Газета «Рыбак Приморья»

Нормативный бумеранг

Дальневосточные рыбаки всерьез обеспокоены разногласиями, возникшими между инспектирующими органами и компаниями-квотодержателями в ходе нынешней минтаевой путины в Охотском море. Как ни странно, но изменения бассейновых Правил рыболовства, принятия которых с таким трудом добивались отраслевые объединения и ассоциации, бумерангом ударили по самим рыбакам.

Участившиеся случаи столкновения мнений рыбаков и представителей пограничной службы стали основной темой пресс-конференции, организованной Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий Приморья совместно с дальневосточной Ассоциацией добытчиков минтая. Завершающаяся минтаевая путина, и без того благодаря погодным условиям складывавшаяся не блестяще, в последний месяц преподнесла целый ряд «сюрпризов», которые больнее всего ударили по приморским компаниям.

Несмотря на все комплименты в адрес минтайщиков, отпускаемые перед стартом операции «Тайфун-2008» начальником береговой охраны ФСБ России по Приморскому краю контр-адмиралом Михаилом ГАЛОЧКИНЫМ, на деле доброй воли и призыва к сотрудничеству в действиях стражей границы не наблюдается. Начиная с середины марта в Охотском море произошла целая череда «странных» задержаний, штрафов, арестов, когда без предъявления внятных обвинений суда снимали с путины, заставляя следовать в порт. И это когда до закрытия сезона остались считанные дни! С другой стороны, возможно приморские пограничники подчиняются одним правилам, а камчатские, вероятно, – каким-то другим, особым, скрытым от постороннего взгляда и устанавливаемым руководством на местах?

Накаляют обстановку и пробелы в законодательстве. В прошлом номере «РП» уже рассказывал о споре, который ведется вокруг различных методик расчета коэффициента выхода икры минтая – самого валютоемкого продукта. Ставшая камнем преткновения для рыбаков статья 11.13 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна содержит прямое противоречие. Если первый абзац запрещает промысел минтая при превышении выхода икры 4,5%, то второй определяет максимальный суточный выход икры по месяцам, который может равняться и 2,7%, и 5%, и 7%. Каким образом определять выход икры Правила также умалчивают. Куда смотрели заинтересованные стороны в момент принятия столь исчерпывающего и всестороннего нормативного акта, остается загадкой. Однако результат не замедлил сказаться.

Первым попасть под раздачу «повезло» принадлежащему ЗАО «Ролиз» БМРТ «Арчер», который 15 марта 2008 г. был задержан силами Северо-Восточного погрануправления береговой охраны ФСБ России с формулировкой «за добычу минтая с превышением коэффициента выхода икры» и отконвоирован в порт Петропавловск-Камчатский, где уже две недели идут разбирательства. Так как в Правилах рыболовства методика расчета выхода икры не прописана, СВПУ сочло себя вправе установить для инспекторов Госморинспекции «свой» порядок определения суточного выхода, не потрудившись довести его до сведения рыбаков.

Помимо весьма сомнительной методики определения выхода икры и квалификации использовавших ее инспекторов ГМИ, недоумение вызывает целесообразность применения пограничниками столь суровой меры как арест по отношению к законопослушной компании, которая к тому же выступала одним из инициаторов законодательного закрепления 4,5-процентной нормы. Ведь если нарушение такого рода действительно имело место, судовладельца должны были оштрафовать. И компания была готов оплатить ущерб, а потом оспаривать его в судебном порядке. Главное, чтобы продолжался промысел. Но «Арчеру» предписывают следовать в порт. Зачем? Почему? Внятных объяснений не последовало до сих пор. А между тем только эксплуатационные расходы для большого морозильного траулера составляют порядка 600 тыс. рублей в сутки, не считая упущенной выгоды. Кто возместит судовладельцу эти траты?
Еще запутанней обстоит дело с другим приморским БМРТ «Просвет».

Комментируя повторное задержание траулера сотрудниками ГМИ Северо-Восточного погрануправления ФСБ России, генеральный директор ОАО «ТУРНИФ» Александр РЯБЧЕНКО сообщил, что при проверке судна в середине марта было выявлено нарушение – по документам нормативный выход икры был превышен на 4 кг. В связи с чем составлен акт, капитан наказан, а сумма ущерба возмещена компанией. Казалось бы, инцидент исчерпан. Однако 30 марта 2008 г. судно вновь задержали, по той же причине, приказав следовать в Петропавловск-Камчатский для разбирательств, а это около 4-х суток перехода в одну сторону.
«Для каких разбирательств – непонятно. Эти разборки можно провести в Охотском море. Все документы у капитана есть, – утверждает гендиректор ТУРНИФ. – А сейчас огромное инженерное сооружение – крупнотоннажное судно, 90 человек экипажа, будет простаивать у причала. Охотоморская экспедиция заканчивается 10 апреля. Недоосвоено порядка 1 тыс. тонн минтая, а вместо того, чтобы ловить, нам приходиться разбираться с пограничниками, давать пояснения в прокуратуре».

Сложившаяся ситуация, по мнению президента АРПП Георгия МАРТЫНОВА, приводит к тому, что предприятия терпят колоссальные убытки, рыбопромысловые суда простаивают, их экипажи остаются без зарплаты, а государственный бюджет несет потери за счет недополучения прогнозируемых налогов. При этом в числе пострадавших оказались лидеры отрасли, крупные компании, десятки лет работающие на минтае, речь идет совсем не о браконьерах, как бодро рапортуют в сводках пограничники. Тем самым промышленные предприятия ставятся в экономически невыгодные условия и не имеют возможности в полном объеме осваивать квоты по вылову минтая.

– Это касается приморских рыбаков, – продолжает Георгий Мартынов, – однако на самом деле проблемы уже приняли масштаб межрегиональных, они напрямую затрагивают и рыбаков Сахалина, Камчатки, Магадана. Так, компанию «Просвету» составили еще 8 судов, среди которых 3 приморских, 3 сахалинских, 1 камчатское и 1 чукотское, задержанных в Охотском море за последнюю неделю. «Флотилия» под конвоем отправилась по предсказуемому маршруту – в камчатский порт. С президентом АРПП согласен и начальник Охотоморского промрайона Николай КОВАЛЕНКО, по наблюдениям которого наиболее частым проверкам в последней открытой для промысла Северо-Охотоморской подзоне подвергаются приморские и сахалинские суда. К тому же большое количество инспекторских вельботов затрудняет работу капитанов экспедиции.

«Сама Ассоциация добытчиков минтая была создана для того, чтобы защищать биологические ресурсы, чтобы компании все-таки задумались и начали сокращать выпуск икры. Потому что это и экономически нецелесообразно, и подрывается потенциал воспроизводства минтая. Еще до того, как Правительство подписало приказ, мы сами добровольно заключили соглашение, в котором указали, что будем выпускать не более 4,5%, и, в принципе, у нас в прошлом году путина прошла удачно, глядя на нас и другие компании стали подтягиваться», – рассуждает исполнительный директор НК «Ассоциация добытчиков минтая» Александр ТАШКИН. – Потом, когда вышел приказ, мы сразу обратили внимание на противоречия, сразу написали письмо, которое передали Крайнему во время его визита в Приморье. Но в связи с реорганизацией Госкомрыболовства получилось так, что это письмо попросту не успели учесть».

Пограничные органы от комментариев пока воздерживаются, ограничиваясь перечислением задержанных в ходе «Тайфуна» судов, список которых растет с каждым днем. На многочисленные письма, запросы, а также предложение Ассоциации добытчиков минтая провести круглый стол, в ходе которого можно было бы договориться о решении возникающих на промысле проблем в рабочем порядке, реакции от начальника СВПУ не последовало. Как будто не было почти двухлетнего плотного сотрудничества Ассоциации с пограничниками, благодаря которому прошлогодняя путина удостоилась оценки «образцовая», прозвучавшей из уст самих силовиков. Напротив, в этом году можно констатировать – равноправного и честного диалога пока не получилось.

И здесь опять-таки возникает вопрос о целесообразности охраны морских биоресурсов силами ведомства изначально закрытого ФСБ, в состав которого входит Пограничная служба. В ее руководстве признают, что какого-либо положения или иного нормативного документа, четко регламентирующего порядок и сроки проверки судов различного типа и предписывающего, какие меры инспектор должен принять при обнаружении тех или иных нарушений, не существует. Все остается на усмотрение старшего осмотровой группы, командира корабля или войсковой части, к которой приписан вельбот.

Конечно, на данный момент по имеющимся в наличии ресурсам, в том числе технике и людям, пограничная служба вне конкуренции. Но ведь так было не всегда. И бывшие суда рыбоохраны можно вернуть прежнему владельцу, под крыло Госкомрыболовства, специалисты которого по определению должны разбираться во всех нюансах промысла. Кроме того, им прекрасно известны процедуры внесения поправок в Правила рыболовства и над ними нет генералов в погонах, которые одним словом могут перечеркнуть многолетнюю работу рыбаков и ученых.

– Зачастую подобными приказами «сверху» и прочими внутриведомственными инструкциями контролирующие охранные органы сами толкают на браконьерство нормального рыбака, – уверен первый вице президент АРПП Александр ПЛАТОНОВ. – А потом и говорят: вот, мы там столько-то сохранили, столько штрафов взыскали, а обратную сторону медали они учитывают? Потери от простоя в порту, налоги, зарплата экипажа – проигрыш не только экономический, но и социальный.
Негативный социальный эффект волнует и председателя Приморской краевой организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства Владимира НАГОРНОГО: «Нельзя все время видеть в рыбаках браконьеров. Вопрос нестыковки: одна методика, по которой работают рыбаки, вторая, которую сочинили пограничники. Так не должно быть.

По «Арчеру» 1400 тонн квоты недобор, значит, рейсовое задание сорвано. Рыбаки все в пролове, значит, семьи остались без денег. За этим они в море ходили? Нет, конечно!»

«Проблема становится общебассейновой. Судоэкипажи, имеющие в полном объеме документы на ведение промысла, могут быть задержаны, представлены пограничниками как нарушители. В таких условиях ускоренное развитие рыбной отрасли вряд ли осуществимо», говорится в телеграмме краевой организации профсоюза на имя главы Госкомрыболовства РФ Андрея Крайнего.

- Не хочется проводить каких-то аналогий, но кто выступал за прекращение добычи краба и продажи его в живом виде? – приморские рыбаки, кто был инициатором стабилизации икряного рынка и закрепления цифры в 4,5%? – приморские рыбаки, кого арестовали первыми? – приморских рыбаков, – горько шутит Георгий Мартынов. – Как так можно: те, кто выходит с инициативой, кто законопослушный, те сегодня и отвечают. А поставки того же краба в Японию и Южную Корею продолжаются. Кто должен за этим следить? Пограничники. Вот чем надо заниматься! Рыбаки сегодня готовы работать по тем правилам, по которым они договорились с государством, но не надо эти правила оборачивать против нас!

Долгожданный приказ, устраняющий противоречия в Правилах рыболовства для Дальневосточного бассейна, а также вводящий разделение промысла минтая по сезонам А (зимне-весенний нерестовый период) и Б (осенний нагульный период), по словам Александра Ташкина, будет подписан в Госкомрыболовстве со дня на день. Однако где гарантия, что подобное «истолкование» Правил или других нормативно-правовых актов, допущенное силовыми структурами, не будет повторяться вновь и вновь?

Анна ЛИМ