Результаты налицо
Торжественное пленарное заседание открылось выступлением губернатора Приморского края Сергея ДАРЬКИНА, который с приветственным словом обратился к многочисленным гостями и участникам Конгресса рыбаков, выразив уверенность в том, что нынешнее мероприятие внесет значительную лепту в развитие рыбной промышленности.
«За 5 лет рыбацкий форум с внутренними российскими проблемами трансформировался в международную дискуссию. Ее основная цель – поиск путей и выработка предложений по созданию условий для эффективного и долгосрочного использования водных биоресурсов. Позитивно то, что большинство предложений, ранее прозвучавших на этой коммуникационной площадке, нашли свое отражение в государственных решениях и действиях бизнес-сообщества», – отметил в своем докладе Сергей Дарькин.
В частности, он привел пример с закрытием промышленного лова камчатского краба в дальневосточных водах исключительной экономзоны и введением запрета на вывоз за рубеж крабовой продукции. «Следствием этого стало сокращение совокупного импорта российского краба в Японию на 12%, в том числе мороженного камчатского краба – на 37%, живого – на 79%. При этом цены на российский краб возросли на 50–60%».
Огромная работа, по его словам, проводится государством, его органами власти в части международного сотрудничества по противодействию незаконному вылову и вывозу ВБР из экономической зоны. Законодательно установлена норма по доставке на российский берег и таможенному декларированию всей рыбной продукции, поставляемой за рубеж.
Отдельно губернатор отметил активность самих рыбаков в вопросе сохранения и рационального использования ресурсов, в том числе одного из наиболее массовых объектов промысла – минтая. «Сегодня на Дальнем Востоке действует сильное рыбацкое общественное объединение – Ассоциация добытчиков минтая, которая, взаимодействуя с органами власти и международным рыбным бизнесом, принимает меры по сохранению запасов, регулированию промысла и рынка сбыта минтая», – сообщил Сергей Дарькин.
Значительная работа проводится рыбаками по сертификации рыбного промысла и реализации ответственного рыболовства. Напомним, эти требования современного мирового рынка стали темами одного из предыдущих конгрессов, прошедших во Владивостоке. Не теряет актуальности и вопрос эффективной охраны ВБР и противодействия незаконному промыслу.
«Несмотря на принимаемые меры, в экономической зоне России продолжается браконьерский лов крабов, – продолжил губернатор. – Невзирая на установленный запрет в Японию и Южную Корею продолжает ввозиться краб в живом, свежем и охлажденном виде. За 5 месяцев 2008 г. в Японию, Республику Корея, США и Китай ввезено, в перерасчете на сырец, более 30 тыс. тонн российских крабов всех видов обработки, что примерно в 2,7 раза превышает отчетные данные по вылову».
Глава Приморья также обратил внимание на остроту топливного вопроса, стоящего сегодня перед рыбаками во всем мире: «Доля затрат на топливо в себестоимости продукции уже превысила 30%. Это новый вызов мировому рыболовству. Для его решения рыбаки и ученые должны, объединив усилия, разработать и научиться применять новые энергосберегающие технологии промысла. При этом власть должна найти возможность оказания рыбакам государственной поддержки. В какой форме и размерах может быть оказана эта поддержка, зависит от того, насколько тесно взаимодействуют бизнес-сообщество и государство».
«Международный конгресс рыбаков – прекрасная площадка для наведения мостов между всеми субъектами рыболовства, призванными существенным образом повлиять на экологическую, экономическую и социальную составляющие ответственного рыболовства и стабильного рынка. Ваш открытый диалог будет способствовать снижению рисков и повышению инвестиционной активности рыбного бизнеса», – заключил губернатор.
Партнерство ко взаимной выгоде
Главный «рыбный орган» страны – Федеральное агентство по рыболовству – на пленарном заседании представлял начальник управления науки и образования Владимир БЕЛЯЕВ. В своем докладе он коснулся острейшей конкурентной борьбы, развернувшейся между ведущими рыболовными странами за доступ к биологическим ресурсам открытых районов Мирового океана. В связи с этим для России крайне важно в кратчайшие сроки возобновить масштабный экспедиционный промысел, чтобы не потерять это право в будущем. Ведение океанического рыболовства – основная задача будущей госкорпорации «Росрыбфлот», создаваемой по инициативе ФАР.
Международное сотрудничество особенно необходимо в сфере борьбы с ННН-промыслом. Не секрет, что транспортные суда, вывозящие крабовую продукцию за пределы ИЭЗ России, в основном ходят под флагами третьих стран: Панамы, Камбоджи, Грузии, констатировал представитель Росрыболовства. На этом основании те же японцы отказываются предоставлять Российской Федерации данные об объемах краба и других ценных видов водных биоресурсов, ввозимых этими судами.
Не прекращается поиск новых подходов противодействия незаконному промыслу, перегрузкам уловов в море и на суше. Так, Россией, Норвегией, Исландией, Фарерскими островами и ЕС – странами-участницами Комиссии по рыболовству в северо-восточной Атлантике (НЕАФК) принята «Схема контроля и принуждения», предусматривающая государственный портовый контроль иностранных судов. Подобные схемы, по словам Владимира Беляева, имеют все шансы быть принятыми в районах регулирования других организаций: НАФО, АНТКОМ, ИККАТ, а в последующем и на глобальном уровне. Кроме того, Россия будет стремиться заключить двусторонние соглашения о сотрудничестве по вопросам ННН-промысла со всем странами, использующими биоресурсы северной части Тихого океана.
В перспективе возможно создание единой международной базы учета происхождения и движения рыбопродукции, которая может стать эффективным инструментом в борьбе с браконьерством. Прослеживаемость продуктов питания сегодня выходит на первый план для мировой рыбной отрасли. Легальность и качество становятся основными требованиями, которые рынок, особенно европейский, предъявляет поставщикам. Единая глобальная система по контролю за добычей рыбы, ее доставкой в порты, переработкой и реализацией в настоящее время разрабатывается Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) ООН. Но все эти инициативы невозможны без участия, причем добровольного, рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний.
Вернувшись от общепланетарных масштабов к локальным, Владимир Беляев сообщил, что в рамках реализации недавно принятой Федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2013 гг.» дальневосточным регионам причитается более 19 млрд. рублей. Это почти треть – 31% – от общего финансирования мероприятий ФЦП. При этом из федерального бюджета будет выделено свыше 11 млрд. рублей, а остальное составят средства частных инвесторов. Предполагается, что основными направлениями инвестиций станут строительство рыбопромысловых судов, береговая переработка, развитие марикультуры.
Заметно возросшую роль отраслевых объединений, на практике воплощающих успешное партнерство рыбного бизнеса и государства, на примере Ассоциации добытчиков минтая подчеркнул президент ООО «Управляющая компания БАМР» Петр САВЧУК. Он напомнил, что предприятия-члены АДМ первыми ввели выход икры минтая на уровне 4,5%, впоследствии закрепленный Правилами рыболовства. Первые результаты такого ограничения, благотворно сказывающегося на воспроизводстве ресурса, отражены в прогнозах науки по увеличению ОДУ минтая в Охотском море на 2009 г. на 30%.
Одним из ключевых направлений работы Ассоциации остается сертификация промысла минтая на соответствие принципам международного Морского попечительского совета (MSC). Повышающаяся экологическая грамотность потребителей и тенденции запрета продаж в розничных сетях рыбы и морепродуктов без эмблемы MSC, превращают экологические требования в рыночный императив. На сегодняшний день предварительная оценка промысла завершена, в рамках Ассоциации созданы рабочие группы по управлению корректирующим воздействием и дан старт прохождению полной оценки. Получение сертификата позволит российским производителям минтая не потерять крупнейший европейский рынок белой рыбы, повысить свою репутацию и увеличить прибыль.
Анализируя тенденции мирового рынка, Петр Савчук обратил внимание аудитории на избыток российского минтая безголового, поставляемого в Китай по низкой цене, в то время как в Европе наблюдается дефицит филе минтая и сурими. Более того, спрос на продукцию глубокой переработки – филе минтая – стабильно растет и внутри страны, удовлетворяясь за счет импорта низкокачественного филе второй заморозки из КНР. Цена же на филе морской заморозки стабильно высокая и будет только расти.
С учетом этого наиболее перспективным использованием ресурсной базы для России, по мнению докладчика, станет выпуск сурими и филе первичной заморозки. Часть предприятий, входящих в Ассоциацию добытчиков минтая, уже сейчас готова вкладывать средства в модернизацию и переоборудование судов. Но так как переоборудование одного судна под выпуск филе морской заморозки обходится в 2–2,5 млн. долларов, то компании сталкиваются с вопросами долгосрочного планирования своей деятельности и привлечения инвестиций. Необходимы гарантии, например, закрепление долей на 10-летний период, и другая помощь со стороны государства, в частности по вопросам рыночного оборота долей, льготного налогообложения.
О повышении требований к устойчивому рыболовству со стороны покупателей рыбопродукции по всему миру, и особенно в развитых странах, говорил и управляющий директор Sustainable Fisheries Partnership Джим КЭНОН. На примере российского минтаевого промысла он отметил важность схем оценок устойчивой, неистощительной эксплуатации морских ресурсов, реализуемых независимыми международными организациями типа MSC, для создания имиджа компании и продвижения ее продукции.
С ним полностью согласен консультант одного из крупнейших европейских импортеров российского минтая Frozen Fish International GmbH Йохим БОККИШ. По его словам, сокращение доли российского минтая на европейском рынке напрямую связано с изменениями требований рынка к продукции. Да, российский минтай отличает прекрасное качество, однако покупателю теперь этого мало. Давление потребителей и экологических организаций заставляет ключевых партнеров российских компаний требовать у рыбаков подтверждения легальности промысла, его соответствия стандартам устойчивого рыболовства, обеспечения прозрачности движения товара с момента вылова и до прилавка магазина.
Открытое обсуждение проблем – первый шаг на этом пути. «Трудно только начать», – уверен представитель европейского гиганта. – «В 2005 г. все были уверены, что российские копании никогда не получат сертификат MSC. В 2006 г. стали поговаривать, что этого не произойдет в ближайшие годы. А в прошлом году мы видим, что АДМ уже проходит предварительную оценку промысла на соответствие требованиям MSC. Продолжится движение в этом направлении, и объемы закупок российского минтая будут увеличиваться, ведь партнерство – всегда выгодно для всех».
Экономическая эффективность промысла морских биоресурсов во многом зависит от его управления, в том числе и законодательного. В этом отношении показателен опыт ближайшей к нам американской территории – штата Аляска, с которым участников Конгресса познакомил профессор морских наук университета этого штата Кейт КРИДЛ. Он указал, что добыча основных объектов промысла, а на Аляске это – палтус и угольная рыба, минтай, лососевые и краб, – всегда была успешной с точки зрения биологии, но не всегда – экономики. Успех или провал в рыболовстве зависит от механизма управления, определяющего порядок и условия участия в промысле, делает вывод международный эксперт.
А как обстоят дела в наших водах? Генеральный директор ТИНРО-Центра Лев БОЧАРОВ в своем докладе оценил перспективы отечественного промысла, приведя примерные запасы основных видов морских биоресурсов, имеющих хозяйственное значение. В целом сырьевая база на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне позволяет довести вылов в 2009 г. и на среднесрочную перспективу до 3,5–4 млн. тонн. Как минимум столько же, по словам ученого, «светит» нашему флоту при условии возвращения к эксплуатации ресурсов открытых районов Тихого океана. Рациональному использованию ВБР исключительной экономической зоны во многом мешает несоответствие количества и структуры добывающего флота количеству и структуре рыбных запасов.
Возможны ли в российских условиях конструктивные отношения рыбаков с «всесильным» нефтяным бизнесом, питающим отечественную экономику? Комментируя историю сосуществования рыбодобычи и разработок на шельфе в Северном и Баренцевом морях, представитель Норвежского союза прибрежного рыболовства Арне КРИСТОФЕРСЕН указал, что «бесконфликтность» такого соседства длилась лишь до тех пор, пока устраивала нефтяников. Несмотря на принятый норвежскими властями в 2006 г. план управления для Баренцева моря, предусматривающий запрет сейсморазведочных работ в местах рыбного промысла, в этом году разведка нефти в районе Лофотенских островов велась целых 4 месяца – с мая по сентябрь. В результате уловы здесь оказались крайне низкими, и рыбаки намерены требовать компенсаций.
Президент Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Юрий КОКОРЕВ в своем выступлении озвучил проблему мировых тенденций роста рисков рыбохозяйственного развития. К основным он отнес топливную проблему, сокращение открытых зон для промысла, рост ННН-промысла, а также ухудшение экологии, настойчивые требования природоохранных организаций по свертыванию масштабов рыболовства и увеличение расходов на логистику, как следствие – сокращение доли рыбаков в доходах от реализации продукции рыбного промысла.
Противодействовать этим негативным тенденциям, по мнению лидера ВАРПЭ, можно путем консолидации мирового рыбохозяйственного сообщества по всем аспектам проблематики рисков, повышения уровня переработки сырья, государственного регулирования топливной проблемы. Немаловажную роль сыграет и объединение рыбаков на межгосударственном уровне в плане противодействия незаконному промыслу. Позитивную роль в преодолении существующих проблем сыграет и широкое участие международных рыбохозяйственных объединений в работе межгосударственных организаций, способных оказывать воздействие на формирование глобальной политики (ФАО, ВТО, ООН и т.д.).
От высоких технологий к экспансии в Мировой океан
Обсуждение проблем, затронутых в ходе пленарного заседания, получило дальнейшее развитие на «круглых столах». На первом из них, по словам Президента ВАРПЭ, активную дискуссию вызвали вопросы биологических и экономических механизмов инновационно-устойчивой эксплуатации водных биоресурсов. Инновационная направленность задала тон обсуждению. Прозвучало немало докладов научного сообщества, касавшихся усовершенствования методов ведения промысла, конструкций орудий лова, систем мониторинга и обмена информации.
Так, по мнению директора ФГУП «Приморрыбсвязь» Александра ШТАНЬКО, дальнейшее развитие аналитического центра подразумевает создание центров компетенции и ответственности по информатизации отрасли на базе дальневосточных филиалов во Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и Южно-Сахалинске с головным предприятием – ФГУ ЦССМ в Москве. В их задачи входит обеспечение государственного учета и мониторинга состояния водных биоресурсов, наблюдения за деятельностью рыболовных судов, оперативных операционно-справочных данных о деятельности рыбопромысловых судов на картографической основе ГИС. Кроме того, проведение анализа и подготовка руководству ФАР оперативно-справочных материалов; обмен данными с федеральными и другими органами власти по протоколу, утвержденному регламентом, обеспечение регламента доступа к базам данных пользователей ФАР и круглосуточная автоматическая передача данных о позиции судов федеральным органам исполнительной власти.
Инструментом таких работ должна быть сеть, полагает руководитель «Приморрыбсвязи». Корпоративная информационная сеть данных с объединением линий связи, компьютеров, находящихся на судах, офисных серверов базируется на комплексном подходе к методам и средствам сбора информации, совместной обработке и анализе однородных данных, получаемых от средств позиционирования, наземных центров и пунктов наблюдения, а также воздушных средств патрулирования.
Функционирование подобной сети должно охватывать все сферы деятельности отраслевого многофункционального природно-производственного комплекса и обеспечивать информационную поддержку принятия решений в таких направлениях, как исследование сырьевой базы и среды ее обитания, обязательства государства-флага и государства-порта, промышленное рыболовство, рыбопромысловый флот, безопасность мореплавания и охрана человеческой жизни на море, охрана ВБР, мониторинг нормативно-законодательной базы. Взаимодействие этих направлений обеспечивается за счет создания единой телекоммуникационной среды.
Таким образом, конфигурация единой информационной корпоративной сети должна включать функциональные подсистемы: наблюдения за обстановкой, информационно-справочную, информационно-аналитическую, информационно-управляющую и связи. Программное обеспечение функциональных подсистем должно учитывать неравномерность получения исходных данных, а реализация информационного продукта в единой сети должна основываться на единой ГИС оболочке, обеспечивающей ввод, хранение, обработку и визуализацию мониторинговых данных, создание тематических карт пользователей, баз данных и решение прикладных аналитических задач.
В качестве географической базы единой информационной корпоративной сети необходимо использовать официальную электронно-картографическую продукцию (морские и топографические карты и планы). Формирование баз данных должно осуществляться на основе официальных документов, действующих форм отчетности, а также формализованных и неформализованных сообщений, поступающих от зарегистрированных в системе источников информации.
Единая информационная корпоративная сеть, полагает Александр Штанько, должна основываться на принципах системологических положений, включая преемственность накопленных в отрасли и подтвержденных эксплуатацией технических и технологических решений, модульность ее построения, автоматизацию технологических процессов на базе перспективных геоинформационных технологий, использование оперативной связи с потребителями и внутри системы, а также другими информационными системами и базами данных. В целом единая информационная корпоративная сеть должна обеспечить функционирование непрерывного процесса выработки и реализации управляющих решений, осуществляемых с максимальной эффективностью соответствующими подразделениями ФАР.
Важность создания объединенных информационных систем, региональных, национальных или даже международных, сомнений не вызывала, как и применение других новинок. С другой стороны, рыбаки, как обычно, были более практичными. Их, в первую очередь, интересовало, во сколько «встанет» внедрение той или иной технологической разработки и как скоро она окупится.
Однако инновационный подход – это не только высокие технологии. Современные реалии требуют и внедрения новых экономических моделей управления, ориентированных как на извлечение по возможности максимальной прибыли, так и на достижение других целей: биологических, социальных, политических и т.д. Тогда, по мнению выступавших специалистов, возможны ситуации, когда не обязательно ловить большие объемы рыбы, полностью осваивать ОДУ. При этом доходы производителей не уменьшатся, а даже возрастут, а с ними и возможности совершенствовать техническую базу, повышать зарплату сотрудникам, обновлять флот и т.д.
На «круглом столе» не раз звучали призывы к возвращению России в так называемые конвенционные районы и зоны иностранных государств. Судя по реакции аудитории, отправляться в Мировой океан многие были готовы прямо сейчас. Но встает вопрос – на чем? Камнем преткновения является отсутствие современного крупнотоннажного флота для ведения океанического рыболовства.
С другой стороны, если на Дальнем Востоке ресурсов исключительной экономической зоны рыбакам еще более-менее хватает, то такие регионы, как, например Калининградская область, изначально ориентировались на Мировой океан. И, по свидетельству президента Ассоциации рыбопромышленников Запада Эрнста СМЕЛОВА, в тех районах, откуда мы в свое время так неосмотрительно ушли, нас не ждут с распростертыми объятиями. Более того, в зонах Атлантики, откуда мы и не уходили, ощущается давление иностранных коллег, которые не преминут воспользоваться любыми промахами или отступлениями российских рыбаков и властей.
Между тем только для нужд отечественной аквакультуры и сельского хозяйства необходимо порядка 750 тыс. тонн рыбной муки в год. У нас в стране производится не более 70 тыс. тонн. Более того, даже импорт не в состоянии покрыть эту потребность. Для того чтобы вырабатывать это количество рыбной муки, требуется добывать не менее 4,5 млн. тонн рыбы-сырца. В экономической зоне сделать это невозможно. Выход один – Мировой океан. И с этим выходом надо поторопиться.
Берег к рыбе не готов
Задав темой второго «круглого стола» логистику товарных потоков, организаторы предопределили общий тон обсуждения. Ведь за одним столом собрались рыбопромышленники, портовики, транспортники, экономисты и даже экологи. Первым по правовым аспектам обязательного движения рыбопродукции через территорию РФ высказался президент Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей ТИМОШЕНКО. Ведь с будущего года нас ожидает законодательно закрепленная доставка уловов на российский берег.
Что касается готовности этого берега к приемке всего вылова ВБР, добытых в российской экономзоне, то, по словам генерального директора ООО «ДальРыбПорт» Людмилы ТАЛАБАЕВОЙ, первое же звено в этой цепи – порты – к объему грузов, который должен обрушиться на них всего через 4 месяца, не готовы совсем. Оформление промысловых судов по принципу «одного окна – одного подхода», по-прежнему остается утопией. На практике контролирующие государственные органы слаженно работать так и не научились. К тому же некоторые ведомства, в частности Россельхознадзор и территориальные управления Госкомрыболовства РФ, до сих пор не могут поделить полномочия. А капитаны судов сдают пакеты документов сразу и тем и другим, если хотят оформиться в приемлемые сроки. Выход видится в декларировании продукции по заявительному принципу, то есть без перевалки грузов в портах. Хотя проблемы отставания портового хозяйства такая мера не решит.
Традиционных нареканий удостоили рыбопромышленники и предписание об обязательной реализации рыбопродукции посредством рыбных бирж. По мнению представителя камчатских рыбаков, целью государства в данном случае является не логистика, а контроль над ценообразованием. Безусловно, с монополизмом оптовиков и крупных ритейлеров, контролирующих рынок, надо бороться, но методами, которые не потребуют от компаний разрывать налаженные связи с многолетними партнерами.
На оптовиков кивали и торговые сети, и представители ОАО «РЖД», и «Рефсервиса», претензии к которым по поводу постоянно растущих тарифов на перевозки давно стали общим местом. В красочных диаграммах и таблицах перевозчики доказывали, что, во-первых, они отнюдь не монополисты, а, во-вторых, доля транспортных расходов в розничной цене той же кеты или горбуши, доставленной с Дальнего Востока на московский прилавок, не превышает 7–8%, и она не сравнима с накрутками, которые выставляют на рыбопродукцию продавцы. Однако в ходе прямого диалога с рыбаками складывалось впечатление, что стороны говорят о совершенно разных вещах. Впрочем, к согласию о необходимости продолжения контактов прийти все же удалось.
Экономическое обоснование будущего развития рыбной отрасли представила генеральный директор ВНИЭРХ Наталья ЛЫСОВА. В своем докладе она проанализировала конкурентные преимущества и возможности рыбохозяйственного комплекса России с учетом внутреннего рынка рыбопродукции. Стратегической целью было названо достижение устойчивого и конкурентоспособного функционирования отечественного рыбного хозяйств в условиях глобальной экономики, которое бы обеспечило потребности страны в рыбных товарах и услугах, ее продовольственную независимость и стабильное развитие прибрежных регионов.
Работа продолжается
Итоги 3-го Международного конгресса рыбаков подводились на заключительном пленарном заседании. Был одобрен проект резолюции, содержащий призыв к государственным органам рыбопромышленных стран, в первую очередь Азиатско-Тихоокеанского региона, способствовать развитию сотрудничества по организации эффективного контроля деятельности промысловых судов и осуществления ими поставок рыбопродукции в порты АТР. На основе принципов добрососедства и взаимного партнерства международному бизнесу предлагается расширить информационный обмен и взаимодействие в экономической сфере и сообща принимать меры для стабилизации и оптимизации мирового рыбного рынка.
Кроме того, российские участники Конгресса постановили обратиться в органы государственной власти РФ по вопросам, волнующим отечественных рыбаков. В течение недели оргкомитет принимает замечания и предложения к проектам резолюции и обращения. Судя по бурному общению участников форума, в том числе и «неформатному», дополнений последует немало.
В целом же уровень Конгресса, благодаря продуманным действиям организаторов, в числе которых Федеральное агентство по рыболовству, администрация Приморского края, Ассоциация добытчиков минтая и Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья, в этом году заметно вырос. Среди гостей и участников практически нет «случайных людей». Мероприятие все больше приобретает черты того, чем оно и должно быть – рабочей коммуникативной площадки для обмена мнениями российских и зарубежных рыбаков и выработки общих решений, а также путей, которыми их можно претворить в жизнь.