Георгий Ким: «Новый закон – основа для интеграции образования и рыбного бизнеса»Сегодня задача обеспечения высококвалифицированными кадрами рыбохозяйственного комплекса страны является первоочередной в отрасли, как для государственных рыбохозяйственных образовательных учреждений, так и непосредственно для работодателей. |
Вступил в силу Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области образования». Он позволит теснее взаимодействовать бизнесу и образованию в подготовке специалистов. И даст право объединениям работодателей участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования.
Эту тему «РП» обсуждает с Георгием КИМОМ, ректором Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета – ведущего отраслевого вуза Дальнего Востока.
- На самом деле Дальрыбвтуз неоднократно поднимал этот вопрос. И на заседаниях Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, и на Совете ректоров рыбохозяйственных образовательных учреждений России, который проходил в прошлом году. Интеграция образования, науки и бизнеса необходима в условиях современного рынка, и для меня как председателя Совета ректоров вузов Госкомрыболовства РФ этот вопрос является важнейшим. Именно с этой целью в нашем университете проходят ярмарки вакансий, на которых обязательно проводится круглый стол, где обсуждаются вопросы прохождения практики и трудоустройства выпускников. К сожалению, пока отношения Дальрыбвтуза с бизнесом строятся на базе трехсторонних договоров между вузом, студентом и работодателем. Предприятие компенсирует вузу обучение, а между студентом и предприятием заключается договор-обязательство об отработке 3 – 5 лет после окончания университета.
Дальрыбвтуз не раз выступал с предложением к бизнесменам отрасли об их участии в разработке учебных планов. Сейчас это разрешено Федеральным законом. А это значит, что мы официально можем разрешить тому или иному работодателю принять участие в учебном процессе. Я думаю, бизнес заинтересован в этом прежде всего.
Между тем ежегодно отраслевые вузы и ссузы выпускают более 3 тысяч специалистов различного профиля. При этом только часть выпускников трудоустраивается на отраслевые предприятия – от 32,5 до 42,8%. В то же время на этих предприятиях имеется недостаток кадрового обеспечения – около 14%.
Причина этого – недостаточное количество специализированных предметов целевой подготовки и недостаточное количество договоров, заключенных предприятиями и вузами на подготовку специалистов. При этом заказчик практически не участвует в формировании учебных планов, контроле качества подготовки. Кроме того, предприятия неохотно принимают студентов на прохождение производственных практик. Значительная часть выпускников с профильным образованием не может трудоустроиться в отрасли, так как работодатели заинтересованы в специалистах, уже обладающих производственным опытом.
Мы можем готовить специалистов любого профиля с широчайшим спектром специализаций. Однако только руководство рыбохозяйственных предприятий может наиболее полно и точно указать, каким требованиям должны отвечать наши выпускники, какие вопросы требуют дополнительного или углубленного изучения. Поэтому сегодня необходимо расширять и совершенствовать систему целевой подготовки специалистов с активным и тесным участием отраслевых предприятий в составлении учебных планов, требований к государственным образовательным стандартам.
На совещании с руководителями рыбопромышленных предприятий, которое прошло 1 ноября 2007 года, я уже говорил, что необходимо разработать механизм регулирования, управления и стимулирования принятия предприятиями практикантов, эффективного обучения их в производственных условиях, объективной аттестации квалификации. Кроме того, настало время создания учебно-производственных центров на базе предприятий, использующих все самое передовое в науке и технике. Это поможет студентам приобрести необходимые практические навыки и позволит показать будущим руководителям перспективы развития отрасли.
Сегодня перед нами стоит ряд задач по кардинальной реорганизации отраслевого образования. Успешность их решения в значительной мере зависит от руководителей предприятий отрасли. И новый закон – это основа для плодотворного сотрудничества образования и бизнеса, в котором заинтересованы обе стороны. Для нас одно из главнейших условий – востребованность бизнесом выпускников учебных заведений. Современный бизнес требует качественной подготовки и участия работодателя в составлении учебных планов, предоставлении мест для практики. При всех этих условиях в конечном итоге мы получим полноценного специалиста. Об этом же говорил Дмитрий Медведев на экономическом форуме в Красноярске.
- Как этот закон найдет свое применение на практике, в частности, в Дальрыбвтузе?
- Этот закон не обязывает работодателя предоставлять базу практики. Он скорее от нас требует согласовывать программы, планы с работодателем, так как только работодатель знает конкретные условия производства.
На сегодняшний день только 20% от общего числа курсантов проходят практику на промысловых судах, остальные – на транспортных. А эта практика очень важна в подготовке специалистов, она дает профессиональные навыки и неоценимый опыт. И если бы мы обеспечили практикой на промысловых судах всех курсантов, то после окончания вуза те в полном составе пришли бы работать в отрасль.
Но это произойдет исключительно при условии хорошо организованной производственной практики на предприятиях отрасли, где после окончания вуза студенты продолжат свою трудовую деятельность.
- Каким образом, по вашему мнению, рыбопромышленные предприятия могут участвовать в разработке учебных планов и программ прохождения практики?
- Мне кажется, участие в разработке учебных планов – это очень перспективно для бизнеса. Период практики, который заложен у нас по учебной программе, мы можем согласовывать с предприятиями для того, чтобы они были готовы предоставить нашему студенту место и руководителя практики. Ведь в процессе практики из студента можно вырастить именно такого специалиста, который необходим данному производству. Руководитель практики от предприятия, а это, как правило, капитан или помощник, судомеханик или старший механик, может ставить конкретные задачи перед курсантом или студентом, а также может предоставить возможность для дополнительной подготовки на производстве.
При формировании учебных планов предприятия могут вносить свои предложения. В учебных стандартах, спускаемых «сверху», есть обязательная часть – федеральные компоненты, нам их обязательно нужно выполнить. Региональные компоненты уже определяем мы, и в них сможем учесть пожелания работодателей, которые будут отражены при организации образовательного процесса. Очень важно, чтобы предприятия определяли вопросы, на которые нужно обратить внимание и которых у нас нет в программе.
- Есть ли сейчас интерес у работодателей принять участие в разработке учебных планов? Какие предприятия отрасли приглашают студентов на практику?
- Мы тесно сотрудничаем в области подготовки специалистов с Преображенской базой тралового флота. Они берут на практику ребят, и мы уже начали оговаривать возможность закрепления за ними наших выпускников.
Сотрудники базы участвуют в разработке учебных планов, ставят вопросы, которые мы не оставляем без внимания. Мы учитываем их в образовательном процессе. Но это единичные случаи.
- А как в этом году проходит у вас подготовка курсантов по плавательной практике и по учебной практике?
- В основном плавательная практика проходит на нашем парусном судне «Паллада». Тех, кто не попал на «Палладу», мы устраиваем на другие суда. Кроме того, студенты самостоятельно занимаются поиском мест для практики, где можно приобрести необходимые навыки и получить заработную плату.