Газета «Рыбак Приморья»

Концепция развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 г.

Премьер-министр Владимир Путин утвердил изменения, вносимые в Концепцию развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 г.

КОНЦЕПЦИЯ

развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года

I. Введение

Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция) определяет основные направления формирования единой государственной политики в области развития отрасли на долгосрочный период. В Концепции сформулированы цели, задачи, направления и способы обеспечения интересов России в сфере эффективного использования, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов и повышения конкурентоспособности рыбной продукции.

II. Современное состояние рыбного хозяйства Российской Федерации и его роль в экономике государства

Освоение пространств и ресурсов Мирового океана является одним из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество в этой области.

Исторически Россия является ведущей морской державой исходя из ее пространственных и геофизических особенностей, места и роли в глобальных и региональных международных отношениях.
Состояние и тенденции развития мирового рыбного хозяйства в настоящее время характеризуются усилением соперничества среди стран, осуществляющих рыболовство, за право использования водных биологических ресурсов, особенно наиболее ценных видов рыб и ракообразных, а также за рынки сбыта рыбопродукции.
Многие страны рассматривают рыбное хозяйство как компонент стратегического значения, обеспечивающий безопасность, поскольку рыболовство способствует заселенности отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическому развитию.
В этой связи большинством государств с протяженной береговой линией проводится протекционистская политика по отношению к рыболовству и созданию такого правового поля, которое бы позволяло рыбному хозяйству эффективно функционировать и быть защищенным от внешней конкуренции.

Рыбное хозяйство в Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности – от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.
Со многими государствами заключены межправительственные соглашения об организации использования водных биологических ресурсов в их исключительных экономических зонах, районах действия международных конвенций по рыболовству и исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В рыбохозяйственном комплексе работают более 5 тысяч организаций различных форм собственности.

В экономике страны рыбное хозяйство играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции (рыбной муки и жира, кормовой рыбы для пушного звероводства, агар-агара, различных биологически активных веществ и др.). В общем балансе потребления животных белков доля рыбных белков составляет около 10 процентов, а в мясорыбном балансе – около 25 процентов.

Организации рыбного хозяйства являются градообразующими во многих приморских регионах страны и обеспечивают занятость населения. Особое значение это имеет для районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где рыбный промысел является основным источником обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе коренных малочисленных народов.

Сырьевая база рыбного хозяйства имеет ряд особенностей, связанных с сезонностью промысла, подвижностью водных биологических ресурсов, трудностью прогнозирования запасов водных биологических ресурсов и определения рациональной доли их изъятия без ущерба для воспроизводства. Изучение, добыча, сохранение и воспроизводство водных биологических ресурсов обеспечиваются специализированными научными, рыбопромысловыми, рыбоохранными организациями с использованием специализированных судов, а также объектами по воспроизводству рыбных запасов.

С 1991 по 2006 год общий объем добычи водных биологических ресурсов снизился с 6,93 млн. тонн до 3,3 млн. тонн (на 52,5 процента). Объем добычи сократился в исключительных экономических зонах иностранных государств на 65 процентов и открытых районах Мирового океана на 75 процентов. Существенно уменьшились запасы водных биологических ресурсов, пользующихся повышенным спросом на мировом рынке (минтай, треска, отдельные виды ракообразных и осетровые виды рыб).

В результате экономических причин внутри страны и ужесточения регламентации промысла в исключительных экономических зонах иностранных государств и районах действия международных конвенций по рыболовству значительная часть отечественного рыбопромыслового флота была передислоцирована в исключительную экономическую зону Российской Федерации. Добывающие мощности этого флота превзошли объемы запасов основных промысловых объектов.

В то же время запасы многих видов водных биологических ресурсов не осваиваются в полном объеме (сельдь, сайра, кальмары и другие виды рыб). В водных экологических системах происходит замещение наиболее ценных видов ресурсов малоценными или видами, не имеющими промыслового значения.
С 1991 по 2006 год уловы водных биологических ресурсов во внутренних водных объектах страны уменьшились более чем в 2 раза. При этом общий объем допустимых уловов осваивается только наполовину.

Сокращение уловов водных биологических ресурсов обусловило уменьшение производства пищевой рыбной продукции до 3 млн. тонн. Значительно снизилось производство непищевой рыбной продукции, в том числе рыбной муки и кормов. Более 90 процентов экспорта рыбных товаров приходится на рыбную продукцию низкой степени переработки.

Импорт рыбной продукции увеличился по сравнению с 1991 годом в 1,65 раза.

Снизилось отечественное производство рыбной продукции, которая на российском рынке замещается импортными аналогами.
Сократилось потребление рыбной продукции в расчете на душу населения. Эта продукция стала менее доступной для широких слоев населения из-за продолжающегося роста цен и низкого уровня платежеспособного спроса.

Отсутствие благоприятных условий обслуживания рыбопромысловых судов в отечественных портах привело к переориентации российских судовладельцев на импорт услуг в иностранных портах и снизило загрузку отечественных рыбоперерабатывающих организаций.

Ухудшилось положение с транспортировкой готовой рыбной продукции из мест ее массового производства, в первую очередь с Дальнего Востока, в такой основной район потребления, как европейская часть России, вследствие продолжающегося удорожания транспортных расходов и тарифов на обслуживание.
Значительно замедлились темпы обновления основных производственных фондов рыбохозяйственного комплекса. Уровень технологической и технической оснащенности организаций рыбного хозяйства существенно снизился.

Основное количество (около 90 процентов) судов рыбопромыслового флота отрасли составляют малоэффективные физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60-80-х годов, имеющие крайне высокие показатели энергоемкости. По своим технико-эксплуатационным характеристикам они не отвечают современным требованиям. В результате списания многих больших морозильных рыболовных траулеров старых проектов почти в 2 раза сократилась численность больших судов. Также более чем в 2 раза сократилась численность обрабатывающих судов, причем плавучих баз – почти в 3 раза. Уменьшилось число производственных рефрижераторов, средне- и крупнотоннажных транспортных судов.

За последние годы приобретено большое количество единиц старого флота зарубежной постройки в связи с его низкой стоимостью. Крайне неудовлетворительным является состояние вспомогательного флота, в том числе аварийно-спасательных судов.
Капитальные вложения в 2006 году в целом по рыбохозяйственному комплексу составили около 12 процентов по сравнению с 1990 годом.

Ухудшилась ситуация с занятостью населения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, особенно в районах Европейского Севера и Дальнего Востока.

Система охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания требует совершенствования.
Существенно возросли масштабы незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж. Это негативно сказывается на состоянии рыболовства, в том числе на запасах ценных видов водных биологических ресурсов.

Несмотря на сохранение высокой общей обеспеченности водными биологическими ресурсами, наблюдается обострение проблем воспроизводства тех объектов, промысел которых характеризуется наиболее высокой рентабельностью. Под угрозой исчезновения находятся осетровые виды рыб.

В 1990-2006 годах отмечено появление значительного числа организаций, не имеющих достаточного опыта организации производства и мореплавания, что сопровождалось снижением уровня безопасности плавания и сохранения человеческой жизни на море. Кроме того, этот период функционирования рыбохозяйственного комплекса характеризовался крайне низким уровнем конкурентоспособности вырабатываемых отечественными производителями товаров и услуг, а также определялся высоким уровнем рисков ведения предпринимательской деятельности в этой сфере, в том числе значительными административными барьерами, низкой корпоративной культурой, слабым развитием форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса, низким уровнем эффективности государственного управления, отсутствием стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности, недостаточным развитием инноваций, а также слабой взаимосвязью образования, науки и бизнеса.

За последние годы не удалось создать полноценную нормативную правовую базу, необходимую для эффективной работы рыбного хозяйства, и обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления водными биологическими ресурсами.

Рыбохозяйственный комплекс России в своем развитии практически исчерпал внутренние резервы экономического роста и возможности материально-технической базы, заложенной еще в 70-80-е годы прошлого века.

Вместе с тем Российская Федерация обладает значительным потенциалом запасов водных биологических ресурсов, что является естественным конкурентным преимуществом в мировой экономике.

III. Основные проблемы рыбного хозяйства Российской Федерации на современном этапе

Анализ современного состояния рыбного хозяйства страны позволяет определить, что основными проблемами, препятствующими его эффективному развитию и сдерживающими рациональное ведение рыбохозяйственной деятельности, являются высокие административные барьеры и инфраструктурные ограничения.

Следствием этих проблем являются:
низкая эффективность государственного администрирования в области рыбного хозяйства;
отсутствие конкурентной институциональной среды, стимулирующей привлечение капитала в экономику рыбного хозяйства;
отсутствие необходимых условий для структурной диверсификации и инновационного развития рыбохозяйственного комплекса;
низкий уровень конкуренции, не создающий для организаций стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности;
рост масштабов незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж;
снижение запасов водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, в особенности ценных видов этих ресурсов;
усиливающееся антропогенное воздействие на состояние водных биоресурсов и среду их обитания;
обострение конкуренции в мировом рыболовстве и общее ухудшение условий ведения промысла российскими рыбаками за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации;
отсутствие стимулирующих условий для повышения доступности строительства, модернизации судов рыбопромыслового флота и модернизации рыбоперерабатывающих производств;
отсутствие единой системы обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота.
Исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и существующих основных проблем отрасли, в Концепции определяются цель развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года, задачи и направления ее реализации.

IV. Цель и задачи развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года

Стратегической целью является достижение к 2020 году уровня экономического и социального развития рыбного хозяйства, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции.

Достижение поставленной цели предусматривает обеспечение перехода развития рыбохозяйственного комплекса от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения глобальной конкурентоспособности вырабатываемых отечественным рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг.

Достижение стратегической цели развития рыбного хозяйства требует формирования комплексного подхода к государственному управлению развитием отрасли, реализации скоординированных по ресурсам, срокам и этапам преобразований и предусматривает решение следующих задач:
совершенствование нормативной правовой базы в области рыбного хозяйства, соответствующей его эффективному развитию;
обеспечение эффективного государственного администрирования в области рыбного хозяйства;
создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику рыбного хозяйства;
обеспечение структурной диверсификации и инновационного развития;
обеспечение рационального использования водных биологических ресурсов с учетом промысловой нагрузки на эти ресурсы;
обеспечение соответствия добывающих мощностей рыбопромыслового флота объемам запасов водных биологических ресурсов;
развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, а также формирование генофондных коллекций и маточных стад ценных видов водных биологических ресурсов;
совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также обеспечение действенного государственного контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания;
обеспечение безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море;
расширение проведения научных исследований и разработок в области рыбного хозяйства, а также развитие научно-технического потенциала и системы образовательных учреждений рыбохозяйственного комплекса;
создание новых технологий добычи водных биологических ресурсов, глубокой и комплексной переработки сырья, а также совершенствование методов хранения и транспортировки рыбной продукции;
развитие рыбоперерабатывающих мощностей и укрепление позиций России на мировом рынке рыбной продукции на основе повышения степени ее переработки;
создание условий для формирования развитого внутреннего рынка рыбной продукции и его эффективной функциональной инфраструктуры;
развитие сектора интеллектуальных услуг в рыбном хозяйстве, в том числе управленческого и финансового консультирования, аудита, инжиниринговых услуг, услуг в области маркетинга, брендинга и развития общественных связей;
обеспечение строительства и модернизации отечественного рыбопромыслового флота;
развитие инфраструктуры морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота;
развитие системы информационного обеспечения рыбного хозяйства.

V. Этапы и основные направления реализации Концепции

Развитие рыбного хозяйства в 2008-2020 годах будет проходить в 3 этапа, различающиеся по условиям и основным направлениям социально-экономического развития:
первый этап – 2008-2012 годы;
второй этап – 2013-2017 годы;
третий этап – 2018-2020 годы.
Первый этап реализации Концепции характеризуется созданием условий и предпосылок для ускоренного развития конкурентных преимуществ в мировой экономике, которыми обладает российский рыбохозяйственный комплекс.

На этом этапе предполагается совершенствование нормативной правовой базы в области рыбохозяйственной деятельности, реализация мероприятий, направленных на снятие инфраструктурных ограничений ускоренного развития рыбного хозяйства, а также создание институциональных условий и технологических заделов, обеспечивающих на следующем этапе реализации Концепции системный перевод рыбохозяйственного комплекса в режим инновационного развития.

Основными направлениями деятельности на этом этапе являются:
разработка нормативной правовой базы, регулирующей государственное управление в области рыбохозяйственного комплекса;
реализация программно-целевых подходов к развитию рыбохозяйственного комплекса;
создание условий для стимулирования захода российского рыбопромыслового флота в отечественные порты для поставки рыбной продукции на территорию Российской Федерации при одновременном стимулировании передислокации рыбопромыслового флота из исключительной экономической зоны Российской Федерации в исключительные экономические зоны других государств, районы действия международных конвенций по рыболовству и открытые районы Мирового океана;
совершенствование системы государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, усиление ответственности в целях предотвращения и пресечения браконьерства, нелегального производства рыбной продукции и вывоза рыбной продукции за рубеж, нарушений установленных правил рыболовства, а также требований по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на их состояние;
совершенствование системы научного сопровождения экспедиционного промысла в открытой части Мирового океана;
совершенствование стандартов качества рыбной продукции;
разработка и осуществление мер по улучшению эпизоотической и экологической обстановки на водных объектах рыбохозяйственного значения;
разработка мер по восстановлению и обновлению аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота;
развитие в рыбохозяйственном комплексе отраслевой системы обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и охраны человеческой жизни на море;
активизация международного сотрудничества Российской Федерации в сфере рыболовства;
разработка системы, обеспечивающей равновесие между объемами запасов водных биологических ресурсов и добывающими мощностями рыбопромыслового флота при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;
ускоренная реконструкция и обновление производственных мощностей отечественных судостроительных предприятий, осуществляющих гражданское судостроение;
разработка мер государственной поддержки строительства на отечественных судостроительных предприятиях современных судов рыбопромыслового флота;
разработка мер по развитию рыбоперерабатывающего сектора;
развитие инфраструктуры морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота;
развитие внутреннего рынка рыбных товаров в части повышения организованности оптовой и розничной торговли рыбными товарами, согласованности производственных и логистических процессов в отрасли;
создание механизма биржевой торговли продукцией промысла водных биологических ресурсов;
разработка мер по стимулированию структурных преобразований в отрасли на основе создания крупных интегрированных структур;
разработка комплекса мер по развитию научного потенциала рыбохозяйственного комплекса;
совершенствование организации работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов;
реализация мер по комплексной подготовке и переподготовке специалистов в целях обеспечения нужд рыбохозяйственного комплекса;
совершенствование отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов;
разработка мер по совершенствованию статистических наблюдений в области рыбохозяйственного комплекса.
Предполагается создание условий для устойчивого расширенного воспроизводства в рыбохозяйственном комплексе на базе внутренних накоплений и привлечения заемных средств. Заемные средства будут привлекаться за счет банковских услуг, упрощения залоговых процедур, расширения использования инструментов фондового рынка организациями рыбохозяйственного комплекса.
Расширенное воспроизводство послужит основой существенного увеличения поставок рыбной продукции на внутренний рынок страны, расширения ее ассортимента, повышения качества и конкурентоспособности, а также формирования соответствующей рыночной инфраструктуры.

Второй этап реализации Концепции характеризуется рывком в повышении глобальной конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса на основе его перехода на новую технологическую базу.
Развитие рыбного хозяйства предусматривается осуществлять на основе достижений научно-технического прогресса, включая развитие высокотехнологичных производств.
Особая роль отводится развитию международного сотрудничества, что обеспечит работу российского рыбопромыслового флота в исключительных экономических зонах иностранных государств и будет способствовать расширению участия России в международных организациях по рыболовству.

Расширение исследований водных биологических ресурсов позволит включить в промысловый оборот малоизученные и недоиспользуемые их виды, освоить новые промысловые районы в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за ее пределами.

Прибрежное рыболовство обеспечит увеличение сырьевой базы за счет недоиспользуемых видов водных биологических ресурсов и станет одной из важнейших составляющих экономики прибрежных регионов Российской Федерации.

В результате использования морских прибрежных зон для культивирования водных биологических ресурсов в целях воспроизводства и организации любительского и спортивного рыболовства обеспечиваются условия для развития в отрасли малого предпринимательства.
Развитие получит рыболовство во внутренних водных объектах России.

На этом этапе предусматривается осуществлять эффективное импортозамещение на рынке отечественной рыбной продукцией с одновременным наращиванием экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Развитие рыночной инфраструктуры отрасли стимулирует инвестиционную активность отечественных и иностранных товаропроизводителей и повышение инвестиционной привлекательности организаций отрасли.
Основными направлениями деятельности на этом этапе являются:
активизация участия Российской Федерации в работе международных организаций по рыболовству с дальнейшим развитием процессов международной кооперации;
расширение деятельности отечественного рыбопромыслового флота в исключительных экономических зонах иностранных государств, районах действия международных конвенций по рыболовству и открытых районах Мирового океана;
достижение равновесия между объемами запасов водных биологических ресурсов и добывающими мощностями рыбопромыслового флота;
реализация мер по сохранению и поддержанию на должном уровне естественных мест нереста, нагула, миграций и зимовки водных биологических ресурсов путем проведения мелиоративных работ и дноуглубительных работ в местах естественных нерестилищ водных биологических ресурсов;
совершенствование в рыбохозяйственном комплексе системы обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и охраны человеческой жизни на море;
формирование инновационной системы в рыбном хозяйстве, включая такие элементы, как интеграция системы рыбохозяйственных научных исследований и разработок и высшего образования, гибко реагирующие на экономические запросы, инжиниринговые услуги, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности и механизмы стимулирования инноваций;
формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение лидерства в рыбохозяйственных научных исследованиях и технологиях и на этой основе встраивание России в глобальный оборот высокотехнологичной продукции и технологий;
создание новых технологий добычи водных биологических ресурсов, глубокой и комплексной переработки сырья с использованием безотходных технологий и нанотехнологий, а также совершенствование методов хранения и транспортировки рыбной продукции;
обеспечение системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов их переработки и ведения технологических процессов рыболовства;
развитие производства современного отечественного рыбоперерабатывающего оборудования;
строительство на отечественных судостроительных предприятиях новых судов рыбопромыслового флота, включая траулеры-заводы и приемоперерабатывающие суда;
дальнейшее развитие производственной инфраструктуры рыбного хозяйства (морские терминалы, предназначенные для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, судоремонт, сетеснастное, тарное производства и др.);
реализация мер по комплексной подготовке и переподготовке специалистов в целях обеспечения нужд рыбного хозяйства;
развитие системы информационного обеспечения рыбного хозяйства;
развитие государственно-частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков в сфере рыбохозяйственных исследований и разработок, а также распространение новых технологий;
развитие инфраструктуры поддержки новых организаций в области рыбохозяйственной деятельности в рамках функционирования бизнес-инкубаторов, технико-внедренческих парков и промышленных парков;
расширение системы кредитования организаций рыбохозяйственного комплекса и развитие системы венчурного финансирования;
расширение практики софинансирования расходов, связанных с осуществлением технологических инноваций, содействие повышению конкурентоспособности организаций и их выходу на внешние рынки;
обеспечение широкого распространения концессионных соглашений в сфере модернизации инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса.
Третий этап реализации Концепции характеризуется выходом рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на лидирующие позиции среди ведущих мировых рыбопромышленных держав и устойчивым социально-экономическим развитием инновационного типа.
Развитие научно-технического потенциала отрасли обусловит расширение передовых позиций российской рыбохозяйственной науки по приоритетным направлениям научных исследований.
На этом этапе обеспечивается расширение интеграции рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего секторов в мировую экономику на основе их встраивания в глобальные цепочки производства добавленной стоимости.
Обеспечению глобальной конкурентоспособности рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего секторов будет способствовать использование инструментов таможенно-тарифной политики, регулирование внутреннего рынка и привлечение иностранного капитала.
Наличие платежеспособного спроса со стороны населения Российской Федерации и существенный рост объемов производства отечественной рыбной продукции с высокой долей добавленной стоимости позволят значительно увеличить среднедушевое потребление рыбных товаров в стране.
Предусматривается осуществлять управление водными биологическими ресурсами на принципах устойчивости и долгосрочности.

При осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов предполагается широкое использование научно-технических достижений, передового отечественного и мирового опыта.

Меры по развитию рыбного хозяйства позволят решить проблему занятости, обеспечить сохранение и создание новых рабочих мест в отдаленных приморских регионах, а также создать в этих регионах условия для устойчивого социально-экономического развития.
Продолжится работа по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с российскими и международными требованиями к качеству образования и потребностями рыбохозяйственного комплекса в высококвалифицированных специалистах.

Участие России в международных институтах сотрудничества обеспечит активную поддержку российских рыбохозяйственных компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в этой области, а также защиту интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в зарубежных странах.
По основным показателям работы рыбохозяйственного комплекса предполагается обеспечить устойчивый рост на основе реализации инновационного потенциала.

VI. Механизм реализации Концепции

Мероприятия по реализации Концепции предусмотрены планом мероприятий по реализации Концепции, приведенным в приложении.
Реализация Концепции предполагает:
координацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях действий, направленных на обеспечение устойчивого развития рыбного хозяйства Российской Федерации;
разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции;
обеспечение скоординированности мероприятий по ресурсам, срокам и этапам преобразований.
Намеченные мероприятия в долгосрочной перспективе обеспечат устойчивое социально-экономическое развитие рыбохозяйственного комплекса и повышение роли России как ведущей морской рыбопромышленной державы.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Концепции развития рыбного хозяйства
Российской Федерации на период до 2020 года

ПЛАН

мероприятий по реализации Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года


Наименование мероприятия |Вид документа| Срок | Ответственные | | реализации| исполнители

I. Нормативная правовая деятельность

1. Внесение изменений в федеральный IV квартал Росрыболовство,
Федеральный закон закон 2008 г. Минэкономразвития
“О рыболовстве и России,
сохранении водных Минтранс России
биологических
ресурсов”,
предусматривающих
разработку
государственного
реестра
рыбопромысловых судов,
определение порядка
его ведения, процедуры
и условий внесения в
такой реестр и
исключения из него
рыбопромысловых судов
2. Внесение изменений в федеральный IV квартал Росрыболовство,
отдельные закон 2008 г. МВД России,
законодательные акты Минсельхоз
Российской Федерации, России,
направленных на Минздравсоц-
совершенствование развития России,
охраны, Минприроды
воспроизводства водных России,
биологических ресурсов ФСБ России,
и государственного ФАС России
контроля за оборотом
рыбной продукции
3. Разработка порядка постановление III квартал Росрыболовство,
расчетов, направления Правительства 2008 г. Минприроды
и использования Российской России,
средств на Федерации Минэкономразвития
осуществление России,
мероприятий по Минфин России
возмещению ущерба
(вреда), нанесенного
водным биологическим
ресурсам при
планировании
размещения
хозяйственных и иных
объектов, внедрении
новых технологических
процессов и
производстве различных
видов работ, влияющих
на состояние водных
биологических ресурсов
и среду их обитания
4. Разработка порядка постановление II квартал Росрыболовство,
организации Правительства 2008 г. Минприроды
искусственного Российской России
воспроизводства водных Федерации
биоресурсов в водных
объектах
рыбохозяйственного
значения и его
принятие
5. Разработка федеральный IV квартал Росрыболовство,
технического закон 2008 г. Минздравсоц-
регламента “Рыба, развития России,
нерыбные объекты Минэкономразвития
промысла и продукты России,
их переработки. Минпромторг
Производство и России,
обращение” Минсельхоз России
6. Внесение изменений в федеральный I квартал Росрыболовство,
Федеральный закон закон 2009 г. Минприроды России
“О рыболовстве и
сохранении водных
биологических
ресурсов”,
предусматривающих
ограничение реализации
электроловильных
систем, сетных орудий
лова рыбы и
сетематериалов
7. Внесение изменений в федеральный II квартал Росрыболовство,
Федеральный закон закон 2009 г. Минприроды
“О концессионных России,
соглашениях” в части Минэкономразвития
включения объектов России,
рыбохозяйственного Минрегион России,
комплекса в перечень ФАС России
объектов
концессионного
соглашения
8. Внесение изменений в федеральный IV квартал Росрыболовство,
законодательные акты закон 2009 г. Минсельхоз
Российской Федерации в России,
части приведения их в Минэкономразвития
соответствие с нормами России,
и требованиями Минздравсоц-
Продовольственной и развития России,
сельскохозяйственной Минприроды
организации России,
Объединенных Наций и ФСБ России,
Всемирной торговой ФАС России
организации

II. Совершенствование государственного управления в области рыбного хозяйства

9. Разработка мер по акт III квартал Росрыболовство,
стимулированию Правительства 2008 г. Минпромторг
строительства и Российской России,
модернизации Федерации Минэкономразвития
рыбопромыслового России,
флота на российских Минфин России,
судостроительных ФАС России
предприятиях
10. Разработка предложений доклад в II квартал Минэкономразвития
по возможности Правительство 2008 г. России,
корректировки ставок Российской Минфин России,
вывозных и ввозных Федерации Минсельхоз
таможенных пошлин в России,
отношении продукции из Росрыболовство,
водных биологических ФАС России,
ресурсов и продуктов ФТС России
их переработки
11. Разработка актов, акты IV квартал Росрыболовство
обеспечивающих Росрыболовства 2008 г.
контроль за составом
рыбопромыслового флота
и его техническим
состоянием
12. Приведение в акты 2008-2009 Минтранс России,
соответствие с уполномоченных годы Минсельхоз
законодательством федеральных России,
Российской Федерации органов Минздравсоц-
регулирования исполнительной развития России,
деятельности в морских власти Росрыболовство,
портах в Российской ФТС России,
Федерации и ФСБ России,
функционирующих в них Росграница
пунктов пропуска через
государственную
границу Российской
Федерации при
осуществлении ввоза
(вывоза) уловов водных
биологических ресурсов
и продукции их
переработки
13. Разработка мер по доклад в III квартал Росрыболовство,
развитию биржевой Правительство 2008 г. Минэкономразвития
торговли продукцией Российской России,
промысла водных Федерации Минздравсоц-
биологических ресурсов развития России,
ФАС России
14. Разработка мер по доклад в III квартал Росрыболовство,
совершенствованию Правительство 2008 г. Минэкономразвития
системы и повышению Российской России,
эффективности Федерации МВД России,
механизма Минсельхоз
государственного России,
контроля и надзора в ФСБ России,
области рыболовства ФАС России,
и охраны водных Росприроднадзор
биоресурсов
15. Разработка мер по доклад в I квартал Росрыболовство,
совершенствованию Правительство 2009 г. Минсельхоз России
отраслевой системы Российской
мониторинга водных Федерации
биологических
ресурсов, наблюдения
и контроля за
деятельностью
промысловых