Озеро Ханка, самое крупное озеро на территории Приморского края. Именно на этом водоёме лабораторией ресурсов пресноводных водоёмов и рыб эстуарных систем ФГУП «ТИНРО-Центр» проводятся круглогодичные мониторинговые работы видового разнообразия, состояния ихтиофауны озера и прогнозирования промыслового изъятия. Ихтиоцен озера представлен многовидовым сообществом образованным 86 видами и подвидами рыб, что составляет около 81% числа видов реки Амур и около 28% числа пресноводных видов рыб России и стран СНГ (Барабанщиков, Назаров, Свирский, 2006).
Обогащение фауны озера в настоящее время происходит за счет так называемых «чужеродных видов», инвазия которых имеет разные источники. Таких в озере порядка 10 видов (Свирский, Барабанщиков, 2005).
Промысловое ядро ихтиоцена озера в настоящее время представлено 35 видами. Однако рыбопромысловая значимость водоема обычно оценивается по объёму изъятия ресурсообразующих видов, т.е. видов, составляющих, по крайней мере, более 90% промыслового изъятия. Поэтому только 10-15 видов можно отнести к ресурсообразующим.
В Красную книгу Приморского края из пресноводных рыб внесено 7 видов:
1. Желтощёк.
2. Мелкочешуйный желтопёр.
3. Чёрный лещ.
4. Чёрный амур.
5. Сом Солдатова.
6. Окунь-ауха.
7. Косатка-крошка.
Почти 20-летние исследования лаборатории ресурсов пресноводных водоёмов и рыб эстуарных систем, осуществляющей круглогодичный мониторинг позволили нам пересмотреть понятия редких и исчезающих видов рыб. Во-первых, редкие виды ещё не означают исчезающие в силу того, что они на данном хронологическом отрезке истории водоёма вообще редкие и их численность определяется совокупностью биотических и абиотических факторов, не исключая, конечно, антропогенного давления на популяции этих рыб. Увеличение численности этих видов определяется обычно крупномасштабными ландшафтными перестройками и климатом (Берг, 1977; Ясаманов, 1985). Вместе с тем и климатические события более малого масштаба (изобилие дождей, повышение уровня воды, снос биогенов из рек, впадающих в озеро и т.д.) могут обеспечивать реализацию биологических потенций вида и определять урожайность поколений. Во всяком случае, увеличение численности китайского окуня, желтощёка и чёрного леща в настоящее время есть результирующая группы природных факторов последних лет, в которой трудно выделить ведущие факторы.
Наши наблюдения в процессе осуществляемого круглогодичного мониторинга отмечают увеличение численности китайского окуня и желтощека, начиная с 80-х годов ХХ века, при наличии нарастающего антропогенного давления и, прежде всего, браконьерства. Надо думать к началу 80-х годов в озере сформировалась благоприятная группа факторов и узкие места в размножении китайского окуня и желтощека (успешный нерест и выживание молоди) были «расшиты» самой природой.
Таким образом, виды, численность которых испытывает значительные естественные флюктуации, не зависящие от промысла, а также виды, имеющие естественную низкую численность на краю ареала, но многочисленные на сопредельных акваториях, не имеет смысла вносить в Красную книгу. Логичнее, для сохранения действительно редких видов, которые могут исчезнуть от воздействия человека на среду, охранять водные объекты или участки водных объектов, где данные виды обитают.
При многовидовом промысле трудно исключить попадание в орудия лова редких видов рыб, в отличие от сухопутного промысла наземных животных. Следует пересмотреть статус многих видов рыб, внесённых в Красную книгу и исключить некоторые виды (например, окуня-ауху, черного леща, желтощека, косатку-крошку и др.). Кроме того, при многовидовом промысле не имеет смысла останавливать лов из-за попадания в орудия лова краснокнижных видов. Если же его останавливать, то в этом случае можно вообще закрыть полностью промысел в регионе, т.к. многие включённые в Красную книгу виды на самом деле не являются редкими. Не имеет также смысла выбрасывать обратно в водную среду виды, гибнущие при их поимке, т.к. животное этим уже не спасёшь. Отсутствие в промысловой статистике краснокнижных видов чаще всего может свидетельствовать о скрытии таких поимок, чтобы избежать ответственности, либо отсутствии квалификации при определении пойманных рыб. Обилие краснокнижных видов имеет разный уровень (см. табл. 1).
Полный текст статьи читайте во вложенном файле