Рекомендации для государства
Отвечая на вопрос о том, в какой мере решения предыдущих форумов воплощались на практике, Игорь Улейский прежде всего подчеркнул, что участники конгресса не могут диктовать свою волю главам государств или правительств. Международный конгресс рыбаков – это не мероприятие официального «формата», его решения не носят обязательный характер ни для государственных структур, ни для отдельных рыбаков. А потому и в итоговых резолюциях конгресса чаще встречаются формулировки «рекомендуем» или «предлагаем рассмотреть». Тем не менее, как показывает практика, а в управлении рыбного хозяйства администрации Приморского края тщательно отслеживают реализацию решений конгресса, рекомендации, вошедшие в резолютивную часть, выполняются более чем на 60%.
Вице-губернатор привел конкретные примеры, в частности, с введением в отрасли с этого года единого сельскохозяйственного налога (резолюция 2005 г.). Да, пока он действует не для всех предприятий рыбной промышленности, но все-таки эта норма работает. Другая рекомендация – по возврату сбора за пользование объектами животного мира. Сегодня такой возврат происходит, но чтобы добиться этого понадобилась напряженная работа с правительством, с арбитражными судами, с налоговыми органами. Или снижение ставки сбора за пользование ВБР до 15%. На многие объекты промысла, в первую очередь на наименее ликвидные, был уменьшен сам размер ставки. В результате налоговая нагрузка на предприятия в этой части облегчилась в 3,3 раза.
Если же вернуться к вопросам, вошедшим в резолюцию самого первого форума, о чем напомнил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов, то может показаться невероятным, как же отрасль могла работать без их решения. Потому что сегодня это основы основ рыбного бизнеса. Самой острой проблемой было принятие закона о рыболовстве, она и шла в резолюции первым пунктом. Сейчас этот вопрос закрыт. Много говорилось о борьбе с браконьерством и необходимости оформления всех судов в российских портах. Ныне это норма закона, она выполняется и с 1 января 2009 г. всю рыбопродукцию, выловленную в исключительной экономической зоне РФ, рыбаки везут в российские порты. Еще один основополагающий принцип для рыбной промышленности, который был озвучен там же, на первом рыбацком форуме, это распределение квот. Тогда они распределялись на пять лет, сегодня – на вдвое долгий срок.
Участники конгресса трезво оценивают как ситуацию, сложившуюся в рыбной отрасли Российской Федерации, так и международную обстановку. Поэтому не удивительно, что в правительстве и других органах власти внимательно прислушиваются к мнению рыбацкой общественности и значительная часть предложений впоследствии реализуется в тех или иных нормах закона. Собственно в этом, по мнению Георгия Мартынова, и состоит основная задача конгрессов, съездов, форумов – озвучить проблемы, которые существуют в российской рыбной отрасли, в международном рыболовстве и наметить пути их разрешения, а потом уже ставить конкретные задачи перед правительством, Госдумой или Росрыболовством.
Аналогов Международному конгрессу рыбаков ни по масштабности, ни по составу участников в настоящее время в России просто нет. Если первоначально в 2004 г. мероприятие задумывалось как выставка и примыкающий к ней деловой форум, то впоследствии сама жизнь внесла коррективы. Уже на следующий год основной стала именно деловая часть, которой сегодня и является конгресс. Рыбохозяйственная выставка же, пусть не самая большая в стране, но достаточно успешная, проходит параллельно. В этом году на ней будут представлены порядка 50 компаний – рыбодобывающих, перерабатывающих и поставляющих всевозможное оборудование и обслуживающих все сферы рыбного бизнеса.
- В перспективе я бы видел дальнейшее развитие конгресса в проведении на его площадке заседаний ВАРПЭ, а может быть даже всемирной ассоциации рыбаков. Вполне возможно в будущем мы нынешнюю планку поднимем еще выше и наш конгресс засияет новыми гранями, – позволил себе пофантазировать Георгий Мартынов.
Что же касается дней сегодняшних, то, по словам Игоря Улейского, в этом году рыбацкий форум также ожидают новшества. В частности, Ассоциация добытчиков минтая проведет общее собрание и ряд других важных мероприятий во время работы конгресса. В эти же дни во Владивостоке пройдет фестиваль телевизионных фильмов «Человек и море», посетить который смогут и участники конгресса.
Финансирование Международного конгресса рыбаков, как и в предыдущие годы, осуществляется из краевого бюджета. В числе организаторов – Федеральное агентство по рыболовству, администрация Приморского края, Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья, Ассоциация добытчиков минтая. В настоящее время определено уже более 400 участников, четверть из них – иностранцы. Впервые число гостей из-за рубежа перешагнуло за 100 человек. В прошлом году на конгрессе была представлена двадцать одна страна, и в этом, похоже, будет не меньше. В рамках партнерства иностранные участники 9 сентября проводят свой «круглый стол».
Организаторы вновь ожидают приезда руководителя Федерального агентства по рыболовству, визиту которого год назад помешали «исключительные обстоятельства». Предполагается, что вести круглые столы в рамках конгресса будут начальники управлений Росрыболовства, в частности руководитель управления науки и образования Владимир Беляев. Вторая кандидатура пока рассматривается. Поскольку к конгрессу в этом году приурочено очередное заседание Дальневосточного научно-промыслового совета, во Владивосток прибудет и заместитель руководителя ФАР Виктор Рисованый.
– Формат международного конгресса удобен для всех. Мы не настаиваем на эксклюзивности нашего мероприятия, не пытаемся сказать, что мы исключительные и лучше всех. Мы всего лишь говорим, что у нас есть рабочая площадка, в рамках которой всегда можно собраться, чтобы обсудить свои проблемы, озвучить их, и эта информация дойдет до тех, кому это нужно. К мнению конгресса сегодня прислушиваются и если шесть лет назад рыбаки говорили: «Где бы нам взять чиновников повыше рангом, чтобы они участвовали в нашем мероприятии?», то сегодня ситуация изменилась таким образом, что уже чиновник считает за честь приехать на конгресс и в нем поучаствовать, – отметил Игорь Улейский.
Действительно, если министров в списке участников конгресса пока не наблюдается, то руководителей на уровне департаментов Минтранса, Росприроднадзора, Минэкономразвития, Федеральной таможенной службы хватает. Чиновники федеральных ведомств едут сюда целенаправленно, поскольку хотят понимать, что происходит в рыбном бизнесе, и знают, что здесь они эту информацию получат.
Под знаком международного партнерства
– Рыбная отрасль сегодня одна из немногих, которые не провалились в условиях экономического и финансового кризиса. В отличие от многих других отраслей народного хозяйства рыбная отрасль России на сегодняшний день работает все-таки с плюсом, в том числе и приморские рыбаки. Вылов в крае по итогам полугодия подрос на 4%, индекс промышленного производства – на 2%. Цифры говорят сами за себя. Природа нам несколько помогает, в частности лосось. Зарплата растет, в том числе и по приморским предприятиям, в среднем превышает 20 тыс. рублей, – рассказал вице-губернатор, правда тут же предостерег, мол, не надо успокаиваться!
Проблем, несмотря на успехи, в рыбной отрасли с избытком. Главная из них – флот стареет катастрофически быстро. «Мы думали, что критическая точка будет в 2012 г., нет, она уже подошла, особенно по крупнотоннажному флоту», – посетовал Игорь Улейский. По его словам, сегодня подготовлены серьезные предложения по корректировке федеральной целевой программы развития рыбохозяйственного комплекса. В частности они касаются расширения раздела ФЦП по судостроению и перераспределения средств, выделяемых федеральным бюджетом, в пользу строительства нового рыбопромыслового флота. Ведь если рыбакам будет не на чем выйти в море, к чему тогда развивать береговую инфраструктуру?
Масштабное строительство флота выходит за рамки внутрироссийских проблем, поскольку его реализация возможна только в рамках международного сотрудничества, уверен вице-губернатор:
– Да, строить мы будем на российских верфях, но без международной кооперации по «начинке» строящихся судов мы не обойдемся. Двигатели, аппаратура, перерабатывающие цеха – все это будет поставляться в рамках тесного международного сотрудничества. Мы готовим предложения, чтобы узнать мнения участников конгресса.
Построить крупное судно сегодня стоит десятки миллионов евро. По карману это далеко не каждому, и поиск инвесторов – задача не из легких. Рассмотреть возможность инвестиций в добывающий сегмент предложат даже крупным сетевикам, международным сбытовым компаниям, которым в перспективе тоже грозит столкнуться с проблемой нехватки сырья.
Образцовым примером сотрудничества, по мнению Игоря Улейского, могут служить отношения дальневосточных рыбаков с международными экологическими организациями. Российские компании с удовольствием перенимают опыт более продвинутых в плане рационального отношения к природным ресурсам зарубежных коллег. В прошлом году на пленарном заседании в части экологической безопасности выступал приглашенный при участии WWF норвежский докладчик, рассказавший о взаимодействии соседствующих в Баренцевом море норвежских рыбных промыслах и нефтедобыче. Экологи пользуются поддержкой российских рыбаков в борьбе за защиту того же Охотского моря от добычи нефти и газа, поскольку работы на шельфе могут попросту загубить расположенные в том районе нерестилища минтая. Руководитель Морской программы WWF России Константин Згуровский – постоянный участник всех мероприятий конгресса, всегда выступает на «круглых столах».
Авторитетное отраслевое объединение, один из организаторов Международного конгресса рыбаков – Ассоциация добытчиков минтая – в настоящее время ведет самую плотную работу по экологической сертификации своего промысла. Аналогичным образом поступает ряд компаний, добывающих лосось. Рыбный бизнес понимает, что на международном потребительском рынке сегодня успешно продвигаются бренды, имеющие маркировку «экологически безопасного» продукта. Дальневосточные компании активно сотрудничают с такими признанными в мире организациями, как Морской попечительский совет (MSC). Процедура сертификации того же промысла минтая в Охотском море приближается к завершению.
Всплеск лосося
Помимо грядущего конгресса журналистов на пресс-конференции особо интересовала тема лососевой путины и связанных с ней трудностей. Комментируя ситуацию, Игорь Улейский констатировал, что исторический максимум по вылову лосося на Дальнем Востоке пройден. Хотя приморские рыбаки не участвуют в добыче красной рыбы напрямую, они помогают коллегам с Камчатки и Сахалина. Сейчас на приемке лосося у берегов Сахалина работает два десятка судов из Приморья, до того как путина пошла на убыль их было более тридцати. Почти столько же судов выставлялось на Камчатку, особенно на восточное побережье. В целом только приморские суда приняли на борт почти 55 тыс. тонн лосося. Работают рыбаки, как правило, на паритетных началах с местными компаниями.
Основной поток добытого на Камчатке и Сахалине лосося для отправки в другие регионы традиционно идет через приморские порты. И здесь рыбаки сталкиваются с не менее традиционной проблемой. По словам президента АРПП, сегодня все порты, все холодильники Владивостока фактически забиты рыбопродукцией. Подошедшие суда, в основном как раз с лососем на борту, простаивают на рейде неделями. Несмотря на предупреждения рыбаков и науки о том, что грядет небывалая путина, железная дорога предпочла их не услышать. В августе в сезон пиковых поставок лосося нехватка подвижного рефсостава приводит к задержкам отгрузки рыбопродукции в западном направлении и недовольству как со стороны рыбаков и портовиков, так и со стороны покупателей.
Ситуация безусловно неприятная, но излишне драматизировать ее, также как и обсуждать в формате международного конгресса, не стоит, полагает Игорь Улейский.
– Это сбой в ритмичной работе по отгрузке рыбы и рыбопродукции, и, я думаю, мы будем касаться его в части общей логистики с Дальнего Востока на западные регионы, включая и Европу. Давно пора переходить от вчерашнего дня в грузоперевозках в рефсекциях к интермодальным перевозкам, то есть рефрижераторным контейнерам. Что такое рефрижераторный контейнер? От порога до порога можно везти, это совершенно другой уровень предоставления услуги. Вот в этом ключе мы и будем вести обсуждение, – отметил вице-губернатор.
Что же касается транспортного сбоя, то, по его словам, проблема прорабатывается уже не первый день. Она поднималась и на недавно прошедшей коллегии Федерального агентства по рыболовству в Москве, когда подводились итоги работы за первое полугодие, в частности был заслушан доклад главы ОАО «Рефсервис». Обсуждался этот вопрос и в ходе поездки руководителя Росрыболовства Андрея Крайнего на прошлой неделе на Дальний Восток. В ходе лососевого штаба на Сахалине на связи из Владивостока были представители владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги. Были оперативно разосланы телеграммы руководству ОАО «РЖД» и напряжение несколько спало, рефсекции пошли.
Однако проблема грузоперевозок с Дальнего Востока скорее системная, а потому сиюминутные меры только временно устраняют симптомы. Старение парка подвижного состава – неоспоримый факт. Обновление не производится, отсюда и невозможность перейти на новые способы и виды транспортировки рыбопродукции. Морозильных мощностей, существующих во Владивостоке и Находке, было бы вполне достаточно для обработки улова при условии ритмичной поставки вагонов. Корень проблемы кроется в том, что рыбопродукция поставляется на берег неравномерно, и железная дорога не в состоянии гарантировать в нужный момент наличие подвижного рефрижераторного состава, ведь тогда львиную долю времени вагоны будут простаивать, а это не выгодно.
Чтобы обеспечить требуемую ритмичность, по утверждению Георгия Мартынова, необходимо масштабно развивать береговую переработку. В противном случае пока дальневосточники ловят рыбу, а не выращивают, проблема путин и неравномерной загрузки будет сохраняться. Вопросы переработки, как отметил вице-губернатор Игорь Улейский, часто поднимаются на конгрессе, особенно в международном масштабе. На «круглых столах» российские и зарубежные специалисты обсуждают, где и как перерабатывать рыбу, различные подходы к качеству выпускаемой продукции, степень ее безопасности и т.д.
Напомним, в этом году Международный конгресс рыбаков начнет работу 8 сентября. В спорткомплексе «Динамо» откроется международная рыбохозяйственная выставка «Перспективы развития рыбной отрасли 2009». 9 сентября пройдет пленарное заседание, посвященное стратегиям устойчивого управления рыболовством и поддержанию стабильности рынков рыбопродукции. В заключительный день работы 10 сентября наиболее острые и интересные темы участники конгресса обсудят в формате «круглого стола», а затем подведут итоги и примут резолюцию. Генеральным интернет-партнером Конгресса является российское информационное агентство Fishnew.ru.