Отраслевое образование по-мурманскиМы не раз обсуждали вопросы подготовки кадров для рыбной отрасли. Сегодня о проблемах и перспективах отраслевого образования мы беседуем с ректором Мурманского государственного технического университета – председателем Совета ректоров Мурманской области, заместителем председателя Совета ректоров вузов Федерального агентства по рыболовству, доктором технических наук Александром ЕРШОВЫМ. |
Мурманский государственный технический университет – отраслевой вуз Федерального агентства по рыболовству, единственный технический вуз на Кольском полуострове. Общее количество студентов, обучающихся по 42 специальностям и направлениям, составляет более 9 000. Это не только будущие работники рыбного хозяйства, но и другие специалисты, необходимые различным отраслям и экономике региона, – инженеры промышленного, гражданского строительства, нефтегазового комплекса, геологи, горняки, юристы, экономисты. Из наиболее востребованных отраслевых специальностей можно назвать судовождение, эксплуатацию энергетических установок, судомеханику, автоматизацию производственных процессов, пищевую инженерию малых предприятий, а также технологию общественного питания. Несмотря на то, что особенного ажиотажа, связанного с развитием аквакультуры, в Мурманской области нет, МГТУ готовит микробиологов и биологов по морской биологии, считая эти специальности хорошей общей базой, в том числе и для занятий аквакультурой. Если овладеть знаниями в этой области, – считают в вузе, – то в будущем достаточно просто получить и узкопрофессиональные навыки с тем, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.
Выпускники МГТУ востребованы, практически все устраиваются на работу без проблем. «Но, несмотря на высокий процент трудоустройства наших выпускников, особенно морских специальностей, – рассказывает Александр Михайлович, – многие из них, к сожалению, уходят из отрасли». Они работают либо на судах Минтранса, либо на судах под флагом других стран.
- Мы не можем влиять на решения выпускников, это их выбор. А для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо повышать привлекательность рыбной отрасли. Надо предоставить нашим рыбакам возможность зарабатывать достойно – это единственный выход из сложившейся ситуации. Рыбохозяйственных предприятий в нашем регионе достаточно много, однако, несмотря на положительную динамику в их развитии, они находятся не в лучшем состоянии. Сказывается отсутствие системы государственной поддержки, существуют также сложности экономического характера – заходить в российские порты для разгрузки рыбопродукции, сегодня, как минимум, невыгодно. Однако правительство старается решить этот вопрос и предпринимает меры, чтобы сделать Мурманский порт конкурентоспособным.
С одной стороны, из-за проблем в рыбной отрасли становится все более ощутим кадровый дефицит – молодые специалисты уходят работать туда, где за свою работу они могут получать достойное вознаграждение. Сегодня, например, в регионе существует большой дефицит специалистов для нефтегазовой отрасли. Поэтому судоводители, которых мы учим, с готовностью получают квалификацию для работы на платформах по добыче нефти и газа.
С другой – наш вуз готовит необходимое для отрасли количество специалистов. Идет отраслевая подготовка кадров и со средним профессиональным образованием. Помимо нескольких средних учебных заведений, действующих на территории области, готовим таких специалистов и мы – на базе колледжа, который мы создали несколько лет назад в структуре университета. Сегодня он активно работает и осуществляет подготовку по двум экономическим и трем инженерным специальностям. И мы планируем его расширять, в первую очередь потому, что этого требует экономика области. Для решения кадровых проблем отрасли и региона мы тесно сотрудничаем с Центром занятости населения – готовим специалистов по заявкам работодателей. Например, формируется группа сварщиков, для которых мы проводим курсы. Спектр наших образовательных программ довольно широк, в том числе и по рабочим специальностям. Программы подготовки рабочих специалистов, а также переподготовки и получения второго высшего образования реализуются на базе действующего в нашем вузе Центра социально-экономической подготовки и переподготовки. Наши специалисты, которых мы выпускаем в достаточном количестве, трудоустроены. Поэтому я считаю, что проблема оттока кадров из рыбной отрасли и, соответственно, кадровый дефицит – это проблема предпринимательства. К сожалению, далеко не все сегодня это понимают и поэтому не спешат вкладывать средства в подготовку кадров. Не так давно, например, я разговаривал с руководителем крупного рыбного предприятия и предложил войти в состав попечительского Совета университета. Участие в Совете позволяет не только высказываться по поводу количества и качества подготавливаемых нами отраслевых специалистов, но и корректировать учебные планы, делая упор на те или иные дисциплины. Одним словом, готовить именно те кадры, которые необходимы. Однако он мне ответил отказом, посчитав, что основная наша цель – привлечь их предприятие в качестве спонсора. Конечно, дополнительное финансирование образования очень важно. Однако не только для вуза, но и для самих предпринимателей. Вкладывая средства в университет, они вкладывают их в своих будущих специалистов, по сути, в будущее своего бизнеса. Отечественный работодатель привык занимать потребительскую позицию в кадровом вопросе, что в корне неверно. Пора переходить от потребительского отношения к партнерскому – между фирмой и вузом. Система образования, ситуация на рынке изменились, пора и работодателям менять свои воззрения. И если они не хотят решать этих проблем, то какой интерес решать их вузу?
Приведу другой пример – норвежская компания «Гидро» заинтересована в наших выпускниках – специалистах нефтегазового комплекса. Заботясь о высокой квалификации будущих специалистов, компания приобретает для обучения дорогостоящие тренажеры, лучших студентов награждает персональными стипендиями, поддерживает преподавателей. Российская компания «Газфлот» также, понимая эту проблему, не так давно подписала с нами соглашение о сотрудничестве и совместной подготовке специалистов. Оно включает и трехсторонние договоры «предприятие–студент–вуз», и участие компании в развитии материально-технической базы университета, и поддержку молодых преподавателей. Кстати, проблема нехватки молодых специалистов в профессорско-преподавательском составе отраслевых вузов достаточно остра. Доход молодого сотрудника вуза сегодня несоизмеримо мал по сравнению с заработной платой, например, рабочего нефтегазового комплекса. Сегодня необходимо создать систему мотивации и стимулов, способствующих сохранению кадрового потенциала отраслевого образования. Для решения этой задачи мы разрабатываем проект программы подготовки кадров для Газфлота и Газпрома. Вероятно, часть ее войдет в правительственную программу развития области.
Отраслевое образование, по мнению ректора МГТУ, имея особенности, сталкивается также и с проблемами, характерными для всей российской системы образования. Это вопросы, связанные и с учебным процессом, и с материальным обеспечением университетов.
- В течение 90-х годов финансирование на текущий и капитальный ремонты не выделялось, – делится наболевшим Александр Михайлович. – В результате этого в прошлом году нам пришлось вывести из строя целый комплекс – биологический факультет, расселив его по другим корпусам. Здание настолько обветшало, что проводить занятия в нем стало просто небезопасно. Проект и сметы были составлены, и при наличии средств в течение 1 года можно было бы выполнить все работы и запустить корпус. Однако вопрос полного финансирования ремонтных работ не решен до сих пор. И неизвестно, на сколько лет теперь придется растягивать этот ремонт. С подобными проблемами сталкиваются многие вузы и сузы по стране. Недостаток средств на ремонтные работы фасадов зданий, крыш только в нашем вузе составляет от 150 до 200 млн. рублей. Ясно, что в целом это огромный бюджет и за день эту проблему не решить. Но заниматься ее решением необходимо, дабы не потерять всю материальную базу образовательных учреждений в стране.
Основной вопрос, беспокоящий сегодня ректоров всех вузов, – Болонский процесс, в соответствии с которым вузы должны перейти на двухступенчатую систему подготовки кадров, принятую в международной практике: бакалавриат и магистратура. Мы проводим всероссийскую модернизацию образования, однако средства из бюджета на это не выделяются, и вся ответственность ложится на плечи образовательных учреждений. Я думаю, что, прежде чем проводить реформу образования с целью повышения его качества, необходимо выработать стратегию, определить тактику и выделить соответствующие средства. А пока мы работаем на энтузиазме… Но можно ли получить качественный результат бесплатно?
Современное понимание качества и доступности образования неразрывно связано с понятием «бюджетные места», т.е. финансируемые из государственного или местного бюджетов. В последние несколько лет наметилась тенденция их сокращения. Одно время очень активно сокращали бюджетные места в отраслевых вузах, сейчас – в вузах Минобрнауки. К сожалению, этот процесс проводится механически, что неверно. Конечно, так сделать намного проще – пропорционально сократить количество бюджетных мест во всех вузах. Но все же я считаю, что необходимо проводить предварительный анализ региона. На сегодняшний день, к примеру, в Мурманской области на 10 000 населения выделяется около 90 бюджетных мест, в то время как по стране эта цифра в среднем должна составлять не меньше 170. Естественно, что недостаток бюджетных мест, а по существу, отсутствие возможности бесплатного высшего образования, негативным образом сказывается на экономике региона. Безусловно, частично этот вопрос решается за счет филиалов и представительств вузов. Там также готовятся специалисты, но, к сожалению, только на коммерческой основе. Некоторые филиалы предлагают образовательные услуги за символическую плату, которая очень часто подразумевает и символическое качество обучения. Наш вуз не может себе такого позволить. Если мы обучаем «внебюджетного» студента, то назначаем такую оплату, которая позволит нам предоставить, а студенту – получить качественное образование. В рамках нынешних реформ необходимо срочно разработать систему оценки выпускников, особенно тех, кто обучался во множественных филиалах. Необходимо проанализировать, востребованы ли эти специалисты и нужно ли стране такое количество коммерческих вузов, выросших в 90-х гг. только с целью получения прибыли.
На примере соседней нам Финляндии могу сказать, что все реформы и проекты в области образования имеют не просто правительственную поддержку, но и государственное финансирование. Сейчас мы разрабатываем проект Трансграничного университета. Это проект совместной подготовки специалистов для северо-западного региона. В нем задействованы ряд финских и российских вузов – Петрозаводский, Астраханский, Мурманский. Вероятно, будут подключаться и норвежские университеты. Сейчас с российской и финской сторон согласовываются учебные планы по программам магистратуры. Смысл программы заключается в следующем: студент, отучившись и получив диплом бакалавра, имеет возможность принять участие в международном проекте. В течение двух лет он будет обучаться по выбранной программе магистратуры. Несмотря на то что обучение будет осуществляться преподавателями разных вузов, единая система учета позволит вести общий зачет дисциплин всех университетов-участников. В конце обучения выпускник получит два диплома. Парадоксально, что, в то время как мы работаем на «общественных началах», со стороны финнов осуществляется полное финансирование проекта. Для студентов эта программа бесплатная, но на первом этапе они будут обучаться в основном там, где выделяются средства на реализацию проекта, то есть в Финляндии. Интерес финской стороны в реализации и финансировании программы понятен – они испытывают острый дефицит кадров и надеются таким образом подготовить для своей промышленности квалифицированные кадры, пусть и российские. А мы, в данном случае, можем только надеяться, что наши выпускники, которые получат образование международного уровня, вернутся в Россию и будут работать на благо региона и страны.
Тем не менее необходимо указать на те значительные перемены, которые произошли в последние годы и в рыбной отрасли, и в сфере профессионального образования. Политика государства дает возможность вузам развиваться, в том числе за счет развития отрасли. Я верю, что меры, которые сегодня предпринимаются, будут действенными и уже через несколько лет рыбная отрасль станет сферой, привлекательной для инвестиций и работы.
Несмотря на географическую отдаленность друг от друга рыбохозяйственных регионов страны, проблемы, как и перспективы отраслевого образования на западе и на востоке России во многом схожи. Действительно, экономическая и политическая ситуации изменились. Образование также находится на рубеже больших перемен. Однако, каковым оно станет и насколько продуманы проводимые реформы? Понятно одно – для того, чтобы новый формат образования соответствовал стандартам, был качественным, конкурентоспособным и жизнеспособным, нельзя «скидывать со счетов» мнение тех, кто отдал образованию многие годы и знает эту действительность не по бумажным отчетам и аналитическим справкам, а по реалиям, тех, для кого образование – не профессия, а жизнь.