В течение двух дней на ДВНПС были рассмотрены и приняты решения по вопросам, касающимся повышения эффективности освоения ВБР, организации промысла «одируемых» и «неодируемых» объектов. Участники ДВНПС рассмотрели итоги деятельности в 2008 году, поправки к Правилам рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, проект соглашения между приморскими регионами о закреплении процентного соотношения прибрежных и промышленных квот и другие вопросы. Итогом двухдневного обсуждения стал проект решения, согласно которому по большинству вопросов планируется обратиться к Правительству России.
Еще открывая заседание научно-промыслового совета, глава управления ФАР по организации рыболовства Виктор РИСОВАНЫЙ предупредил: «нормативно-правовые акты не всегда подготовлены качественно, поэтому нам надо поработать, осмотреться и внести в них необходимые изменения».
К основным проблемам, препятствующим эффективному освоению водных биоресурсов, он отнес отсутствие механизма перераспределения квот, пробелы в действующем законодательстве, мешающие использовать закрепленные доли квот в качестве предмета залога, долевой принцип распределения квот добычи малоиспользуемых низкорентабельных и приловных объектов, а также высокие цены на топливо, физический и моральный износ флота.
- В 2008 году рыбаки сработали хуже, чем в предыдущем. Хотя возможностей сработать лучше было больше. Освоение по всем видам водных биоресурсов по Дальнему Востоку составило всего 64%. В сравнении с 2007 годом, вылов уменьшился на 7,3 тыс. тонн (99,7% от уровня 2007 года). Снизился вылов минтая (минус 88 тыс. тонн) в Беринговом и Японском морях и лососей (минус 66 тыс. тонн) в Охотском, Беринговом морях и на Северных и Южных Курилах из-за плохой промысловой обстановки на этих объектах, – пояснил Виктор Рисованый.
Справка «РП»
Вылов всех водных биоресурсов составил:
- в Беринговом море – 736 тыс. тонн, что на 135 тыс. тонн меньше уровня прошлого года (85%);
- в районе Северных и Южных Курил – 294 тыс. тонн, что на 5,5 тыс. тонн меньше уровня прошлого года (98%);
- в Охотском море – 1107,6 тыс. тонн, что на 132 тыс. тонн больше уровня прошлого года (113%);
- в Японском море – 37 тыс. тонн, что на 1 тыс. тонн меньше уровня прошлого года (97%).
В целом по бассейну вылов составил:
- минтая – 1318 тыс. тонн, что больше вылова за 2007 год на 97 тыс. тонн (107 %);
- сельди – 158 тыс. тонн, что меньше вылова за 2007 год на 16,6 тыс. тонн (90%);
- трески – 66,3 тыс. тонн, что больше вылова за 2007 год на 13,3 тыс. тонн (120 %);
- кальмаров – 55,6 тыс. тонн, что меньше вылова за 2007 год на 3,7 тыс. тонн (93%);
- терпугов – 53,6 тыс. тонн, что больше вылова за 2007 год на 9,1 тыс. тонн (116%);
- камбал – 55,2 тыс. тонн, что меньше вылова за 2007 год на 11,4 тыс. тонн (82%);
- сайры (в ИЭЗ России) – 78,4 тыс. тонн, что меньше вылова за 2007 год на 17,6 тыс. тонн (81%);
- лососей – 244 тыс. тонн, что меньше вылова за 2007 год на 71 тыс. тонн (77%).
В ИЭЗ Японии на промысле лемонемы в 2008 году работали четыре российские компании пятью судами. Вылов составил 19,8 тыс. тонн, что ниже 2007 года на 5,7 тыс. тонн, так как в 2007 году промысел вели семь российских компаний.
Вместе с тем, как полагают рыбаки, одной из причин недоосвоения являются проблемы в реализации программы «Рыбу – на берег». Когда идея только возникала, никто из рыбаков не предполагал, что дело примет такой оборот. И сейчас генеральный директор «ТИНРО-Центра» Лев БОЧАРОВ, как один из авторов замысла, подтвердил, что «совсем не то имели в виду»:
– Если эффективность освоения водных биоресурсов политически в нашей стране оценивается поворотом рыбы на берег, то мы к этому не готовы, – заявил он. – То, что сегодня Правительство делает, переходя от лозунга «рыбу – на берег» к физическому повороту рыбы на берег, – это две большие разницы!
Прямой разворот рыбных потоков на российский берег – это некорректно поставленная задача, уверен генеральный директор ТИНРО-Центра. «Нам необходимо определиться: либо это таможенная зачистка, либо мы разворачиваем поток рыбы на берег и для этого необходимо разработать отдельную федеральную целевую программу. И это уже не только задача рыбаков».
Поддержал мнение науки и вице-губернатор Приморского края Игорь УЛЕЙСКИЙ, заявивший, что «в подобных программах должен преобладать не принцип администрирования, а принцип экономического стимулирования».
В унисон звучали и заявления представителей бизнеса.
Чтобы повысить эффективность освоения ВБР, необходимо обеспечить свободный доступ рыбаков к ресурсам, к финансам и к рынкам, – считают в Ассоциации добытчиков минтая. Экспортный потенциал для рыболовной отрасли – это основной генератор поступления финансовых ресурсов. «К сожалению, если в отношении внутреннего рынка есть декларации, но очень мало реальных действий, то в отношении экспорта даже декларации не обнадеживающие. Нам постоянно, так или иначе, создают препятствия для стабильных, ритмичных поставок на тот рынок, который потребляет продукцию и платит за нее, – заявил президент АДМ Герман ЗВЕРЕВ. – В скором времени это может привести к ухудшению финансового состояния наших компаний».
Генеральный директор ОАО «Дальрыба» Вячеслав МОСКАЛЬЦОВ считает, что берег действительно пока не готов принять рыбу в декларируемом объеме. Однако для того, чтобы донести эту точку зрения до государства, рыбакам необходимо выступать единым фронтом, и, прежде всего, научиться договариваться между собой.
Высокую роль общественных организаций в нормотворчестве отметил и Виктор Рисованный. В связи с этим Ассоциации добытчиков минтая предложено консолидировать общественные объединения вокруг себя и подготовить доклад на соответствующую тему к 20 марта 2009 года для выступления на расширенном заседании Коллегии Росрыболовства по вопросу «Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2008 году и задачи на 2009 год», в котором примет участие Виктор Зубков, а также к майскому заседанию Президиума Правительства, на котором Владимир Путин планирует рассмотреть проблемы рыбной отрасли и пути повышения эффективности ее работы.
Пока же повышению эффективности освоения ВБР должна способствовать реализация постановления N 643 «О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается». Участники ДВНПС подробно рассмотрели действие этого нормативно-правового акта и оценили возможности его корректировки.
Напомним, в предыдущий пятилетний период на все виды водных биоресурсов, отнесенные к объектам рыболовства (около 350 видов), устанавливался общий допустимый улов, который в свою очередь распределялся на виды рыболовства. При этом осуществление промышленного рыболовства жестко регламентировалось выделенными объемами квот добычи (вылова) по каждому виду водных биоресурсов, в том числе для промышленного рыболовства на основании закрепленных за пользователем долей, а также другим действующим законодательством Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Такая регламентация осуществления промышленного рыболовства не способствовала добыче в полном объеме выделенных квот нерентабельных и малорентабельных объектов промысла, и их процент освоения составлял не более 20-60%, а по ряду объектов выделенные квоты не осваивалась полностью.
В настоящее время количество объектов промысла, на которые установлен ОДУ, значительно сокращен и составляет не более 120-и видов. Таким образом, промысел по более чем 230-ти видам водных биоресурсов может осуществляться свободно или по так называемой олимпийской системе.
Реализация данного постановления будет способствовать увеличению уловов водных биоресурсов, рост которых обеспечится за счет недоиспользуемых объектов промысла;
создаст условия для более полной загрузки производственных мощностей, прежде всего добывающих судов, недоиспользуемыми видами биоресурсов, а также позволит дополнительно задействовать незагруженные и недостаточно загруженные (ввиду отсутствия квот вылова водных биоресурсов) добывающие, перерабатывающие и вспомогательные суда.
Рост уловов водных биоресурсов в свою очередь увеличит рост занятости населения, позитивно скажется на развитии береговой рыбоперерабатывающей инфраструктуры, на развитии малого и среднего предпринимательства. Также будет увеличен объем потребляемой рыбной продукции внутри страны.
Заключение договоров пользования водными биоресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, также позволит использовать их в качестве прилова при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов в отношении которых устанавливается.
Работать предполагается по такой схеме: наука будет устанавливать предельнодопустимый вылов, а рыбаки, заключив соответствующие договоры на вылов в теруправлениях, будут работать по олимпийской системе.
Помимо прочих выгод, реализация данного постановления имеет и другой ощутимый плюс – это первый шаг на пути к установлению единого промыслового пространства, о целесообразности введения которого так долго спорят соседствующие дальневосточные регионы.
Следующим шагом, который рыбаки сделают самостоятельно (без соответствующего правительственного решения), станет соглашение о закреплении процентного соотношения прибрежных и промышленных квот добычи водных биоресурсов. Именно этот вопрос обсуждался в ходе весеннего ДВНПС.
Всесторонне рассмотрев принципы и критерии будущего соглашения, участники обсуждения сошлись во мнении, что наиболее приемлемый вариант определения долей – это процентное соотношение суммы прибрежных и промышленных квот за пятилетний период.
Комментируя итоги ДВНПС, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев подчеркнул, что подготовка межрегионального соглашения о пропорциях распределения квот прибрежного и промышленного рыболовства – это знаковое решение. «Предложено несколько формул для расчета, но не это главное. Главное в том, что заключение такого соглашения воссоздаст единое промысловое пространство на Дальнем Востоке и исключит ежегодные перебранки между регионами. Это позволит обеспечить стабильный и просчитываемый доступ к ресурсам для предприятий».
Еще одной важной инициативой, по мнению президента АДМ, стала поддержка Дальневосточным научно-промысловым советом обращения рыбацких объединений с предложением вернуть на дополнительную правовую и экономическую экспертизу проект постановления Правительства Российской Федерации о принудительном создании экспортных бирж для рыбаков. «Это очень важно, потому что ДВНПС – это и представители органов государственной власти, и руководители научных институтов, и директора предприятий. Это самый весомый голос Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», – заявил Герман Зверев.