Газета «Рыбак Приморья»

Морские катастрофы вчера и сегодня

Морское и океанское судоходство имеет долгую историю. В своем становлении и развитии оно прошло путь от гребных и парусных судов к пароходам, теплоходам, дизельэлектроходам и, наконец, атомоходам. В наши дни под флагами многих стран мира воды Мирового океана бороздят самые разные по своему назначению суда: военно-морские, торговые, рыбопромысловые, пассажирские, гидрографические, научные, спортивные.

К большому сожалению, несмотря на значительный прогресс технического оборудования морское судоходство сегодня, как и много лет назад, оплачивается гибелью различных судов, а значит многими человеческими жизнями и значительными материальными потерями. Так, по данным Гидрографического управления США, только с начала XVI века по 1969 г. в среднем в морях и океанах погибали 2172 судна в год. В некоторых районах Мирового океана кораблекрушения происходят наиболее часто. Например, в “Гнилом углу” у мыса Гаттерас в Атлантике за последние четыре столетия затонуло более 12200 кораблей.
Нередко причиной гибели судов и их экипажей становятся стихийные бедствия, но зачастую вина лежит на человеке. Ниже мы расскажем о трех известных кораблекрушениях, иллюстрирующих эту страшную статистику: гибель 25 февраля 1880 г. одной из первых в мире подводных лодок; катастрофа 15 апреля 1912 г. самого “непотопляемого” пассажирского лайнера “Титаник”; кораблекрушение теплохода вблизи Берега Слоновой Кости 23 июня 1985 г.
Английский священник Джордж Гаррет создал одну из первых в мире подводных лодок и оснастил ее двигателем внутреннего сгорания. На лодке не было перископа, а когда она погружалась под воду, устройство по обеспечению дыхания для двух членов ее экипажа работало с перебоями. Священник планировал продемонстрировать свою субмарину на королевской выставке 1880 г. в Портсмуте, однако во время ее буксировки на море разыгрался шторм. Буксирный трос лопнул, и подводная лодка затонула. Только спустя 115 лет, в 1995 г. на нее случайно наткнулся рыбак Кейс Харли у берегов Северного Уэльса. Он нырнул под воду, чтобы высвободить запутавшиеся рыболовные сети, и обнаружил лежащую на дне субмарину.
Гибель 15 апреля 1912 г. “непотопляемого” пассажирского лайнера “Титаник” многие десятилетия оставалась самой крупной и известной из морских катастроф. В ней погибло более 1500 человек. В начале XX века “Титаник” был не только самым большим пассажирским судном, но и самым быстрым. Он мог развивать скорость до 23 узлов, а своей комфортабельностью превосходил любые суда того времени. По замыслу его владельцев, в своем первом рейсе “Титаник” должен был преодолеть расстояние от Саутгемптона до Нью-Йорка в рекордно короткий срок и завоевать престижную “Голубую ленту океана”.
10 апреля 1912 года судно покинуло Саутгемптон. На пути следования “Титаник” ненадолго зашел в Шербур, а затем стал держать курс к берегам США. 15 апреля в 23 часа 40 минут “Титаник” столкнулся с айсбергом. Ледяная глыба пропорола корпус лайнера, образовав пробоину длиной около 100 метров. Массы воды своим напором разрушили 6 из 12 водонепроницаемых судовых переборок. На тонущем лайнере возникла ужасная паника, в результате которой на спасательные шлюпки смогли попасть лишь 711 человек.
Гибель “Титаника” поразила мир и оказала огромное влияние на последующее развитие судостроения и мореплавания. Были пересмотрены многие вопросы о непотопляемости судов, их оснащении спасательными средствами, разработаны маршруты плавания судов в районах Северной Атлантики, появилась специальная международная служба ледового контроля, ввели такое международное понятие, как “охрана человеческой жизни на море”.
Одна из самых невероятных историй произошла с экипажем теплохода, потерпевшего крушение вблизи Берега Слоновой Кости 23 июня 1985 г. 14 моряков прожили в подводном склепе почти 10 лет. По сообщениям отечественных и зарубежных морских периодических изданий, водолазы, обследовавшие дно в районе катастрофы, обнаружили на глубине 40 футов (1 фут равен 30,48 см) не только затонувший теплоход, но и находящихся в его трюме 14 членов экипажа. Информация казалась настолько неправдоподобной, что местные власти отнеслись к докладу водолазов с большим сомнением. Специалисты не могли даже предположить, что в трюме затонувшего судна мог образоваться огромный воздушный пузырь, обеспечивавший “погибших” моряков кислородом, а также имелись большие запасы консервов и воды.
“Спасение этих людей – настоящее чудо”, – сказал журналистам представитель морского управления в Гранд-Бассам (Берег Слоновой Кости) Л. Пурине. – Они были заключены в трюме и не могли оттуда выбраться, чтобы всплыть на поверхность. И хотя судно находилось на небольшой глубине, на спасение они не рассчитывали. Но, несмотря на это, жили. Они пережили ад, который даже трудно себе представить".
Затонувший теплоход превратился в настоящий батискаф. А для заключенных в нем людей время перестало существовать. Когда водолазы извлекли спасенных моряков на поверхность, последние выглядели как скелеты. Все они были физически измождены и страдали психическими расстройствами. 11 спасенных моряков сразу же были отправлены в отделение интенсивной терапии, а троих с агрессивной формой помешательства пришлось поместить в психиатрическую клинику.
Водолаз Амадоу Вали, который первым добрался до пленников подводной тюрьмы, рассказывал журналистам, что в первый момент его охватил ужас: он подумал, что видит духов. “Я попытался завязать с ними контакт, но это оказалось невозможным, – вспоминает Вали. – Ни один из них не мог разговаривать, я слышал только хрипение, вой и скулеж. Они и между собой не общались. Каждый жил в своем кошмарном мире…”.

Николай ФИЛИПЕЦКИЙ