Альтернатива – глубокая переработка. Перед такой продукцией открыт и российский рынок, а при наличии соответствующих сертификатов и соблюдения требуемого качества можно попытаться напрямую привлечь и иностранных гурманов. К тому же само государство старается стимулировать компании, занимающиеся более качественной переработкой сырья. Конечно, этот путь более затратный, трудоемкий, зато и отдача от такого производства в разы больше. Перерабатывающие компании прекрасно понимают, что для достижения максимального экономического эффекта необходимо преподнести товар в надлежащем виде. И выпуск такого рода продукции требует наличия продуманных технологий и развитых технологических линий, цехов, состоящих из разнообразных и весьма дорогостоящих механизмов и аппаратов, а также штата специалистов.
Сегодня все это великолепие перерабатывающей техники доступно для отечественного производителя. Компании, поставляющие и порой сами производящие разнообразное рыбоперерабатывающее оборудование, представлены в каждом рыбном регионе страны и охватывают все рыбацкие компании даже в самых отдаленных уголках России. А поэтому эти участники отраслевого рынка могут со стороны оценить положение вещей в ряде аспектов рыбохозяйственного комплекса и, являясь непосредственным участником данной системы, высказать мнение по актуальным вопросам, связанным со своим направлением деятельности.
Не секрет, что в настоящее время российский промысловый флот находится в критическом состоянии: лишь 30% судов отвечают требованиям по возрасту, техническому состоянию и прочим характеристикам. А каков процент тех пользователей поставляемого на российский рыбоперерабатывающий рынок оборудования, которые готовы применять на практике передовые технологии?
- Российские судовладельцы, добытчики и переработчики всегда были самыми «продвинутыми», когда речь шла об оснащении флота, об орудиях лова, о перерабатывающем оборудовании на борту и на берегу, – считает региональный руководитель ООО «Шаллер-Москва» Олег БОРИЧЕВСКИЙ. – Да, в последнее время у многих компаний складываются ситуации, когда рыбаки не имеют возможностей оснастить фабрику так, как хотелось бы. Ведь приходится «закрывать дыры» – финансировать в первую очередь самое необходимое: ГСМ, зарплату экипажу, ремонт уже имеющегося оборудования, запчасти, портовые и агентские сборы и т.д. Но передовые технологии готовы принять все без исключения, потому что нет в России таких добывающих и перерабатывающих компаний, которые не понимали бы ценность современного оборудования и технологий, дающих добавленную стоимость выпускаемой продукции, – уверен он.
И это не единичное мнение: о готовности рыбаков осваивать современную технику говорит и генеральный директор ООО «Владфризинг» Константин ЛЕТОВ:
- Естественно, при выборе какого-то технологического оборудования пользователи сначала сопоставляют свои возможности с предлагаемым компанией-поставщиком ассортиментом, чтобы потом совместно подобрать оптимальный вариант. В принципе, современное оборудование позволяет адаптировать его и под устаревшие суда, которые еще выполняют свои функции. Ведь оно для того и предназначено, чтобы облегчать производственный процесс, высвободить штатные единицы, требуя минимального обслуживания. Но во всем этом важно то, что сами рыбаки готовы к внедрению передовых технологий на своих производствах, понимая, что прежде всего важно выполнить основную задачу – успешно провести путину. И, как известно, скупой платит дважды – этот процесс требует определенных вложений и со стороны рыбодобытчика. Мало, чтобы море «принесло» много рыбы, ее надо еще и переработать. И здесь оборудование должно помогать зарабатывать деньги.
А как в этом плане обстоят дела на береговых рыбоперерабатывающих предприятиях? Процент этих переработчиков больше, да и возможности позволяют осуществлять более разнообразные и сложные в технологическом плане процессы переработки сырья. Кроме того, оценка технического состояния производства береговых предприятий могла бы дать представление о готовности «берега» в будущем принять поток рыбы, которую рыбакам, возможно, в скором времени придется направлять из районов промысла в отечественные порты…
Что ж, и здесь, по мнению наших экспертов, также отмечается стремление к развитию. За единственным исключением: гораздо большее влияние в этом вопросе оказывает географический фактор. Так, в исконно «рыбных» дальневосточных регионах значительную часть составляют небольшие предприятия, где в цеху трудятся не более 100 человек. «Порой на таких заводах ощущается острый дефицит электроэнергии. Удивительно, но факт – в некоторых районах, где есть ресурсы, есть потребность вылавливать и перерабатывать рыбу, до сих пор элементарно нет электричества! – отмечает Константин Летов. – Хотя, конечно, современное оборудование позволяет компенсировать и этот недостаток – была бы заинтересованность со стороны переработчика. Так что данная проблема сегодня вполне решаема. Гораздо большее влияние на производственный процесс и возможности перерабатывающего предприятия в этом плане играет, скорее, топливный вопрос, связанный со стоимостью горюче-смазочных материалов, их поставками и т.д.».
А заинтересованность во включении в процесс оснащения современным оборудованием есть, и многим предприятиям удается развиваться и расширять со временем свое производство во многом благодаря качественной технике. Конечно, если некий завод изначально не создавался как «однодневка» на время путины.
Интересную тенденцию в области рыбопереработки на суше прослеживает Олег Боричевский: «Стоит отметить, что развиваются сегодня не только и даже не столько прибрежные предприятия, сколько именно береговые, зачастую расположенные там, где моря и в помине нет, зато есть потребители продукции. Не случайно мы наблюдаем реконструкцию и строительство новых рыбокомбинатов в крупных городах и городах-миллионниках – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Омске». Развитие береговых перерабатывающих комплексов в этих районах в большой степени продиктовано даже не наличием или отсутствием сырья, расстоянием до районов промысла, а именно приходом на рынок крупных торговых сетей, в том числе иностранных. «Береговые переработчики уже давно солят норвежскую сельдь, коптят чилийскую семгу и режут на филе вьетнамскую тиляпию, – продолжает представитель компании «Шаллер». – В частности, могу сказать, что как поставщики перерабатывающего оборудования и технологических решений мы большую часть оборота делаем именно на береговых предприятиях. Ассортимент выпускаемой продукции в России с ее традициями и культурой потребления рыбы и морепродуктов настолько велик, что такого многообразия и богатства предложений на рынке готовой продукции мы не встретим ни в Скандинавии, ни в Юго-Восточной Азии, ни в других якобы «рыбных» регионах».
Ну а каково положение дел у самих поставщиков оборудования? Ведь чем больше сектор производства, тем больше трудностей возникает у его участников, особенно когда их деятельность не ограничивается границами одного государства. Поскольку основная часть рыбоперерабатывающего оборудования завозится сегодня из-за рубежа, понятно, что немало вопросов у компаний-поставщиков связано с таможенной политикой России. А какова в настоящий момент ситуация с пошлинами на поставку иностранного оборудования и комплектующих?
Таможенные пошлины на большинство видов технологического оборудования, не производящегося в России, были снижены в соответствии с постановлениями правительства. Хотя в эти длинные перечни, к сожалению, практически не попали агрегаты и запасные части для оборудования рыбообработки.
Вместе с тем, как отмечают некоторые представители предприятий-поставщиков, значительные сложности порой вызывает сама процедура растаможивания. Несмотря на то что оборудование имеет все необходимые сертификаты, разрешения и прочие документы, предприниматели сталкиваются с фактами, когда сотрудники государственных органов намеренно задерживают процесс прохождения оформления техники. Хотя понятно, что такие случаи связаны все же с недобросовестностью отдельно взятых лиц и в последнее время, судя по сообщениям из официальных источников, активно пресекаются правоохранительными органами.
С такими трудностями, к сожалению, сталкиваются все поставщики оборудования, и не только рыбоперерабатывающего. А поэтому, в связи с определенными аспектами государственной таможенной политики, таким компаниям приходится искать свои варианты решения проблемы. К примеру, как рассказал нам генеральный директор компании «Технологическое оборудование» Олег КОМАРОВ, хорошее знание продукции известных мировых производителей позволяет компании самостоятельно подбирать и модифицировать исходные образцы, чтобы в дальнейшем запускать их в собственное производство. В результате заказчик имеет возможность получить аналог зарубежной модели по приемлемым ценам.
Пример этой дальневосточной компании дает хороший повод обсудить нынешнее состояние отечественного производства рыбоперерабатывающего оборудования. В частности, стоит упомянуть о бытующем мнении, что для развития собственного, российского производства сначала необходимо снизить пошлины на ввоз иностранного оборудования и комплектующих. Но на каком уровне в настоящее время находится отечественный производитель и не «забьет ли на корню» подобный метод деятельность таких предприятий?
Судя по всему, в вопросе об отечественной технике у нас еще долго будут упоминать «российскую достопримечательность» в лице АвтоВАЗа. Диагноз «отечественного автомобилестроения» многие современные поставщики рыбоперерабатывающего оборудования, сотрудничающие с зарубежными производителями либо напрямую представляющие их, приписывают и отечественным производителям перерабатывающей техники.
«Для начала вспомним, что же нам досталось в наследство от перестроечного времени – это же технологии не просто вчерашнего дня, а прошлого века, – говорит Константин Летов. – Но отечественные производители на рынке представлены, и они действительно стараются делать современное оборудование, не отставать от иностранных коллег. Хотя пока, стоит признать, у них это не всегда получается. И одним из решающих факторов здесь является отсутствие инфраструктуры, которая могла бы обеспечивать российских производителей отечественными же комплектующими и прочими сопутствующими товарами, сырьем и услугами».
По словам генерального директора ООО «Дельта Машинен» Марка ДАГИНА, с российским автопромом производителей перерабатывающего оборудования сближает и желание каким-то образом повлиять на существующую ситуацию на рынке посредством пошлин: «Везде, где продается сложное технологическое оборудование, в том числе и автомобили, пошлины и попытка регулировать рынок сугубо вопросом цены ничего не решают.
Сегодня все наши отечественные автопроизводители фактически диктуют правительству, каким образом регулировать цены на товар западных конкурентов, но в то же время отечественный автопром полностью проигрывает в плане соотношения «цена-качество». И при любых условиях существует и будет существовать определенная категория потребителей, которые хотят ездить на качественных автомобилях и будут приобретать их в любом случае. И пока тот же АвтоВАЗ не научится производить автомобили на уровне современных требований к качеству и технологическим возможностям, их продукцию никто покупать не будет. Так что с уверенностью могу сказать, что вопрос цены сам по себе, без решения сопутствующих вопросов, ничего не решит».
С тем, что российские переработчики, как и водители, еще долгие годы будут предпочитать иностранное оборудование, согласен и представитель ООО «Шаллер»: «Уверен, что 90% читателей сидят за рулем автомобилей иностранного производства». «В то же время есть в России производители уникального оборудования, – продолжает он. – Уникального в том смысле, что в остальном мире оно просто никому не нужно. Ну, например, машина для нарезки филе сельди на кусочки с целью дальнейшего укладывания в банку – всеми любимые пресервы. Аналог этого продукта в Европе, конечно, есть, но вот резать, как режем мы, укладывать косичкой, украшать, отличаться от других – этого нет. Или оборудование для переработки морской капусты, которой столько, как у нас, нигде не потребляют. Поэтому сегодня именно такие «уникальные» машины могут быть востребованы на рынке, учитывая их невысокую стоимость по сравнению с европейскими аналогами», – считает Олег Боричевский.
Возможно, тогда нашим производителям оборудования стоит пойти по пути «адаптации» зарубежной технологической мысли к российской действительности? «Все с этого начинают, – соглашается Марк Дагин. – На данный момент, например, уже можно признать наличие определенной конкуренции со стороны стран бывшего Восточного блока (Польши, Чехии). Они пошли именно по такому пути, лет 15 назад начав копировать западные аналоги, в частности немецкие. И сейчас уже достигли некоторого среднего положения по качеству между российским и западным товаром».
Однако есть и противники такого способа поднять отечественное производство перерабатывающего оборудования на конкурентоспособный уровень. «Нашим сильным местом всегда была инженерная мысль, и учиться в этом плане у иностранных конкурентов нам не надо», – уверен гендиректор ООО «Владфризинг». Это утверждение на собственном примере сегодня доказывают российские компании, предлагая новые решения стандартных обрабатывающих процессов либо совершенствуя существующую технику.
Например, такую привычную для переработчиков установку, как головоруб, уже неоднократно пытались модернизировать японские и немецкие специалисты, добавляя ей скорость и четкость работы. Но в результате «улучшенный» вариант машины требовал дополнительной площади в цехе или производил слишком много шума. Найти более экономичное решение смогли российские разработчики: «Первая наша модель появилась два года назад. Это была головорезка с лазерным прицелом. Оборудование было установлено на одном из рыбоперерабатывающих предприятий Сахалина, нареканий до сих пор не было, – рассказывает генеральный директор ООО «Технологическое оборудование» Олег Комаров. – В дальнейшем нам удалось усовершенствовать и эту модель, создав менее дорогую машину и разработав вариант на два потока рыбы».
Так что в области разработки и улучшения перерабатывающего оборудования Россия способна конкурировать с иностранными производителями. Другое дело, что мировой опыт ведущих компаний и их модель построения и ведения бизнеса самого предприятия могли бы стать весьма ценными уроками и для наших компаний.
Как известно, в рыбодобывающей отрасли одним из наиболее актуальных вопросов является кадровый. Немногочисленные молодые специалисты покидают стены отраслевых учебных заведений с багажом теоретических знаний, который, к тому же, существенно отстает от уровня современных технологий. А насколько актуальна эта тема в сфере перерабатывающего оборудования? Ощущается ли нехватка квалифицированных специалистов по установке и обслуживанию современной техники и часто ли приходится сталкиваться с отсутствием навыков работы с таким оборудованием на рыбоперерабатывающих предприятиях?
Кадры – вопрос серьезный, сошлись во мнении наши эксперты. «На сегодняшний день мы располагаем квалифицированными специалистами по установке и обслуживанию оборудования, грамотными передовыми штатными технологами, имеющими опыт и научной работы, и работы на предприятиях. Однако процесс поиска, привлечения этих людей был непростым и долгим», – отметил Олег Боричевский
По пути «воспитания высококлассных специалистов в собственных коллективах» пошли представители всех опрашиваемых нами компаний. Тем более что специфика работы с иностранным оборудованием подразумевает умение адаптировать имеющиеся в иностранных компаниях ноу-хау, европейские и азиатские технологии к российским реалиям, к нашим условиям и менталитету. А это возможно только в ходе постоянной практики.
«Но еще чаще приходится сталкиваться с подобными проблемами на местах, поскольку на предприятиях, приобретающих современное оборудование, не всегда есть квалифицированный персонал, – отмечает гендиректор компании «Дельта Машинен». – И в итоге, в случае поломок, «виноватым» оказывается оборудование, а не тот человек, который его эксплуатировал, нарушая элементарные требования и нормы».
Именно поэтому сегодня в задачи поставщиков оборудования входит не только его установка и запуск, но обучение и постоянное консультирование персонала на перерабатывающих предприятиях. Тем более что, по словам генерального директора ООО «Владфризинг», современное оборудование отличается простотой в эксплуатации. Как правило, вполне хватает того, чтобы технолог или другой работник рыбоперерабатывающей компании, который в дальнейшем будет работать с оборудованием, присутствовал при его монтаже и получил подробные инструкции по эксплуатации от специалистов технического отдела фирмы-поставщика. Тем более что все серьезные компании, предоставляющие качественное оборудование, заинтересованы в бесперебойной работе машин, а поэтому и в дальнейшем они обеспечивают их полное гарантийное обслуживание.
Что ж, похоже, теперь, вооружившись современными техническими разработками, поддержкой технологов и (будем надеяться уже в недалеком будущем) пониманием со стороны государства, рыбопереработчику остается лишь самому в полной мере осознать всю серьезность ситуации, складывающейся в связи с активно нарастающей конкуренцией на внешнем и внутреннем рынках. А как оценивают наши эксперты тенденцию в области комплектации российских перерабатывающих предприятий и судов новыми видами оборудования и, что важно, стремится ли отечественный производитель таким образом освоить глубокую переработку рыбо- и морепродукции?
«В связи с предстоящим вступлением в ВТО и усиливающейся конкуренцией со стороны как зарубежных, так и отечественных поставщиков рыбопродукции, многие рыбопереработчики сегодня всерьез озабочены проблемой переоснащения своих производств, – комментирует ситуацию представитель компании «DIGI Россия», продакт-менеджер Елена СТРЕКАЛОВА. – Дело в том, что цивилизованный рынок, к которому стремится Россия, диктует свои условия, и любому производителю понятно, что выжить в конкурентной борьбе можно только если принимать «условия игры». Более того, для сохранения конкурентных преимуществ современным производствам приходится не просто следовать требованиям покупателей, но и предвидеть развитие событий на рынке. А это означает, что абсолютно любое производство обязано быть не просто современным – оно должно быть инновационным. Однако мы убеждены, что очень скоро современные производства просто вытеснят с рынка тех, кто не успел вовремя позаботиться о технической модернизации. Ведь покупателю нужен не просто привлекательный внешний вид продукции, а гарантированное высокое качество».
«Важно, что российский производитель сам начал все ближе подходить к осознанию того, что продавать необходимо свой труд, а не ресурсы. А значит, дальнейшее развитие отечественного рынка за глубокой переработкой сырья», – уверен Константин Летов. Такую политику диктует и сам потребитель: если раньше он был рад любому продукту на прилавке (лишь бы он только там был), то сейчас, когда увеличивается ассортимент и качество товаров, покупатель уже может выбирать, при этом в пищевых продуктах все чаще отдавая предпочтение готовым блюдам и блюдам быстрого приготовления. «Ведь еще 5 лет назад никто не верил, что мы будем есть пресервы ломтиками, а не сами разделывать на кухне целиковую жирную сельдь, измазывая себя и все вокруг, – развивает мысль Олег Боричевский. – А сейчас? Открыл и съел! Так что хочется нам этого или нет, но будущее за готовой замороженной едой. А это означает дальнейшее развитие глубокой переработки, появление новых технологий, постоянная «борьба» переработчиков, которые как между молотом и наковальней «выживают» между торговлей и потребителями».
Одним из определяющих факторов, влияющих на выбор товара, для покупателя сегодня является и упаковка, которая, прежде всего, признана служить своеобразным гарантом высокого качества, позволяя донести продукт до стола потребителя свежим и полезным. Наиважнейшую роль здесь играет и внешний вид изделия. По словам регионального руководителя ООО «Шаллер-Москва», 5 лет назад все переработчики начинали именно с упаковки: «солили в «ведрах», резали руками, но упаковка – должна быть и была достойной. Ведь это лицо товара». И приход супермаркетов только поспособствовал этому процессу. «Сегодня уже никто не хочет, как 20 лет назад, нести из гастронома домой мороженый хек, завернутый в бумагу. Потребитель желает иметь продукт почти готовый, красиво и надежно упакованный, чистый, гигиеничный и при всем этом вкусный!» – уверен он.
В то же время, отмечает другой эксперт – Олег Комаров, российский потребитель в некоторых случаях оказывается не готов принять новейшие технологии. «К примеру, если покупатель видит прозрачную упаковку из полимера, то естественной для него реакцией является отношение к такому продукту как к скоропортящемуся. Наш потребитель привык, что консервы могут быть только в железной или стеклянной банке с «железной» крышкой. А в то, что существуют новейшие отечественные разработки, не просто не уступающие зарубежным, но порой гораздо лучше их, покупатель пока не готов поверить. И сколько ни говори производителю, что организация производства упаковки на основе российской полимерной банки дешевле по себестоимости и не уступает по качеству железно-стеклянному варианту, он все равно не будет рисковать предлагать продукт в такой упаковке покупателю».
Таким образом, становится очевидной необходимость скорейшего осознания самим отечественным рыбопереработчиком необходимости технического переоснащения своих производств и внедрения в производство современных технологий. Тем более что для мелких и средних предприятий, по словам экспертов, предусмотрено множество программ, позволяющих безболезненно инвестировать немалые средства в новое оборудование. А крупным компаниям, благодаря уверенно высокому спросу на рынке рыбопродукции, объемы продаж вполне позволяют не просто самостоятельно закупать качественное оборудование, но и сотрудничать с лидирующими мировыми поставщиками систем для пищевых производств.