Газета «Рыбак Приморья»
Серый кит

Нефть или жизнь?

Грозят ли экологические катастрофы Дальневосточным морям от добычи нефти и газа на шельфе.

В октябре 2006 года министр природных ресурсов России Юрий Трутнев совершил рабочую поездку на остров Сахалин для ознакомления на месте с результатами проверки комиссией соблюдения природоохранного законодательства при реализации комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензированных участков, разрабатываемых в рамках проекта «Сахалин-2».

Предварительные итоги комиссии: инвесторы загубили 46 тысяч тонн рыбы, вырубили лес в стороне от прохождения трассы газопровода, нанеся ущерб, по предварительным подсчетам, 50 млрд. долларов. Сами же инвесторы сначала разработки вложили в проект всего лишь 10 млрд. долларов.

Министр Юрий Трутнев насчитал сразу пять нарушений, подпадающих под действие Уголовного кодекса России. Он пригрозил инвесторам немалыми штрафами и приостановкой всех работ. Акционеры проекта «Сахалин-2» назвали обвинения «безумными» и призвали власти перестать заниматься пиаром. Хотя сами развернули пиар-кампанию за границей.

Как могло случиться, что иностранные инвесторы ведут себя вольно, обращаясь по-варварски с природой Сахалина? Истоки этого лежат в Соглашении о разделе продукции (СРП), заключенного между Россией и инвесторами по проекту «Сахалин-2».

В статьях ученых и специалистов-нефтяников за 1998-2001 гг. в газетах «Дальневосточный ученый» и «Советская Россия» выступали сахалинцы: горный инженер Анатолий Черный и профессор-нефтяник Ян Юн Бин; в 2003-2006 годах в «Дальневосточном ученом» – хабаровский геолог Евгений Кириллов со статьей «Прошлое и настоящее сахалинской нефти», автор настоящего материала Евгений Буллах со статьей «Сделка века: что имеет Россия от сахалинских морских проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»; статья биолога Сергея Масленникова «Сахалин-2» глазами биолога»; книги эколога профессора Надежды Христофоровой «Экологические проблемы региона Дальний Восток – Приморье», в которых авторы попытались проанализировать эту проблему.

Обратимся к истории вопроса. До 2000 года добыча нефти и газа на Сахалине сохранялась в пределах 1,5 млн. тонн в год. Большая часть добытого уходила на экспорт. ОАО «Сахалинморнефтегаз» участвовал в выполнении международных проектов добычи нефти и газа на сахалинском шельфе. Планировалось совместно с американцами и японцами освоить месторождения «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Объем инвестиций по этим проектам составил бы 25 млрд. долларов за 10 лет, начиная с 1991 года. Но международное сотрудничество ОАО «Сахалинморнефтегаза» принесло ему только убытки.

В 1991 году Министерство нефтегазпрома совместно с Госкомгеологией РСФСР подписали приказ N 137/10 от 20 мая на проведение конкурса по созданию совместного предприятия (СП). «Сахалинморнефтегаз» выступил инициатором проведения конкурса по созданию СП для освоения месторождений нефти и газа на сахалинском шельфе, и он его проиграл. Конкурс выиграли две американские и одна японская компании, которые объединились в консорциум «МММ» и с благословления высоких правительственных чиновников в Москве получили право на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта СП.

Представленные на конкурс расчеты по первоочередному проекту «Сахалин-2» были приемлемы для российской стороны. На внутренний рынок предполагалось поставить, начиная с 1995 года, более 100 млрд. кубических метров газа. Но этого не произошло. Политические события в России немедленно сказались на взаимоотношениях с партнерами. В разработанном консорциумом ТЭО мало что осталось от благих намерений и расчетов, на основании которых и был выигран конкурс. Инвесторы обосновали для себя выгодную форму сотрудничества о разделе продукции. Ранее оговоренные условия по созданию СП были забыты. Сахалинские нефтяники, вложившие громадные средства в открытие и разведку месторождений, фактически были устранены от участия в проекте. Консорциум не выполнил и главного условия конкурса и задания ТЭО по обеспечению опережающей добычи газа в 1995 году для покрытия энергетических потребностей Сахалина и Хабаровского края.

По соглашению о разделе продукции консорциум получил до 100% ликвидной продукции на возмещение своих затрат, а от оставшейся после этого части продукции лишь 10% было предусмотрено для российской стороны. И многое другое позволяет говорить о том, что от заключенного договора по первоочередному проекту «Сахалин-2» Россия получит ничтожные крохи со стола инвесторов. На таких же условиях подписано соглашение на следующий проект «Сахалин-1» с началом его реализации с 2004 года. Таким образом, пять крупных, подготовленных к эксплуатации месторождений, отданы на откуп иностранным инвесторам. За последние годы на сахалинском шельфе не выявлено ни одного месторождения. В случае подписания на таких же условиях договора по проекту «Сахалин-3», Россия лишится разведанных и подготовленных к эксплуатации месторождений – все они будут принадлежать иностранным компаниям.

Справка

Соглашение о разделе продукции (СРП) было заключено в начале 90-х годов, когда было понятно, что своими силами с разработкой крупнейших месторождений Россия не справится. СРП предусматривает, что государство получает 6% от стоимости добытых нефти и газа в течение всего срока реализации проекта в качестве роялти. По этой статье Россия получила с момента начала действия режима СРП по «Сахалину-2» около 0,5 млрд. долларов. Что касается доли в прибыли, которую инвестор начинает получать после возмещения всех своих затрат, то здесь действует следующая шкала. Государство получает 10%, если рентабельность проекта не превышает 17,5%. Когда рентабельность свыше 17,5%, государство получает уже 50% и так далее.

Еще одна важная особенность режима СРП: построенное имущество – трубу, завод по сжижению газа, другая производственная и социальная инфраструктура – автоматически переходит в собственность государства после того, как инвестор возместит свои затраты.

Кто дал зеленый свет беспределу на сахалинском шельфе? Консорциум не повел бы себя так, если бы не явное покровительство высокопоставленных чиновников в Правительстве Российской Федерации. Помогли им в этом и сахалинская администрация, и островная Дума. Еще 27 мая 1997 года Дума приняла уникальный закон. Его первая статья гласит: «На срок действия Соглашения Инвестор освобождается от любых применяемых налогов, платежей, вводимых на областном уровне и/или взимаемых в областной бюджет». Так что инвесторы 25-30 лет (период действия Соглашения) могут спать спокойно, не волноваться за свои доходы.

С началом действия СРП инвесторы стараются удорожать стоимость своих вкладов в реализацию проектов. Например, для строительства своего жилья они завозят строительные материалы из-за границы, платят большую зарплату своим сотрудникам. На своих буровых не соблюдают правил бурения, хотя в своих странах соблюдают их неукоснительно.

С добычей нефти и газа как на суше, так и на шельфе обостряются экологические проблемы. Так, бывший генеральный директор ВПО «Сахалинморнефтегазпром» Анатолий Черный постоянно говорил о возможной экологической катастрофе для Сахалина, если осуществится Соглашение о разделе продукции.

Морской геолог, бывший сотрудник СахКНИИ, а затем главный водолазный специалист и гидронавт экспедиции морского бурения Александр Штырляев в своем письме автору сообщал, что еще в 1999 году было массовое отравление сахалинской сельди продуктами буровых растворов от буровой установки инвесторов «Моликпак». Мертвая сельдь лежала на берегу протяженностью 12 километров, высотой слоя 0,5 метров и шириной 6 метров. Судебное дело не было возбуждено якобы за недостатком доказательств. Он же писал, что появились морские звезды и нерпы-мутанты, что места обитания серых китов находятся под угрозой экологического неблагополучия.

По его словам, ледяной покров на Сахалине имеет особенности, которые могут привести к порыву подводных нефтепроводов: от нижней поверхности покрова до самого дна намерзает как бы огромные образования – «стамухи», которые пропахивают песчаных грунт на глубину 3-5 метров при подвижке льда. Такие «стамухи» способны разорвать любые трубы, если их не заглубить на дне на 5-7 метров. Можно понять сахалинцев, которые опасаются возможного разлива нефти в море или на суше. 24 июня 2005 года местные жители перекрыли все дороги, ведущие к объектам инвесторов, потому что обращения их во все властные структуры о нарушении экологического благополучия ни к чему не привели. Молчала Москва, Сахалинская администрация и Дума.

Есть факты, подтверждающие опасения сахалинцев. На нефтепроводе Омск-Ангарск за 8 лет пять крупных аварий от Красноярска до Иркутска. Во время одной из них разлилось 32 тысячи тонн нефти и она попала в водозабор. Были аварии с загрязнением вод Амурского залива во Владивостока от утечки нефти с нефтебазы ТОФ и перелива нефти при заправке танкера. Надежда Христофорова в своей книге отмечает, что в настоящее время в России находятся в эксплуатации 350 тысяч километров нефтепроводов, на которых ежегодно отмечается 50-60 тысяч случаев порывов, «свищей» и прочих утечек, что приводит к значительным потерям нефти. Аварии оказывают катастрофическое воздействие на природы. Так, авария на Западно-Сибирском трубопроводе в 1989 году привела к крупнейшей железнодорожной катастрофе, сопровождавшейся мощным взрывом широкомасштабным пожаром и многими человеческими жертвами. В 1993 году в результате прорыва нефтепровода в Тюменской области вылилось не менее 420 тысяч тонн нефти. В 1994 году в Республике Коми при аварии на нефтепроводе вылилось около 100 тысяч тонн нефти, что вызвало загрязнение нефтепродуктами бассейна реки Печоры. В июле 2001 года бульдозерист наехал на нефтепровод компании «ЮКОС» и разорвал трубу, в результате нефть разлилась на площади 3,5 тыс. кв. метров.

Как нефть, так и другие токсические вещества, образующиеся в процессе добычи, транспортировки, переработки и использования углеводородов, поступая в сточные воды, загрязняют недра, природные ландшафты и водные объекты.

Но наиболее значительные по своим последствиям трагедии происходили на море. В 1967 году в проливе Ла-Манш потерпел аварию танкер «Тори-Кэньон» – утечка 97 тонн нефти. В сентябре 1979 года в Карибском море «Покоритель Атлантики» столкнулся с «Эгейским капитаном» – в воду вылилось 280 тысяч тонн нефти. Весной 1989 года у берегов Аляски потерпел аварию танкер «Эксон Вальдез» – море попало 50 тонн нефти, было залито 1500 миль побережья, из 28 наиболее пострадавших видов животных восстановилось лишь 2. В январе 1991 года в ходе войны в Персидском заливе из терминалов в Кувейте иракцами было сброшено в воды залива около 600 тысяч тонн нефти. Потребовалось 247 дней, чтобы положить конец бедствию, которое грозило экологической катастрофой планетарного масштаба. В январе 1977 года российский танкер «Находка» затонул на пути из Китая на Камчатку. Около 19 тысяч тонн нефти вылилось в Японское море, образовав 50-километровое пятно. В ноябре 2002 года либерийский танкер «Престиж» потерпел бедствие в Атлантическом океане, в 150 километрах от побережья Испании раскололся надвое. В море оказалось 250 тысяч тонн нефти. Ущерб от последствий аварии достиг астрономической суммы – около 35 млрд. долларов.

А что делается на дне шельфовой зоны Дальневосточных морей?

Из рассказов местных жителей Сахалина: японцы, уходя из района добычи нефти возле Охи, выпустили нефть из наземных хранилищ в залив Уркт, не имеющий постоянного сообщения с открытым морем. За долгие годы легкие фракции нефти испарились, тяжелые опустились на дно, образовав асфальтовое покрытие. До сих пор там не наблюдается растительности и живности.

В «Атласе океанографических основ рыбопоисковой карты Южного Сахалина и южных Курильских островов» дано графическое отображение богатства шельфа растительного и животного мира этих районов. Но в связи с хозяйственной деятельностью стали возникать экологические проблемы: разрушение береговой черты от прокладки дорог и нефтепроводов нефтяниками, заиление ковшов портов и заборного ковша Вахрушевской ГРЭС продуктами отходов промышленности, заиление полей анфельции в лагуне Буссе. Автор в 1970-74 гг. руководил подводными исследованиями в указанных районах Сахалина. Аквалангисты наблюдали негативные последствия деятельности человека, перечисленные выше.

В 1986-88 гг. автор участвовал в составе экипажа обитаемого подводного аппарата «Океанолог» Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН в обеспечении работ плавучих буровых установок «Сахалинская» и «Оха» на сахалинском шельфе. Экипаж непосредственно наблюдал последствия бурения. Дно в районе буровой как панцирем покрыто цементом и продуктами буровой жидкости (бурового раствора). Придонные течения разносят продукты бурения далеко от точки бурения. Никакой растительности, рыбы и других обитателей не наблюдается. После ухода буровой с точки бурения, на дне остается хозяйственный хлам, который также не способствует экологическому благополучию. А когда начнется эксплуатация разведанных месторождений, то можно с большой долей вероятности ожидать разливов нефти и прорывов газа.

Сергей Масленников в вышеупомянутой статье отмечает, что загрязнения морской воды нефтью на шельфе Сахалина пока нет. Данные проб морского дна обрабатываются, биологическое разнообразие соответствует тому району. Это хорошо, и так бы было всегда.

На очереди разведка нефти и газа шельфа западного побережья Камчатки и Магадана. Надежда Христофорова предупреждает, что приватизация крупнейших нефтяных и газовых месторождений чревата для России негативными последствиями, ибо цель у частного капитала является лишь получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки. Поэтому главнейшей задачей является надежного государственного контроля за деятельностью частных компаний, завладевших нефтегазовыми месторождениями России и расходованием получаемой ими прибылей. Это тем более актуально, что в некоторых крупных проектах принимают участи иностранные компании.

России больше нельзя плодить типа СРП Сахалинского шельфа.

Конфликт между инвесторами «Сахалин-2», министерством природных ресурсов России был решен передачи части акций инвесторов российским компаниям. Шаги для изменения ситуации уже предпринимаются и довольно активно. Если в предыдущие годы российские компании в регионе имели статус с минимальным пакетом акций, то сегодня можно говорить о том, что наши компании из гостей превратились в хозяев. Сейчас концерн «Газпром» и нефтяная компания «Роснефть» занимают лидирующие позиции в нефтегазовом секторе одного из самых перспективных регионов страны – острове Сахалин. Но этот факт не снимает экологической угрозы в регионе. В связи с этим 11 января состоялось третье заседание суда по проекту «Сахалин-1», угрожающему редчайшим серым китам. Экологи обращаются в «ЭксонМобил» и «Роснефть» с призывом не начинать строительство трубопровода через Пильтунский залив до того, как станет известным решение суда.

Напомним, что заявление об оспаривании положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту «Сахалин-1» в суд было подано в октябре 2008 года организациями, с которыми на протяжении долгого времени тесно сотрудничает WWF (Всемирный Фонд дикой природы). Это правовой центр «Родник», «Экологическая вахта Сахалина», Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Региональное общественное движение «Союз коренных народов Сахалина», а также несколькими жителями Сахалина. Заинтересованным лицом (ответчиком) по делу является Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), приказом которой было утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Экологические организации считают, что заключение Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) не учитывает в должной мере опасность проекта, который может нанести непоправимый ущерб уникальной экосистеме залива Пильтун. По мнению экологов, проект прокладки нефтепровода через залив Пильтун поставит под угрозу выживание редкой охотско-корейской популяции серых китов, которая насчитывает всего 130 особей. В заливе формируется основная кормовая база серых китов, которые приходят к берегам северо-восточного Сахалина для нагула – интенсивного питания перед зимовкой. По наблюдениям экологов, реализация проекта по постройке наземной части нефтепровода уже негативно отразилась на поведении китов.

Главный акционер проекта компания «ЭксонМобил» уже нарушила свою же социально-экологическую политику тем, что игнорирует многочисленные требования российской и международной общественности по внесению изменений в проект, и дело теперь дошло и до суда, – говорит Алексей Книжников, руководитель Программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора. – Применение «двойных стандартов» при учете общественного мнения, нежелание и неумение разрешать конфликтные ситуации путем переговоров – такое ведение бизнеса, которое демонстрирует «ЭксонМобил» на Сахалине – это пример корпоративной социально-экологической безответственности, неприемлемой для 21 века. У нас есть опасение, что и российский участник проекта Сахалин-1 – компания Роснефть, учится у своего американского партнера тому, что можно игнорировать мнение общественности».

По инициативе WWF на северо-востоке Сахалина уже несколько лет создается морской заказник, но прокладка трубопровода сведет все усилия экологов на «нет». Неоднократно социальные и общественные организации пытались обращаться в компанию «ЭксонМобил», дабы внести существенные изменения в проект, но компания игнорирует мнение общественности и планирует проложить трубопровод уже этой зимой.

Заключения ГЭЭ также не оставляют надежды на изменение проекта, к тому же недостатки заключения полностью нарушают права граждан и общественных организаций, обеспокоенных будущим экосистемы Пильтунского залива. Требования отменить заключение были неоднократно обращены к органам государственной власти, но также не были услышаны и поддержаны. Поэтому экологические организации были вынуждены обратиться в суд.

На заседании 11 января 2009 г. суд вновь не приступил к рассмотрению дела по существу, так как Ростехнадзором, а также компанией Эксон, являющейся третьим лицом по делу, предоставлено большое количество материалов по запросу суда. Поскольку для ознакомления судьей и участниками процесса с такими объемами документов необходимо время, слушание дела отложено на 10 февраля 2009 года.

Рассмотрение дела вновь откладывается, и становится очевидным, что вопрос о соответствии законодательству заключения государственной экологической экспертизы проекта требует более глубокого изучения», – говорит Екатерина Хмелева, советник WWF по экологическому праву.

Согласно имеющейся у природоохранных организаций информации, в летний сезон 2008 г. зарегистрировано серьезное изменение распределения китов у берегов Сахалина и снижение числа китов у Пильтунской косы, что, возможно, связано, в том числе и с деятельность сахалинских шельфовых нефтегазовых проектов. Так, в летне-осенний сезон компания Эксон Нефтегаз Лтд. проводила масштабные работы по забивке свай на косе, что могло оказать негативное акустические воздействия на китов.

В связи с этими фактами мы считаем, что в рамках проекта Сахалин-1 нужно незамедлительно приостановить прокладку трубопровода через залив Пильтун до того, как вопрос будет разрешен в суде, а также не будут выяснены причины изменения распределения китов прошлым летом, – говорит Алексей Книжников, руководитель Программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора. – Мы направляем соответствующие письма основным акционерам проекта Сахалин-1 – российской кампании Роснефть и в штаб-квартиру ЭксонМобил в США, а также в Минприроды РФ».

Евгений БУЛАХ, старший научный сотрудник Проблемной лаборатории шельфа ДВГУ (1973-1981 гг.), гидронавт, старпом ОПА «Океанолог» ТОИ ДВО РАН (1981-1992 гг.)