налагаться штрафы, вплоть до продажи судна и компенсации недоплаченных средств морякам. Так что, думаю, есть смысл задуматься об этом уже сегодня.
- Что Вы можете сказать о разработке стандартов нового поколения для морских учебных заведений? На ваш взгляд, позволяет ли система их разработки учесть в полной мере специфику подготовки специалистов для рыбохозяйственной отрасли?
- Само по себе принятие стандартов нового поколения не является проблемой в нашей работе. Специалисты нашей академии приступили к разработке новых стандартов по поручению учебно-методического объединения, работающего на базе Государственной морской академии им. Макарова.
Здесь стоит обратить внимание на другие моменты. Во-первых, необходимо определиться, кого именно мы будем выпускать. Совет ректоров нашей отрасли принял решение о сохранении подготовки по морским специальностям, от которых зависит безопасность мореплавания, квалификации «специалист». Несомненно, о подготовке бакалавра для таких морских специальностей не может быть и речи – слишком велика ответственность. А для сферы «исполнения» этого уровня образования будет вполне достаточно.
Что же касается значимости стандартов четвертого поколения для отраслевых учебных заведений в целом, считаю, что это не является какой-то кардинальной перестройкой, трансформирующей саму систему образования. Мне приходилось бывать в целом ряде европейских вузов, где уже работают по таким стандартам. Должен отметить, что их замечания относительно сопоставления наших систем образования, весьма справедливы, когда они говорят, что в России учат, а у них – учатся.
Суть в том, что самостоятельная работа дает больше возможностей самому учащемуся, повышая его уровень ответственности. Когда студенту или курсанту дано право самому выбирать траекторию своего образования, когда он обязан набрать необходимую сумму зачетных кредитов к концу года или семестра – он лично заинтересован в учебе и положительном результате. Мы же, при нашей системе семестровых зачетов, экзаменов, проводим постоянные «подстегивания», контролирования, заставляя учиться, угрожая отчислением, оставлением на повторный срок. Именно поэтому я считаю, что введение новых стандартов в этом плане станет положительным явлением для нашего образования.
- А какие еще дополнительные, на Ваш взгляд, проблемы препятствуют сегодня нормальному функционированию отраслевого образования?
- Действительно, существует наболевшая проблема, о которой мы постоянно говорим – это отсутствие учебного флота. И могу с полной уверенностью утверждать, что, пока у наших учебных заведений не появится возможность обучать будущих рыбаков на нормальном рыбодобывающем учебном флоте, мы не сможем говорить ни о каком будущем нашей отрасли. Поскольку молодую смену будет попросту негде и некому учить.
Тем более что большая часть тех специалистов, которые в свое время создали отрасли славу и имидж, сегодня по своим возрастным возможностям уже просто вынуждены покидать флот. А рыболовство, особенно морское, – это очень тонкая наука, и здесь передача опыта от одного высококвалифицированного специалиста другому крайне важна. А это возможно осуществить только в условиях учебного флота, когда опытный наставник на практике мог бы показывать все тонкости и премудрости рыбацкого дела. Это поистине высокое мастерство, которое можно передать только в действии – за партой о нем не расскажешь.
- Как Балтийская академия справляется с этой и многими другими проблемами?
- Наша академия только что прошла государственную аккредитацию, и притом довольно успешно: проработавшая у нас комиссия дала высокую оценку качеству подготовки и соответствию материальной учебной базы государственным образовательным стандартам. Так что в этом плане Балтийская академия выглядит достаточно уверенно, по крайней мере, на ближайшие 5 лет. Хотя, конечно, у нас существуют и свои проблемы.
Я уже говорил и об учебном промысловом флоте, которого сегодня нет нигде, и, к сожалению, мы также испытываем затруднения с организацией производственной практики курсантов на судах. Вообще, организация плавательных практик является большой проблемой не только для нашего вуза – это общая проблема отечественных отраслевых учебных заведений на сегодняшний день.
Хотя в этом вопросе мы все же имеем некоторое преимущество – наша академия одна из немногих имеет возможность организовывать первую плавательную практику на собственном учебном парусном судне – барке «Крузенштерн». Мы довольно часто и тесно общаемся в этом плане с владивостокскими вузами, где также есть УПС «Паллада» и «Надежда», поэтому и проблемы у нас возникают одинаковые. Дело в том, что очень низкая заработная плата на судах парусного флота приводит к оттоку кадров на другие суда, в том числе и за границу, где сегодня весьма интенсивно строятся парусные коммерческие суда.
К тому же для нас всегда большой проблемой является выпуск в море в очередной учебный рейс «Крузенштерна». Хотя мы, несомненно, искренне гордимся нашими парусными судами, считаем их славой не только вузов, но и России в целом, хотелось бы, чтобы наша гордость разделялась и государством не только на словах, но и на деле.
В настоящее время Балтийская академия производит подготовку по 18 специальностям, 8 из которых готовит непосредственно для рыбопромысловой отрасли. В среднем выпуск составляет по 50 человек с каждой специальности, таким образом, отрасль ежегодно способны пополнять до 600 молодых специалистов. Конечно, мы всегда стараемся отслеживать судьбу наших выпускников, процент трудоустройства непосредственно на рыбопромысловом флоте, стремимся привлекать потенциальных работодателей, рекомендовать им наших лучших выпускников. Другое дело, что, к сожалению, направленные в ту или иную организацию выпускники не закрепляются на местах по уже знакомым нам причинам. И из года в год ситуация повторяется.
Вместе с тем академия с уверенностью и готовностью смотрит в будущее, строит планы по развитию, укреплению материальной базы. Поскольку мы переживаем за будущее отрасли и видим, что, если мы не будем готовить промысловиков-специалистов, несомненно, пропадает вообще смысл нашей работы. Ведь пока ловится рыба – работает и вся отрасль, а значит, функционируют перерабатывающие комбинаты, транспортные системы, порты, появляются новые рабочие места. И я уверен, уже в недалеком будущем отрасль сможет преодолеть критическую точку и начнет возвращаться на прежние рубежи, восстанавливая свою мощь, создавая новый флот, возрождая целые города, для которых она является основным источником жизни. И тогда, без сомнения, будут востребованы те кадры, которые мы готовим уже сегодня.