Очередной ежегодник: прошлое и настоящее Камчатки рыбацкой«Маркой камчатских рыбных промыслов должна гордиться вся страна!» – такой лозунг, популярный на полуострове в середине 1930-х гг., в качестве эпиграфа украшает одиннадцатый по счёту историко-краеведческий ежегодник «Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки», выпущенный издательством Камчатского государственного технического университета. |
Ежегодник адресован любителям камчатской старины и людям, неравнодушным к прошлому и настоящему рыбацкой индустрии, пока ещё нашей основной кормилице. Он вступил во второй десяток лет своего существования. Этот факт был отмечен качественными изменениями: издание стало иллюстрированным и теперь включает «литературную часть» — специальный раздел, воспроизводящий редкие публикации начала ХХ в., вносящие дополнительный штрих в картину освоения нашего края.
Попечителями издания уже в третий раз выступила камчатская торговая компания «Топ-склад» в лице её руководителей, выпускников КамчатГТУ, живущих на полуострове с детских лет, — Сергея Николаевича Кушнарева и Сергея Викторовича Попружко. Авторы статей и редакция ежегодника благодарят их за поддержку, желают крепкого здоровья и успехов в дальнейшей деятельности на благо нашей Камчатки.
Ежегодник открывается третьей частью воспоминаний ветерана флота, капитана дальнего плавания, старожила Петропавловска Тимофея Михайловича Кривоногова. Первые две части его мемуаров были посвящены серьёзным вопросам истории морского транспортного и рыбопромышленного освоения камчатских берегов, показывали нелёгкие судьбы многих участвовавших в этом моряков и рыбаков. Предлагаемые сейчас рассказы из цикла «Морские были» содержат много смешного, иногда нелепого и грустного, но одновременно поучительного, сопровождавшего суровые флотские будни. Такие историйки нередко становились предметом обсуждения во время отдыха после напряжённой работы, за столом в кают-компании. Они вполне могли стать и темой задушевного разговора старых товарищей или наставительной беседы опытного мастера с «салажатами» — флотской молодёжью.
К сожалению, целиком книгу Т. М. Кривоногова в виде отдельного издания напечатать пока не удаётся по всем хорошо известной причине — на это, как всегда, «нет денег». Но, тем не менее, надежда, что этот труд появится на свет при поддержке рыбацкой общественности, ещё не угасла.
Приведём фрагмент воспоминаний старого моряка, озаглавленный «Борец с потерями тепла».
…В 1952 г. из новостроя прибыл СРТ под заводским номером 345. Судно, как говорят, попало в хорошие руки. Первое время старпомом на нём был Михаил Григорьевич Чекаленко, а потом он стал его капитаном. За хорошую работу и выполнение государственного плана по добыче рыбы по решению Хабаровского крайкома комсомола судну присвоили название «Тихоокеанская звезда». Несколько лет оно находилось в Тралфлоте на хорошем счету.
Как известно, на каждом судне с момента постройки решается и вопрос отопления его помещений. Для этой цели в корме траулера установили паровой котёл, работавший на жидком топливе. Он обогревал кормовую надстройку и баню. Носовые кубрики отапливали водой, нагреваемой угольным камельком. На камельке стояли водомерное стекло и термометр, показывавший температуру воды в системе. Поскольку камелёк имел примитивное устройство, то для него не потребовалось подрывного клапана. Его функцию выполняла труба небольшого диаметра, выведенная из корпуса камелька и шедшая к носовой тамбучине. При повышении температуры воды, находившейся в системе, она вытеснялась и вытекала на палубу. На конце трубы приварили устройство, напоминавшее воронку. Систему пополняли водой из форпика при помощи ручного насоса, называемого альвейером.
Эта система отопления, бесхитростная и сооружённая немцами, работала исправно и нареканий не вызывала. Но продолжалось это до тех пор, пока не появился русский умелец-самоучка. Им оказался третий механик, в чью обязанность входило следить за работой камелька. Поддерживали огонь в нём вахтенные матросы.
Поскольку из выведенной трубки часто шёл пар, третий механик решил бороться с потерями тепла. Но весьма необычным способом. Недолго думая, он просто забил в трубку деревянный чоп. И всё, проблема с выходящим паром решилась!
Как на грех, в этот раз для отопления получили высококалорийный уголь. Вахтенные матросы оказались ребятами добросовестными и шуровали вовсю. В результате нарушения воду из системы упустили, а подкатать её альвейером не догадались. Выйти из системы пар не мог, так как в трубку был забит чоп. Случилось то, что и должно было случиться. Камелёк оказался совершенно без воды и раскалился.
Заступивший на смену вахтенный матрос решил подкатать в систему воду. Как только она попала на раскалённые стенки камелька, моментально произошёл взрыв. В результате взрыва были повреждены переборки и пострадали три человека: получили ушибы и переломы рук. Судно оказалось выведено из эксплуатации на несколько суток.
Начальником механико-судовой службы Тралфлота был механик первого разряда Соколов (его имя и отчество я, к сожалению, забыл). По его инициативе были разобраны причины этой аварии. При разборе Соколов обратился к непосредственному виновнику аварии — третьему механику: «Зачем ты забил в трубку чоп? Ведь это и стало причиной беды!» Но третий механик оказался настырным и упрямым. Вместо признания вины он сам пошёл в наступление: «Вы тут ходите все теоретики, а я практик, и я при помощи забитого чопа боролся с потерями тепла!»
В конце разбора Соколов высказался так: «Молодой человек! Убедить в обратном я вас не могу, поэтому спорить с вами я не буду. Комиссия сделает выводы сама».
Решение комиссии было однозначным: авария произошла из-за грубого нарушения правил эксплуатации камелька. Третьего механика, как виновника, разжаловали в мотористы сроком на полгода.
…Вот такие происшествия случаются из-за, мягко говоря, недалекости некоторых «умельцев». Причём в этой истории поражает ещё и упрямство третьего механика, которого даже произошедшая авария не убедила в том, что практика с теорией не расходится, что элементарные законы физики нельзя исправлять при помощи деревянного чопа.
Далее в ежегоднике приведены воспоминания Зои Александровны Зайцевой, жены знаменитого дальневосточного моряка и организатора рыбной промышленности Александра Игнатьевича Дудника. Воспоминания переданы в редакцию «Вопросов» известным журналистом, бывшим главным редактором «Рыбака Камчатки» Вячеславом Михайловичем Иваницким, исследователем биографии А. И. Дудника.
В 1943 г. З. А. Зайцева — молодой преподаватель русского языка и литературы Владивостокского рыбного техникума — была руководителем практики студентов на принадлежавшем Дальстрою, ведомству всесильного НКВД, пароходе «Феликс Дзержинский». Этому периоду её жизни посвящён сюжет «В Америку на “Дзержинском”».
Второй рассказ — «Путина тревог и надежд» — относится к весне — началу осени 1945 г. В это время З. А. Зайцева вновь отправилась в море руководителем практики, на сей раз на самое большое судно в «системе» Наркомыбпрома СССР — рефрижератор-плавзавод «Пищевая индустрия». Им и командовал А. И. Дудник. Из текста читатель поймёт, что их встреча оказалась для обоих «роковой» — вскоре З. А. Зайцева стала женой капитана. Дальнейшая их жизнь связана с Камчаткой. В 1947—1952 гг. З. А. Зайцева преподавала в Петропавловск-Камчатском морском рыбопромышленном техникуме.