Георгий МАРТЫНОВ: «Общее мнение рыбаков и судовладельцев – флот необходимо менять»В составе приморской делегации, принявшей участие в заседании Совета ВАРПЭ и Общем годовом отчетно-выборном собрании Ассоциации, а также обсудившей на встрече с руководителем Росрыболовства важнейшие вопросы отрасли, российскую столицу в конце июля посетил и президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Своей оценкой прошедших событий Георгий Геннадьевич поделился с «Рыбаком Приморья». |
- На мой взгляд, поездка оказалась весьма плодотворной. Особенно, это касается конструктивного диалога с руководителем Росрыболовства: на этой встрече представителям рыбацкой общественности удалось обсудить с главой отрасли больше проблем, чем за целый день работы на заседании Совета ВАРПЭ.
- Иными словами, какую «годовую оценку» Вы готовы поставить работе Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий?
- Как-то уж больно кулуарно проходит эта работа. Во-первых, возмущение вызвали действия самого президента ВАРПЭ, когда без обсуждения с членами Совета Ассоциации им было направлено обращение к Председателю Государственной Думы Борису Грызлову с предложением о немедленном введении нового вида квот.
И совсем уже непонятно, почему все необходимые документы, в которых была отражена отчетная информация и деятельности ВАРПЭ за год и прочие важные предложения и позиции, всем членам объединения раздали лишь на самом Совете. При этом в предоставленных документах не были учтены, например, предложения от приморских рыбаков.
На самом заседании остался без внимания и такой важный вопрос, как совершенствование работы и структуры самой Ассоциации. Между тем его актуальность назрела уже давно. Так, к сожалению, складывается впечатление, что в члены Совета ВАРПЭ теперь записывают исключительно по принципу – кто платит, тот и достоин. Мне кажется, это неверно.
Хотя в непростой финансовой ситуации, подобной положению ВАРПЭ, сегодня оказались многие ассоциации, объединяющие людей не по экономическому интересу, как это бывает в профильных организациях, а в более широком смысле. К примеру, наша Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья объединила интересы представителей всех сфер деятельности в рамках рыбного хозяйства. Это и добыча, и переработка, и транспортировка, хранение рыбы, это и морские рыбные порты, и многие другие субъекты отрасли. Поэтому вопрос уплаты членских взносов – это вопрос грамотно выстроенной организации нашего объединения. И именно этому вопросу, к сожалению, на собрании ВАРПЭ не было уделено должного внимания.
- Насколько нам известно, мимо членов Совета Ассоциации прошел и финансовый вопрос объединения?
- Действительно, до сих пор нет ясности по расходным сметам организации. Для меня было откровением, когда в этом году я «вдруг» обнаружил, что сумма членского взноса составляет 100 тысяч рублей вместо 300 тысяч, которые всегда указывались в счете, выставляемом АРПП. Куда идут эти годовые взносы и в каком размере – осталось без ответа.
Неясность сохраняется и по поводу того, чем же все-таки должны заниматься вице-президенты ВАРПЭ. В прошлом созыве в их число входил и я. И если мной высказывались какие-то инициативы, они получали одобрение Ассоциации, но если бы их не было вовсе – никто бы меня не обязал делать это.
- Получается, что нет четкого определения прав и обязанностей руководства организации?
- Обязанность, похоже, одна – оплата членских взносов.
Поэтому прошедшее заседание лишь добавило новые вопросы, ответы на которые все-таки хотелось бы услышать всем, ведь заинтересованность в существовании Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, несомненно, есть.
На это указывал и ход голосования по кандидатуре президента ВАРПЭ – единогласия среди присутствовавших не наблюдалось. И само голосование оказалось безальтернативным – кандидатура была предложена лишь одна.
- Как говорится, когда в товарищах согласья нет…
- Самое плохое, что этот контакт у президента ВАРПЭ отсутствует и с руководством отрасли! Уже в который раз руководитель Федерального агентства сознательно игнорирует заседания Ассоциации, хотя членов ВАРПЭ и членов Совета Всероссийской Ассоциации Андрей Крайний всегда охотно принимает в Агентстве. И последняя наша с ним встреча, которая была и комфортной, и открытой, и очень деловой, прекрасный тому пример.
- Какие вопросы актуализировали на сегодняшний день представители рыбацкой общественности?
- В отличие от массы проблем и предложений, высказанных на заседании Совета ВАРПЭ, которые, по сути, таки и останутся в стенах Ассоциации, на встрече с руководителем Росрыболовства, который по возвращении из Кубы буквально с самолета направился к нам, удалось выстроить конструктивную беседу с определением ряда важнейших направляющих в дальнейшей работе отрасли.
Способствовал выстраиванию диалога и представительный состав делегации от рыбаков: это вице-президент ВАРПЭ, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев и члены Совета ВАРПЭ, среди которых, кроме меня, присутствовали председатель Совета директоров ОАО «ТУРНИФ» Григорий Абовский и генеральный директор ООО «Магаданрыба» Руслан Теленков.
Одним из центральных вопросов стала проблема судостроения. Общее мнение рыбаков и судовладельцев – флот необходимо менять. Но ни одна рыбопромысловая компания не сможет самостоятельно выстроить судно за 30-40 млн. долларов. А таких судов только Приморскому краю к 2020 г. необходимо около 40 единиц.
По словам Андрея Крайнего, этот вопрос ему предстоит обсудить с Председателем Правительства РФ. Достигнута и предварительная договоренность о внесении в Федеральный бюджет статьи расходов на строительство флота, с последующей его передачей компаниям в лизинг.
Вопрос заключается в определении срока этого лизинга: можно было бы ввести оборот долей и отдавать суда пользователям на 9 лет. Но за этот срок судовладельцам придется выплачивать по 3 млн. долларов в год с парохода – неподъемно: компаниям еще нужно выплачивать зарплаты своим работникам, снаряжать суда в рейсы, покупать топливо и как-то развиваться дальше.
Поэтому окончательного решения по данному вопросу пока не найдено, работа продолжается. Но принципиальное решение принято – суда будут строиться в России.
- Строиться по какому принципу? Ведь высказанное рыбаками предложение о предоставлении им необходимых на строительство флота средств вряд ли можно считать аргументированным.
- Конечно, ведь у государства помимо рыбной, еще существуют отрасли судостроения, металлургия и т.д.
В действительности предполагается совершенно иной подход: покупка по себестоимости российской стали, что обеспечивает работой отечественные заводы, и загрузка российских судовых верфей. Единственное, что придется покупать за границей, – это дизели и технологическое оборудование.
Вопрос в другом – где строить? И вопрос действительно серьезный, потому что как такового опыта строительства рыболовного флота в России нет. Андреем Анатольевичем был озвучен вариант о строительстве верфи в Большом Камне – новой или на базе завода «Звезда». Но это займет еще, как минимум, 3-4 года.
Что касается проектов самих судов, то предложения уже имеются, в частности – в Приморском крае ранее обсуждался проект постройки крупнотоннажного рыбопромыслового судна с определением его размеров и необходимого промвооружения.
Так что над поиском механизмов решения этого серьезного вопроса государство сегодня работает и весьма плотно.
- А на какой стадии решения находится вопрос с оборотом долей?
- Нам необходимо, прежде всего, чтобы эти доли были подкреплены определенным залоговым правом. Чтобы в том же Россельхозбанке рыбаки могли, отдав какой-то сертификат, получить взамен кредиты. Спорных моментов достаточно, но мысль рыбацкой общественности была услышана и направлена на проработку.
Поддерживает эту инициативу и руководитель отрасли, призывая рыбаков к участию в работе над реализацией идеи. И рыбаки могут это сделать напрямую или обратившись в Ассоциацию добытчиков минтая или в Ассоциацию рыбохозяйственных предприятий Приморья.
Таким образом, в ходе встречи главой отрасли была озвучена важная мысль: Федеральное агентство и лично Андрей Крайний готовы не просто выслушивать рыбаков, а сотрудничать с рыбацким сообществом в совершенствовании и развитии отрасли.
В этом, на мой взгляд, заключается основная роль любой ассоциации и этим должна заниматься Всероссийская Ассоциация рыбохозяйственных предприятий.