Вопросы функционирования рыбной инфраструктуры, организации и регулирования продвижения свежей рыбы и морепродукции из приморских регионов России было решено обсудить на базе компании «Ла Маре» не случайно. Успешный пример решения этой задачи на собственной практике работы в российских условиях предложил ее президент Меди Дусс.
Рыбный ликбез начался с прессы. Вместе с руководителем отрасли и рыбопромышленниками Сахалина, Приморского края и Мурманской области журналисты проследовали на экскурсию по складскому комплексу компании. Здесь расположились внушительные ряды огромных аквариумов и высотки пластиковой тары с живой, охлажденной рыбой и прочими деликатесными морепродуктами. Сюда же утренними авиационными рейсами доставили партию свежей рыбы и морепродуктов для наглядной иллюстрации возможностей умело построенной логистики.
Похоже, именно здесь большинство гостей впервые смогли взглянуть «в лицо» морским обитателям, которых в жизни доводилось изучать разве что на тарелке под изысканным соусом в элитном французском ресторане. У многих такая встреча вызвала скорее удивление вперемешку с недоверием к распахнутым ладошкам раковин с нежной устрицей в собственном соку или мясистым ломтям тунца, ловко извлеченным мастером японской кухни из огромной тушки, казалось, едва заснувшей рыбины. Посему наибольшим успехом у столичных зрителей пользовались более привычные глазу рыбные зарисовки в кляре под густыми соусами. Что ж, и это повод обратить внимание на вкусы неискушенного потребителя.
После осмотра складов совещание продолжилось в административном корпусе. Погружение в теорию рыбного рынка началось с «факультативной работы» – именно так охарактеризовал деятельность нынешнего руководства отрасли Андрей Крайний.
В настоящее время перед Федеральным агентством стоит целый ряд первостепенных задач: обеспечение хранения, транспортировки рыбопродукции, формирование логистики и даже реализация. Но «ни одно ведомство не контролирует сегодня такой спектр вопросов. На самом деле все то, чем мы так плотно занимаемся, – это факультатив, – отметил руководитель Росрыболовства. – Основное для нас, судя по обозначенной сфере деятельности Федерального агентства, – именно рыболовство. Однако все мы прекрасно понимаем, что без всего перечисленного нормально функционировать и развиваться (даже в условиях кризиса) просто невозможно. И мы по собственной инициативе берем на себя эти обязанности, четко осознавая, что кто-то должен этим заниматься. Мы готовы заниматься этим и в дальнейшем».
Причем целую индустрию по переработке и сбыту отныне придется создавать не только для промышленного рыболовства. Как заявил Андрей Крайний, по согласованию с новым руководством Минсельхоза России, функция управления аквакультурой официально будет передана Росрыболовству.
Вместе с тем руководитель агентства не выразил беспокойства по основному вопросу – сбыту урожаев морских ферм и прудовых хозяйств: «проблема сегодня не в емкости рынка – проблема в наличии товара», – отметил он. А точнее – в неотлаженных логистических связях. Однако и это препятствие при желании можно преодолеть. Пример тому присутствовавшие смогли увидеть сами.
Несомненно, в промышленном рыболовстве оперируют уже совсем другими объемами и цифрами. Механизмом определения цены в этом вопросе, по убеждению руководства отрасли, должны стать именно рыбные биржи, несмотря на весьма неоднозначную оценку в рыбацкой среде. «Повторю, как механизм определения цены биржи будут, и будут обязательно, – уточнил Андрей Крайний. – Но чуть позже: сегодня постановления по биржам пока не будет приниматься. Еще не готов ни сам документ, ни мы».
В то же время глава ФАР отметил необходимость осваивать и другие методы работы на рынке. Поскольку вопрос с ограничением торговой наценки при продвижении рыбы и рыбопродукции на внутреннем направлении весьма сложен, производителям необходимо как можно активнее самим включаться в процесс формирования цены. Создавать, например, альтернативную сеть.
Речь идет о сети рыбных магазинов «Океан». Предложения о предоставлении торговых площадей поступают в Росрыболовство из различных регионов страны: Астрахани, Мурманска, Владивостока, Архангельска, Санкт-Петербурга и т.д. Причем, по словам чиновников, большую активность проявляет даже не государство, а сами предприниматели.
Заинтересованность в продвижении рыбопродукции высказывает и Федерация рестораторов и отельеров: «Нам нужен сегодня хороший продукт по нормальной цене», – подтвердил на совещании президент ФРИО Игорь Бухаров. Более того, многие рестораны сегодня вполне серьезно заявляют о готовности отказаться от импортной рыбы в случае предоставления достойной замены от отечественных производителей. Итог для отрасли – российская морепродукция получает узнаваемость среди потребителей: люди пробуют, знакомятся с новым для себя продуктом и идут в магазины уже целенаправленно за ним.
И, конечно, неотъемлемым орудием в продвижении российского товара, по задумке государства, должна стать активная пропаганда. Как сообщил Андрей Крайний, перед руководством отрасли сейчас стоит задача запустить социальную общероссийскую рекламу. «Мы должны объяснить народу, что рыба – это действительно полезно без преувеличения, что «рыбный день» – это действительно хорошо».
Похоже, российскую рыбу и в самом деле ждут. Потребитель начал осознавать, что этот продукт никогда и не исчезал из морских недр нашей Родины, и готов отправиться за здоровьем к рыбным прилавкам хоть завтра. Раз так, задача для производителя весьма проста – обеспечить имеющийся спрос достойным товаром. Дело за «малым» – оперативно найти верное решение на практике. С учетом всех «неизвестных». Время пошло…