Газета «Рыбак Приморья»

Виктор Покотилов: "Аквакультура - в кризисе"

Приморская аквакультура - в кризисе, - так считает генеральный директор ООО НПК "Нереида" Виктор ПОКОТИЛОВ. Точнее, кризисная ситуация сложилась в административно-правовой сфере, призванной обеспечить выполнение одного из нацпроектов.

Справка “РП”
ООО НПКА “Нереида” создана в 2000 году. За период работы довела объем выращивания живого гребешка до 450 тонн в год. На акватории 52 кв. км установлено 18 ГБТС, высажено более 14 млн. шт. молоди гребешка. В этом году предприятие планирует увеличить количество высаживаемой молоди еще на 50% и приступить к освоению технологии промышленного выращивания трепанга и устрицы. Предприятие включено в состав участников программы развития аквакультуры Приморья и стало получателем инвестиционного кредита РСХБ в размере 20 млн. рублей.

“Наше предприятие является одним из основных производителей морского гребешка на подвесных плантациях открытого моря в Приморском крае. Уже на протяжении года мы пытаемся отстоять свое право на предоставление рыбопромыслового участка (РПУ) для промышленного рыбоводства, – делится проблемой Виктор Анатольевич.
До 7 июня 2007 года водопользование было закреплено Лицензией МЯп ВЛВ N 00363 ТМРБВ, выданной Комитетом по природопользованию и природным ресурсам Приморского края 03.06.2002 г. Однако срок данной лицензии истек 03.06.2007 г.”.
В связи с вступлением в силу новой редакции Водного кодекса РФ, деятельность рыбоводов и аквафермеров выпала из правового поля. Эта деятельность должна регламентироваться, видимо, по задумке государственной власти, разрабатываемыми законами, например, “Об аквакультуре”, либо уже существующими отдельными разрозненными правовыми актами. “А пока в продлении лицензии и договора на водопользование нам было отказано”, – говорит Виктор Анатольевич.
В такую же неприятную и неопределенную ситуацию будут попадать все новые и новые предприятия аквакультуры по мере истечения срока действия их лицензий на водопользование.
Положение осложняется еще и тем, что в действующем законодательстве Российской Федерации понятие “акватория для промышленного рыбоводства” и понятие “рыбопромысловый участок” не являются тождественными. Согласно п.3 ст. 39. Федерального закона “О Рыболовстве и сохранении морских биоресурсов”, предприятиям, имевшим ранее договоры на РПУ, предоставляется право внеконкурсного заключения договоров на эти же РПУ. Но дело в том, что в Приморском крае ранее не существовало договоров на РПУ, а заключались договоры на акваторию для промышленного рыбоводства. Казалось бы, какая мелочь! Однако эта мелочь как раз и носит название административного барьера, о необходимости ликвидации которого любят рассуждать власть предержащие. “Имевшийся ранее договор и лицензия на водопользование не признаются региональными органами власти и управления как основание для заключения договора без прохождения конкурса, – говорит Виктор Покотилов. – На основании Приказа Росрыболовства N 313 от 29.09.2006 г. мы предоставили заявку и пакет требуемых документов для заключения договора на закрепление РПУ, однако и по сей день решение о закреплении за нами акватории не принято.
Предвидя, что правовая незащищенность нашего предприятия может привести к конфликту с рыбодобывающими компаниями, которые претендуют на добычу морских биоресурсов на акватории с установленными ГБТС, я направил в адрес Главы Росрыболовства письмо. Я просил рассмотреть ситуацию, а также возможные финансовые последствия. К сожалению, решение не принято, ответа на обращение нами не получено”.
И, как следовало ожидать, последствия наступили. "С истечением срока действия лицензии, а именно с 15.06.2007 года, на основании выданных соответствующими государственными структурами разрешительных документов, ООО “Акватехнологии” приступили к освоению промышленных и научных квот спизулы дражным способом непосредственно на плантациях ООО НПКА “Нереида”.
Таким образом, нарушено право собственности и неприкосновенности имущества предприятия, каковыми являются ГБТС и выращиваемый гребешок, суммарная стоимость которых составляет 56 млн. рублей".
Виктор Анатольевич уверен, что сегодня необходим эффективный документ. “Отписки уже не работают. Я обращался с письмами к новому главе Росрыболовства, к губернатору, в Россельхознадзор, в Рыбфлот. Однако ответа нет”.
ООО НПК “Нереида” не дождалась ни Закона об аквакультуре, ни поправок к Закону о рыболовстве. “Эта ситуация ничто иное как отражение стиля управления. Сегодня должны быть выработаны конкретные программы, по которым можно будет работать. Это должны быть эффективные и правильные документы. Власть должна мне создать условия для ведения бизнеса, я же должен обеспечить его прозрачность и рентабельность.
Я буду говорить о своей проблеме, пока меня не услышат. Ведь с подобной ситуацией вскоре может столкнуться ни одно предприятие”.

Анна КАБАНЕЦ