Борцы за качество достигли компромиссаНакануне в Росрыболовстве обсудили совместные действия органов государственной власти, товаропроизводителей и розничной торговли, направленные на обеспечение населения качественной рыбной продукцией по доступным ценам. |
Как сообщили РИА Fishnews.ru в центре общественных связей Федерального агентства по рыболовству, во встрече приняли участие руководитель Росрыболовства Андрей Крайний, заместитель начальника управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Борис Бакитько, председатель Общественного совета при Росрыболовстве Александр Савельев, главный исполнительный директор Х5 Retail Group Лев Хасис, представители российских рыбоперерабатывающих компаний и отраслевых союзов.
Помимо совместных действий, направленных на обеспечение населения качественной рыбной продукцией по доступным ценам, участники встречи также обсудили увеличение доли рыбы и морепродуктов отечественного производства в розничной продаже.
В ходе дискуссии удалось прийти к единому мнению по ряду ключевых вопросов. В частности, стороны выступили за ужесточение требований к качеству продукции, путем скорейшего принятия технического регламента, а также за усиление контроля соответствия товара государственным стандартам по всей цепочке его поставки.
Достигнута договоренность о создании совместной рабочей группы, работа которой будет нацелена на мобилизацию усилий участников рынка по решению ключевых вопросов совершенствования нормативной базы, развития отечественной рыбопереработки, построения логистической инфраструктуры, создания условий для роста бизнеса российских производителей рыбной продукции и облегчения их доступа во все объекты розничной торговли.
«Мы прекрасно понимаем, что причины проблем рынка рыбной продукции – это общеотраслевые проблемы, где торговые сети являются последним рубежом, где продукт встречается с потребителем, – прокомментировал итоги встречи глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. – Поэтому мы уверены, что проблемы рыбной отрасли можно и нужно решать сообща, в том числе с участием торговых сетей… Результаты наших совместных усилий послужат на благо потребителей».
В свою очередь представитель ритейла Лев Хасис выразил готовность «разделить стремление органов власти в лице Росрыболовства не на словах, а на деле контролировать качество рыбной продукции, поступающей в розничную продажу».
«Главное для нас, чтобы рыбная продукция, которая обязательно должна быть в ежедневном рационе россиян, была безопасной и доступной, – согласился Борис Бакитько. – Мы готовы и впредь работать над совершенствованием нормативной базы с целью создания цивилизованных правил работы для поставщиков и торговых сетей, с целью обеспечения качества продуктов питания для сограждан».
Напомним, накануне совещания руководители Росрыболовства и Роспотребнадзора совершили контрольную закупку рыбы в одном из супермаркетов торговой сети «Перекресток». Результат – в подавляющем большинстве случаев россиянам продают не то, не того качества и не по той цене. «Это не проблема сетей, это проблема системы!» – резюмировал Андрей Крайний по итогам инспекции.
Содержимое рыбных рядов немало удивило и повеселило высоких гостей столичного «Перекрестка». «Когда продают рыбу без кожи, очень трудно определить ее вид, – пояснил Геннадий Онищенко, извлекая из прилавка-морозильника яркие заиндевевшие упаковки с рыбопродукцией, под названием «Окунь порционный». – Но лабораторный анализ показал, что это не окунь и не треска, а в лучшем случае филе минтая». А под видом трески обнаружили пангасиус.
«Порадовало» чиновников и оформление продукции. На одном из пакетов с товаром ссылка на производителя просто отсутствовала, а на мешке с минтаем указывалось: «Боровский район. Калужская область».
Не устроило руководителей ведомств и количество глазури, составлявшей до половины веса приобретенной рыбопродукции. Так, из 55 образцов, закупленных в московских магазинах Росрыболовством, только 5 вписались в требования ГОСТа по массовой доле глазури для отечественного филе. Это были, кстати, норвежская семга и филе тунца из Индонезии и Тайваня. В «филе трески», произведенном в Дмитрове, глазури – 39,3%. В «филе морского окуня» из Китая – 40% льда. Рекордсмен по содержанию воды – филе минтая, якобы произведенное в России, в котором содержалось 46% воды, а также 11 г фосфатов на килограмм веса.
Как считает Андрей Крайний, подобная ситуация с рыбной продукцией возникла из-за того, что у российских рыбаков существует масса препятствий для поставки качественной отечественной продукции в торговые сети. Прежде всего, это действия торговых сетей. «Барьер из диктата торговых сетей не позволяет рыбакам поставлять дешевую рыбу, – заявил глава отрасли. – Вся маржа остается у перекупщиков и в торговле, рыбаки не стали продавать рыбу дороже».
Так что недорогая и качественная рыба в России есть. Но даже в условиях рекордной лососевой путины на Дальнем Востоке российские рыбаки не могут поставить свою продукцию в центр страны. В то же время на рынках продолжают преобладать норвежская семга и форель по высоким ценам. Так, в магазине «Перекресток» филе норвежской семги стоит 471 рубль за килограмм, филе форели – 475 рублей за килограмм. «И это в то время, когда на Камчатке у рыбаков лосось стоит 45 рублей за килограмм, плюс 15 рублей за доставку, думаю, по 90 рублей он мог бы стоить в центре страны, но его нет и по 190 рублей», – отметил Андрей Крайний.
Решение проблемы руководитель ФАР видит в принятии техрегламента на рыбу. По его словам, в документе сделан «упор на качество». «Необходимо запретить ввоз продукции, которая, мягко говоря, не полезна для здоровья», – отметил Андрей Крайний. – «Задача регламента – поставить заслон не только некачественной продукции из-за рубежа, но и отечественной, и наши производители нередко выпускают продукцию «второй свежести».
Кроме того, уверен чиновник, необходимо создать конкурентную среду сетевой торговле с помощью магазинов «Океан». В тех регионах, где число этих магазинов растет, сетевая торговля начинает снижать цену, отметил он. «Но в Москве нет ни одного «Океана», мэрия не идет нам навстречу, не предоставляет помещения по льготным ставкам аренды».
В то же время и глава Росрыболовства, и присутствовавшие при этом представители X5 Retail Group признали, что во многом решение проблемы будет возможно благодаря созданию крупных логистических компаний, имеющих холодильные мощности и транспорт.
Как заявил журналистам генеральный директор по маркетингу Х5 Михаил Сусов, торговая наценка на рыбу в сети «Перекресток» не превышает 15%. «Если будет возможность закупать рыбу по низким ценам, мы готовы это делать, отсрочка платежей составляет от 15 до 30 дней», – заявил он.
РИА Fishnews.ru