Дорогу осилит идущий
Особое внимание участники Дальневосточного научно-промыслового совета уделили процедуре организации лососевой путины 2009 г. Основная работа по проведению предстоящей путины ляжет на плечи территориальных управлений, которые должны будут постоянно контактировать с комиссиями и придерживаться «методических рекомендаций» штабов. На комиссиях же будет лежать ответственная работа по распределению основного объема квот, который установит отраслевой совет по прогнозированию.
Согласно новому порядку, в первую очередь лососевые объемы будут выделяться для нужд КМНС и для организации спортивного и любительского рыболовства по заявительному принципу. Промышленные квоты – по остаточному принципу. В текущем году рекомендуемый улов лососей по всем видам во внутренних водоемах и в прибрежье во всех рыбопромысловых районах Дальнего Востока (включая объемы промышленного и лицензионного лова, объемы для КМНС, мониторинга, НИР и рыбоводных целей) составляет 398247 тонн. Из них 2455 тонн планируется изъять в Западно-Беринговоморской зоне (включая вылов в Чукотском море и Чукотской зоне Берингова моря). Рекордные подходы (126960 тонн) ожидаются в Восточно-Камчатской подзоне. Почти 36 тыс. тонн планируется освоить на побережье Западной Камчатки и чуть больше (38,5 тыс. тонн) – на материковом побережье Охотского моря. В Амуре и лимане к вылову рекомендовано 13,5 тыс. тонн лососевых. В подзоне Приморье – 962 тонны, из которых лишь 102 тонны – на побережье Приморского края, остальное – в Хабаровском крае. В Западно-Сахалинской подзоне планируется выловить 12 тыс. тонн рыбы лососевых пород. Неплохие подходы ожидаются в Восточно-Сахалинской подзоне, где рекомендованный вылов составляет 107221 тонну. Свой вклад внесут и Северо- и Южно-Курильские зоны, где к вылову рекомендовано 2385 тонн и 58117 тонн соответственно. Рекомендуемый для российского дрифтерного промысла объем вылова тихоокеанских лососей в 2009 году составляет 11342 тонны.
Из рекомендованных к освоению для приморских рыбаков объемов 9 тонн тихоокеанских лососей пойдут для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (в прошлом году эта цифра составляла 49,4 тонны), для рыбоводства, воспроизводства и акклиматизационных целей рекомендовано выловить 69,6 тонны (в 2008 – 49,4) и 11 тонн (в предыдущем году 45) – для КМНС.
Причем в этом году субъекты Федерации самостоятельно должны будут подтверждать принадлежность заявителей к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Отметим, вопрос наделения квотами коренных малочисленных народов стоял на ДВНПС крайне остро. Объемы вылова КМНС ежегодно растут. Например, в Хабаровском крае прошлогодние уловы лососевых выросли вдвое по сравнению с предыдущим годом. «Родовые общины по объемам вылова приближаются к промышленникам, переходя на грань бизнеса», – прокомментировал ситуацию председатель ДВНПС, руководитель управления ФАР по организации рыболовства Виктор Рисованый.
В связи с этим он рекомендовал регионам во взаимодействии с соответствующими структурами как можно скорее выработать нормативы потребления водных биоресурсов КНМС, достаточные для обеспечения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности аборигенов.
Вместе с тем неотрегулированными остались вопросы, касающиеся механизмов увеличения квот или приостановления промысла в ходе лососевой путины. По мнению участников ДВНПС, ключевой в будущей путине станет оперативность принятия решений.
«Мы учтем ошибки прошлого года, – заявил вице-губернатор Сахалинской области Сергей Карепкин. – Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что целесообразней оставлять больше резерва с тем, чтобы максимально оперативно реагировать на любые изменения по ходу путины».
«Думаю, с путиной мы справимся. Дорогу осилит идущий», – напутствовал рыбаков Виктор Рисованный.
Прекрасное далеко
Долгожданное соглашение между Дальневосточными регионами о закреплении процентного соотношения прибрежных и промышленных квот так и не было заключено.
Напомним, интересы регионов традиционно расходятся в увеличении/уменьшении квот для прибрежного рыболовства/экономзоны. В противовес приморцам, выступающим за увеличение доли квот в исключительной экономзоне России, стоят сахалинцы и камчатцы, для которых сокращение прибрежных лимитов недопустимо, так как является основой хозяйственной и экономической деятельности регионов.
Начало конфликту дальневосточных рыбопромышленников было положено в 2004 году, когда промысловое пространство было разделено на исключительную экономическую зону (океанический промысел) и зону прибрежного рыболовства. По мнению как рыбопромышленников, так и ученых, это административное препятствие не имеет под собой биологического обоснования, но значительно ограничивает возможности рыбаков.
В результате такого деления рыбаки потеряли единое промысловое пространство на всей акватории 200-мильной зоны РФ и возможность вести эффективный лов как в экономзоне, так и в территориальных водах, отмечают в рыбацкой среде. Фактически были созданы территориальные моря Камчатки, Сахалина, Приморья и т. д. Это породило напряжение в отношениях субъектов РФ, находящихся в одном рыбопромысловом бассейне.
Сегодня приморские суда не могут зайти в камчатские воды, чтобы вести промысел кальмара, сайры. По оценкам специалистов, убытки только приморских рыбаков составляют 5-8 млрд. руб. Подавляющая доля убытков приморских предприятий складывается в основном из-за недолова минтая (оптовая цена продукта без головы 50 руб./кг) и трески (63 руб./кг).
На двух прошедших Дальневосточных научно-промысловых советах необходимость стабилизации прибрежных и промышленных квот была отмечена не раз и занесена в протокол решений. Однако к общему знаменателю прийти не удалось и на этой встрече. Вместе с тем количество вариантов формулы расчета сузилось с пяти до двух. В первом случае за основу берутся данные вылова (суммарные квоты промзоны и прибрежки), во втором варианте расчет производится на основе объемов квот, выделенных для прибрежного рыболовства и исключительной экономической зоны (за последние пять лет).
Признав важность данного документа, стороны решили согласовать все детали и отложили принятие решения до ноября. Как прокомментировал «РП» руководитель управления рыбного хозяйства Приморского края Александр Васьков, по каждому объекту придется договариваться отдельно. «Каждая цифра в данном случае – компромиссное решение. Споры в основном идут по таким ценным объектам промысла как минтай, треска, палтус, сайра, сельдь», – сказал он.
Нескончаемый процесс
На Совете также обсуждались изменения в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбопромыслового бассейна. Как заметил замдиректора ВНИРО Василий Соколов, «это процесс нескончаемый». На этот раз основная полемика разгорелась по поводу поправок в Правила, касающихся промысла тихоокеанский лососей. Подавляющая их часть касалась сохранения и развития лососевых заводов. Большинство корректировок было предложено Сахалинрыбводом. Однако они не прошли соответствующие процедуры согласования и утверждения (в частности, не рассматривались на ученых секциях в отраслевых институтах) и потому были сняты с рассмотрения.
Подробно был рассмотрен вопрос о реализации положений ст.26 ФЗ-166 «О рыболовстве». Пунктом 2 данной статьи установлено, что ограничения рыболовства, указанные в п.1 этой статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Как было сказано на Совете, анализ действующих правил рыболовства по рыбохозяйственным бассейнам, как морским, так и внутренним, показал, что практически все виды ограничений рыболовства, предусмотренные п.1 ст.26, отражены или должны быть отражены в правилах рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна, утверждаемых Росрыболовством.
К таким ограничениям, в первую очередь, относятся: запрет рыболовства в определенных районах, минимальный промысловый размер, виды разрешаемых орудий лова и их конструкция, разрешенный прилов непоименованных в разрешении видов, распределение районов и периодов промысла между группами судов разных типов, минимальный объем вылова на одно судно.
Вместе с тем имеется ограничение, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 указанной статьи, а именно «закрытие (закрытие, а не запрет) рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов».
Указанное ограничение должно носить оперативный характер и его введение может обуславливаться различными причинами, связанными с необходимостью немедленного закрытия районов в целях сохранения водных биоресурсов. Основаниями введения такого ограничения (закрытия районов) могут быть, например, освоение ОДУ или рекомендованных объемов вылова по видам водных биоресурсов, массовые случаи значительных приловов запрещенных к вылову объектов и так далее.
При существующей процедуре оформление введения ограничения рыболовства занимает, как правило, не менее 15дней. При этом идеальный вариант в 15 дней состоит из 1-2 дней разработки и утверждения нормативного акта Росрыболовством, 3-4 дня – регистрация в Минюсте России, 1-2 дня – организация опубликования в «Российской газете» и 10 дней необходимо для вступления в силу нормативного акта со дня опубликования.
В то же время промедление с введением таких ограничений рыболовства, как запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов, закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов биоресурсов, периоды рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного значения, – может привести к невосполнимому ущербу окружающей среде и, как следствие, к подрыву запасов водных биоресурсов.
С начала 2009 года Росрыболовством были изданы и зарегистрированы в Минюсте России 4 нормативных акта по регулированию рыболовства (перенос сроков запрета, запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов). Остались не реализованными кратковременное (до 10-15 дней) закрытия районов Охотского моря при промысле минтая по сверхнормативному прилову молоди (2 случая).
Благодаря принятым мерам по обеспечению полного освоения недоиспользуемых объектов рыболовства в ближайшее время ожидается массовое освоение рекомендованных объемов изъятия водных биоресурсов, которые отнесены к объектам рыболовства, и общий допустимый улов которых не устанавливается. Предполагается, что в 2009 году половина из 267 таких видов водных биоресурсов будет освоена полностью и возникнет необходимость введения запрета промысла на эти виды.
На ДВНПС было озвучено, что введение закрытия рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов следует рассматривать как ограничительную меру контрольно-надзорного характера, которая должна вводиться путем оперативного издания соответствующего предписания, и выполнение указанной функции должно осуществляться Росрыболовством и его подведомственными территориальными управлениями в срок не более 1-2 дней с момента получения информации о необходимости введения ограничения.
Основанием для введения Росрыболовством рассматриваемых ограничений могут быть данные, полученные Росрыболовством или его терорганами как самостоятельно, так и от других федеральных органов исполнительной власти (ФСБ России, МПР России и их терорганы), а также от научных рыбохозяйственных организаций подведомственных Росрыболовству.
Указанные ограничения должны вводиться Росрыболовством в процессе контрольной и надзорной деятельности, а также на основании материалов, поступающих от научных наблюдателей, находящихся в районах промысла, и оформляться в виде соответствующих предписаний должностных лиц, имеющих соответствующие полномочия. Аналогичным образом должны сниматься установленные ограничения.
Вместе с тем отсутствие нормы об утверждении порядка установления ограничений рыболовства не позволяет создать систему оперативного регулирования промысла, как это предусмотрено статьей 29.1. в отношении добычи анадромных видов рыб.
В связи с этим на ДВНПС было предложено дополнить статью 26 новыми частями 2.1. и 2.2. следующего содержания:
«2.1. В целях сохранения и рационального использования водных биоресурсов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области рыболовства на основании рекомендаций рыбохозяйственных научно-исследовательских организаций водных биоресурсов, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (и их территориальных подразделений) и данных об объеме добытых (выловленных) такими лицами водных биоресурсов вправе устанавливать в течение календарного года следующие ограничения рыболовства:
а) закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов;
б) изменять срок запрета рыболовства до 15 дней в ту или иную сторону.
2.2. Порядок установления ограничений рыболовства определяется федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства».
Плановый резерв
Еще один актуальный вопрос – обеспечение флота трудовыми ресурсами. По информации Росрыболовства, всего лишь 10-15% выпускников высших и средних профессиональных морских учебных заведений остаются работать в отрасли по истечении 3-х летнего срока. В связи с этим Владивостокский морской рыбопромышленный колледж выступил с предложением ускоренной подготовки и переподготовки кадров рядового плавсостава с их обязательным последующим трудоустройством. У колледжа уже есть положительный опыт взаимодействия с Находкинской базой активного морского рыболовства и сегодня его можно было бы распространить на другие предприятия.
«Процесс осуществляется на основе заключения трехсторонних договоров между обучающимся лицом, учебным заведением и компанией рыбной отрасли. Компания оплачивает обучение, а будущий специалист, в свою очередь, обязуется заключить трудовой договор и проработать на предприятии не меньше оговоренного в договоре срока», – пояснил схему взаимодействия руководитель колледжа Евгений Дубовик.
Программа реализуется в несколько этапов, первый из которых – совместная рекламная кампания колледжа и заинтересованной организации по набору группы на обучение. Второй этап – анкетирование обучающихся, третий – отбор кандидатов работодателями. Только после этого начинается сам процесс обучения, последующей производственной практики и трудоустройства. Такой многоступенчатый подход позволяет работодателю сократить риски и в прямом смысле «воспитать» будущего специалиста.
Исходя из практики, расходы на одного учащегося по набору «матрос 2 класса» составляют 9600 рублей.
В ходе следующего заседания, которое планируется провести осенью, участники ДВНПС планируют рассмотреть вопросы, касающиеся внесения поправок в закон «О рыболовстве» в части установления понятия и признаков браконьерства. Как пояснила «РП» директор по правовым вопросам УК БАМР Наталья Казакова, сегодня из-за отсутствия данных категорий в законодательстве инспекторы и проверяющие руководствуются принципами свободного толкования деяний рыбаков. Поэтому вопрос о точном определении понятия и признаков браконьерства очень важен. Сегодня есть предложения ужесточить в законодательстве санкции и сделать особый квалифицирующий признак за ведение браконьерского промысла судам, ведущим лов под удобными флагами, а также судам без опознавательных признаков (судам-фантомам) в ИЭЗ РФ. Это должна быть особая категория преступления, считает юрист. Речь идет уже не о преступлении экологического характера, а о хищении государственной собственности, которое осуществляется особо циничным способом. Поэтому выработать консолидированную позицию по данному вопросу и донести ее до Росрыболовства просто необходимо.