Обучение в русле государственных задачОдной из центральных проблем рыбопромышленного комплекса страны в последние годы становится дефицит квалифицированных кадров. Пути ее решения ищут и в Росрыболовстве, и в руководстве кабинета министров. Андрей Крайний, в частности предлагает закрепление молодых специалистов на флоте путем альтернативной службы, первый вице-премьер Виктор Зубков посвящает этой теме специальное совещание, на котором обобщаются предложения заинтересованных сторон – государства, учебных заведений и работодателей. Переломить ситуацию пытаются и на местах - инициативы дают положительные результаты при тесном взаимодействии образования и бизнеса. Таким опытом обладает Владивостокский морской рыбопромышленный колледж, куда наш корреспондент отправился 1 сентября, в первый день нового учебного года. На наши вопросы отвечает директор ВМРК Евгений ДУБОВИК. |
- Евгений Олегович, как прошел набор учащихся этого года на основании повсеместного ЕГЭ? Оправдались ли Ваши ожидания?
- Набор в ВМРК прошел хорошо. На наши отраслевые специальности: судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок, электрооборудование судов, монтаж и техническое обслуживание рефустановок и промышленного оборудования, технология рыбных продуктов, – был конкурс 2-3 человека на место. Это в основном ребята из различных районов Приморского края, в том числе и отдаленных северных.
Наши ожидания, что повсеместное введение ЕГЭ приведет к увеличению притока абитуриентов в образовательные учреждения СПО, полностью оправдались. 65 процентов нового набора составляют девятиклассники.
К нам пришли, во-первых, выпускники 11 классов, не прошедшие тестирование и оставшиеся без аттестата о полном среднем общем образовании. Таких ребят у нас 27 человек, мы их приняли на ускоренное обучение.
Во-вторых, учащиеся 10 классов, не уверенные в том, что по окончанию школы (через год) успешно справятся с тестированием.
В третьих, выпускники 9 классов, которые решили сначала получать среднее профессиональное образование, а затем и высшее по ускоренной программе.
- Какие специальности наиболее востребованы сегодня молодежью? Не возникает ли диспаритета между теми специальностями, которым хотят обучаться абитуриенты и теми, которые востребованы в отрасли.
- Начиная с 90-х годов, сильно вырос престиж специальностей, связанных с финансово-экономической деятельностью, юриспруденцией, менеджментом, туристическим бизнесом и сферой услуг. За это время молодые люди утратили интерес к специальностям, связанным с промышленным производством, транспортом, сельским хозяйством. Даже в престижные ранее технические и технологические вузы и сузы страны был недобор, а выпускники не желали работать по специальности. Такая ситуация привела к дефициту квалифицированных кадров практически во всех отраслях промышленности, включая и нашу рыбную отрасль. В настоящее время на рынке труда огромное количество предложений от бухгалтеров, экономистов, юристов и менеджеров, а вакансий таких мало. В то же время подобрать грамотных инженеров и техников для производства довольно сложно.
- Рыбопромышленные компании задыхаются без матросов 1 и 2 класса, рефмехаников, судовых электриков и других специалистов рядового состава. Какие программы подготовки может в связи с этим предложить Ваш колледж?
- В нашем колледже разработана и успешно реализуется программа профессиональной подготовки и повышения квалификации морских рабочих кадров. Мы готовим мотористов, мотористов рефрижераторных установок, матросов, обработчиков, электриков судовых, машинистов рыбопромысловых машин и установок, машинистов котельных установок, донкерманов, тальманов. Срок обучения по данной программе от 2 до 10 месяцев. Наиболее востребована программа краткосрочного обучения с последующим трудоустройством – первый месяц теоретический на базе ВМРК, второй – практический уже на судах компаний. После прохождения медицинской комиссии и сдачи итогового квалификационного экзамена колледж помогает нашим выпускникам трудоустроиться на суда дальневосточных компаний. Так как мы зарекомендовали себя добросовестным учебным заведением, осуществляющим качественную подготовку специалистов, то у нас сложились хорошие партнерские отношения с рядом рыбопромышленных компаний, которые готовы оплачивать обучение слушателей, их проживание в общежитии колледжа, а также готовы организовать и провести практическое обучение на своих судах и в дальнейшем принять на работу в свои компании.
- Участвуете ли Вы в переподготовке специалистов по антикризисной программе занятости населения или у колледжа существует собственная программа?
- Да, совместно с Центрами занятости Приморского края, Еврейской автономной области, Амурской области мы сейчас принимаем участие в государственной программе по принятию в 2009 году дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда. Те люди, которые по тем или иным причинам не могут трудоустроиться по своей специальности либо попавшие под сокращение, проходят в нашем колледже переобучение по морским профессиям или курсы повышения квалификации при наличии диплома о среднем профессиональном образовании. Затем мы их гарантированно трудоустраиваем на работу в рыбопромышленные компании.
- Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности». Нужны ли, на Ваш взгляд, соответствующие поправки в законодательство, для того чтобы малые предприятия могли организовываться и при средних профессиональных учреждениях? Какие предприятия могли бы появиться, например, на базе ВМРК?
- Да, некоторые поправки, безусловно, нужны. В настоящее время перечень разрешенных видов дополнительных услуг, приносящих доход от предпринимательской и иной деятельности, для учебных заведений очень маленький. Не разрешено практически ничего кроме образовательной деятельности. Колледж даже без организации каких-либо дополнительных предприятий мог бы оказывать услуги содействия в трудоустройстве моряков, в оформлении документов, необходимых для выхода в море, посреднические, консалтинговые, маркетинговые, информационные. Кроме этого на базе наших учебно-производственных мастерских и лабораторий мы могли бы оказывать услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования (электрического, механического, промышленного и другого). Оказывать услуги населению на сварочном, токарном, слесарном, заточном участках и многие другие.
В настоящий момент мы обратились в Росрыболовство с просьбой расширить для колледжа перечень видов услуг, приносящих доход. Надеемся на положительное решение нашего вопроса.