Журнал «Fishnews»
Эрнст СМЕЛОВ

Перспективы океанического рыболовства

Рыбная промышленность Северо-Запада России, как и все отечественное рыболовство в целом, находится в состоянии системного кризиса. По сравнению с дореформенным периодом вылов рыбы в этом регионе упал в 2,8 раза, а по Калининградской области почти в 4 раза. Для выхода из кризиса необходима доступная сырьевая база, современный крупнотоннажный флот и квалифицированные кадры.

I. Сырьевая база.

Прежде всего нужно исходить из того, что определяющими факторами в рыболовстве являются добыча рыбы и обеспечение самой добычи сырьевой базой. Это, в свою очередь, определяет развитие береговой инфраструктуры (рыбокомбинаты, судоремонтные заводы, учебные заведения и т.д.).

Сейчас из года в год уловы падают. В 2008 г. калининградские рыбаки поймали 215 тыс. т. (одна четвертая часть дореформенного вылова), из них около 27 тыс. т. (12%) в зоне России, остальное – в океанических районах. Предприятия всего Северо-Запада России добыли в 2008 году 935 тыс. т., в том числе около 180 тыс. т. (19%) в зоне России (таблица 1).

Таким образом, большую часть вылова рыбы дает океанический промысел, однако в последнее время он сосредоточен в ближних районах Северо-Восточной Атлантики и в водах Марокко и Мавритании (рис. 1), где запасы рыбы имеют тенденцию к снижению.

Поэтому отсутствуют перспективы для существенного развития российского рыболовства в этих районах.

Нужно использовать, как это было раньше, наравне с ближними, и дальние районы открытого океана, где имеется доступ к значительным запасам рыбы, позволяющим обеспечить долгосрочный, устойчивый и высокопроизводительный промысел.

Объекты промысла открытого океана экологически чистые и обладают лечебными свойствами. Характерно, что те же виды, выращенные искусственно, таковыми свойствами не обладают. Именно этим во многом объясняется более низкая цена на продукцию аквакультуры. Например, искусственно выращенный лосось стоит в два раза дешевле дикого. Потребители с финансовым достатком предпочитают морскую рыбу, выловленную в естественной среде. Видимо, поэтому развитые страны начали строительство крупнотоннажных судов, обладающих высокой эффективностью промысла.

Мы не согласны с тезисом, высказанным президентом Ассоциации добытчиков минтая Г. Зверевым в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» (№ 4, август-сентябрь 2008 г, с. 22) о том, что сырьевые ресурсы океана полностью исчерпаны. Возможно, это справедливо в определенной степени в глобальном масштабе, для мирового рыболовства в целом. В то же время рыбная промышленность России пока еще располагает недоиспользуемыми сырьевыми ресурсами, освоение которых позволит существенно увеличить добычу рыбы и других объектов.

Материалы многолетних отечественных рыбохозяйственных исследований и промысла позволяют выделить следующие перспективные районы и объекты промысла:

- тунцы;

- ставрида и другие рыбы Юго-Восточной части Тихого океана (ЮВТО);

- криль Антарктической части Атлантики;

- океанические кальмары Восточной части Тихого океана и Юго-Западной Атлантики.

Ниже приводятся краткая характеристика современного состояния перечисленных биоресурсов, оценка способов лова и наиболее подходящие типы добывающих судов, а также экспертная оценка возможной экономической эффективности их работы.

1. Тунцовый промысел кошельковыми неводами.

Тунцы входят в число наиболее ценных объектов промысла в Мировом океане. В Атлантике регулированием тунцового промысла занимается Международная комиссия по сохранению атлантических тунцов (ИККАТ). Одним из учредителей соответствующей конвенции был Советский Союз.

За 20-30 прошедших лет тунцовый промысел интенсивно развивался. За последние 5 лет среднегодовой вылов тунцов в Атлантическом океане составил 640 тыс. тонн, в том числе у развитых стран 346 тыс. тонн.

Исходя из исторического принципа, за Россией закреплена возможность использовать для промысла тропических тунцов 9 судов («линеек»). Наиболее ценный вид – желтоперый тунец. До 2000 года его промысел вели 7 российских ССТ (средний сейнер-тунцелов) (рис. 2). В октябре 2006 года, после длительного простоя два из них вышли на промысел и выловили по настоящее время 1749 т. мелкого малоценного полосатого тунца, промысел которого не регулируется. Сейчас эти суда опять находятся в простое в иностранных портах.

Низкие показатели работы ССТ связаны с неудовлетворительным ремонтом и конструктивными недостатками (емкость трюмов всего 200 тонн, высокая температура заморозки и т.д.). В настоящее время развитые страны используют для кошелькового промысла тунцов сейнеры длиной около 80 м, высокой скоростью хода (17 узлов), с объемом трюмов от 800 до 1500 тонн и большими возможностями для одновременной заморозки рыбы.

Сейчас мы предпринимаем определенные усилия, чтобы сохранить за Россией 9 «линеек». Если в ближайшие годы мы не найдем инвесторов, готовых вложить средства в восстановление тунцеловного промысла, который считается самым эффективным в мировом рыболовстве, и если не будет помощи в этом деле со стороны государства, то российский тунцеловный промысел перестанет существовать.

2. Юго-Восточная часть Тихого океана (ЮВТО).

Основу сырьевой базы в ЮВТО за пределами экономических зон Перу и Чили составляет запас ставриды, который был разведан и освоен советскими рыбаками в 1978 году. С 1979 по 1991 гг. промысел вели до 90 крупнотоннажных судов СССР. К концу периода добыча составила более 1 млн. т. (рис. 3). В 1991 г. отечественный промысел был прекращен.

Согласно расчетам специалистов АтлантНИРО по данным работ его НИС «Атлантида» в 2002-2003 гг., общий допустимый улов (ОДУ) ставриды оценивается величиной около 1,7-2 млн. т. Наряду со ставридой сырьевая база представлена также скумбрией, которая может облавливаться в качестве прилова (рис. 4). Обследована только часть акватории, где обитает эта рыба (рис. 5).

По сообщениям иностранной печати и по данным создаваемой новой международной региональной организации по рыболовству в Южной части Тихого океана, сейчас в этом районе проявляют активность китайские суда и траулеры ЕС, готовятся к промыслу в этом районе и другие развитые страны. К сожалению, российских судов в Южной части Тихого океана теперь нет.

Причина в том, что наш флот морально и физически состарился и рентабельно работать в удаленных районах не может.

В АтлантНИРО сделан ориентировочный расчет экономической эффективности промысла современного крупнотоннажного судна европейской постройки в ЮВТО. В течение года оно может выловить для российского рынка более 30 тыс. тонн рыбы и получить чистую прибыль порядка 167 млн. рублей. При расчетах уже учтены затраты на погашение процентов по кредиту на закупку судна и стоимость доставки рыбы в Калининград.

Промысел криля в Антарктической части Атлантического океана.

Приоритет в разведке и изучении запасов криля и их промышленном освоении принадлежит Советскому Союзу, который стал в 80-е годы лидером по объему промысла этого объекта, добывая 400 тыс. т. в год.

Промысел осуществлялся крупнотоннажными специализированными или переоборудованными судами. Из криля производились мука, консервы, крилевое мясо, фарш, паста. С распадом СССР промысел криля не ведется.

В последние годы ОДУ криля оценивается величиной около 3,5 млн. т., в то время как его международный вылов не превышает 130 тыс.т. Таким образом, запасы криля значительно недоиспользуются, он является одним из наиболее перспективных ресурсов мирового рыболовства. Его широкомасштабное освоение уже практически начато развитыми странами. Их заявка на вылов антарктического криля на 2009 год составляет 629 тыс.т. Впервые после 15-летнего перерыва на промысел криля в 2008 г вышло российское судно.

Как показывает иностранный опыт, при использовании современных судов и специальных технологий выработки продукции промысел криля является рентабельным. Наши ориентировочные расчеты показывают, что при работе современного крупнотоннажного судна и при направлении сырья на изготовление рыбной муки, рыбного фарша и консервов чистая годовая прибыль может быть близкой к таковой при промысле ставриды в ЮТО.

Соответствующие технологические решения могут быть быстро реализованы на базе научно-технического задела, созданного научно-исследовательскими и конструкторскими организациями рыбной отрасли России в конце 80 – начале 90-х годов прошлого столетия.

Океанические кальмары.

Кальмары относятся к числу наиболее массовых и распространенных гидробионтов. Они характеризуются коротким жизненным циклом, по этой причине после спадов численности их запасы быстро восстанавливаются. Ресурсы кальмаров в Мировом океане Россией недоиспользуются.

Перспективным для организации промысла является запас кальмара-дозидикуса, область массового распространения которого лежит в океанических водах к западу от Центральной и Южной Америки от 11-12о с. ш. до 20-25о ю. ш. (рис. 4).

Еще одним перспективным районом промысла кальмаров является Юго-Западная Атлантика (ЮЗА), где распределяются значительные запасы кальмара-иллекса, в том числе и в открытой части района за пределами экономической зоны Аргентины. Ранее отечественный флот регулярно вел промысел кальмаров в ЮЗА, но в последние годы он прекратился.

Мировой опыт показывает, что наиболее эффективным способом добычи кальмара является лов на свет вертикальными ярусами. Российский промысел кальмаров не развивается во многом из-за того, что этот метод слабо освоен отечественной промышленностью. По оценкам Гипрорыбфлота, технико-экономические расчеты создания специализированных судов для комбинированного лова кальмаров вертикальными ярусами показали, что работа таких судов будет экономически эффективной.

Здесь мы остановились на районах, по которым имеются достоверные научные данные.

В связи с изменением гидроклиматических условий, в океане могут появиться продуктивные районы промысла в тех местах, где их раньше не было, например, имеются перспективные участки в зоне Антарктического Циркумполярного течения (АЦТ). Для выявления происходящих изменений нужен постоянный научный контроль продуктивных районов океана.

Тем не менее, как уже говорилось выше, сейчас сырьевая база для развития отечественного рыболовства есть. Наука в прошлом веке хорошо поработала.

II. Рыболовный флот.

Проблема в том, что за время реформ (18 лет) не строился и не приобретался для России океанический крупнотоннажный флот. Действующие суда морально и физически устарели, закончился нормативный срок эксплуатации большинства из них, некоторые суда уже списываются на металлолом. Менее старые траулеры подвергаются усиленным ремонтам и модернизации, что продлит их использование на 5-7 лет. Таким образом, к 2015 году может закончиться начатая в 50-е годы прошлого столетия эра российского океанического рыболовства за пределами своих вод.

Это произойдет, если не будет поддержки государства.

Как уже ранее говорилось, в настоящее время в передовых странах создано новое поколение крупнотоннажных траулеров, которые по своей экономической эффективности как минимум на порядок превосходят российские устаревшие аналоги (рис. 6). Сейчас у нас в стране даже не разрабатываются проекты таких судов. Чтобы не потерять традиционные для России океанические районы промысла, целесообразно на первом этапе приобрести за рубежом небольшое количество судов (8-10 единиц), передав их государственным или смешанным государственно-частным корпорациям. Это позволит некоторое время держаться на ранее завоеванных позициях в мировом рыболовстве. За это время можно подготовить российскую судостроительную промышленность для выпуска современных судов океанического рыболовства.

Незаслуженно забыт кошельковый промысел пелагических рыб в Атлантике. Сейчас, в условиях высоких цен на судовое топливо, это был бы наиболее экономичный вид лова. Большинство стран добывают пелагических рыб только этим способом.

При сохранении теперешней ситуации мы окончательно потеряем завоеванные ранее позиции в мировом рыболовстве.

III. Кадры.

Крайне остро стоит вопрос с кадрами судового комсостава. Раньше в Калининграде были созданы высшее и среднее мореходные училища только для подготовки кадров для рыбной промышленности. За счет российского государственного бюджета эти ВУЗы сильно развились и сейчас готовят кадры преимущественно для зарубежных компаний. Местный флот пока держится на комсоставе в значительной части пенсионного возраста.

Необходимо законодательно решить вопрос о подготовке кадров плавсостава за счет госбюджета при условии их работы на судах рыбной промышленности России не менее 3-5 лет после окончания учебного заведения. Другой путь – современные суда нового поколения, эффективность которых позволит резко поднять зарплату морякам до уровня развитых стран.

Мы не теряем надежды, что времена, когда это произойдет, скоро наступят.

Э. М. Смелов, президент СРПЗ; К. Г. Кухоренко, советник директора ФГУП «АтлантНИРО; Е. М. Гербер, зав. отделом промразведки ФГУП «АтлантНИРО»