Рыбаки и РЖД: кто виноват и что делать?Критическая ситуация, сложившаяся на Дальнем Востоке с отправкой рыбы в центральные регионы, привлекает внимание первых руководителей государства и отрасли. Накануне открывающего IV Международного конгресса рыбаков конфликт между рыбаками, перевозчиками и торговцами на пресс-конференции обсудили вице-губернатор Приморского края Игорь Улейский, генеральный директор ООО «ДальРыбПорт» Людмила Талабаева, и председатели основных отраслевых объединений - Ассоциации добытчиков минтая и АРПП - Герман Зверев и Георгий Мартынов. |
Естественно, выход из ситуации нужно искать и как можно быстрее, единодушно признали участники пресс-конференции. Проблемы хранения и транспортировки рыбы сегодня как никогда актуальны.
Реализация, а, следовательно, и транспортировка рыбы должны осуществляться в ускоренном темпе, иначе все подходящие уловы будет просто негде хранить (путина пока на пике). Существующие холодильные емкости забиты «под завязку». Однако схема «с борта – на колеса» никак не заработает – то рефвагонов не хватает, то подписи для их отправки, погрузки-выгрузки не все собраны, то цены на аренду «рефок» не по карману рыбакам.
В итоге промысловые суда вынуждены выполнять функцию холодильных установок – простаивать около берега и морозить уловы. Естественно, что такое положение дел не по душе ни рыбакам, которые с каждым днем несут все большие убытки, ни потребителям, которые по-прежнему вынуждены покупать рыбу втридорога, да еще не факт, что свою (российскую).
Речь о прибыли от сверхуловов уже не идет, при таком раскладе радостью будет отбить расходы…
«Рыбная отрасль сегодня достаточно стабильна. Рыбаки в полной мере выполняют поставленные задачи – наращивают объемы вылова, везут уловы на российский берег. Портовики готовы переработать и больший объем продукции, но только при условии, что освободится место в холодильниках, – говорит президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Матрынов.
- Главной причиной пиковой нагрузки является не то, что мы были не готовы к путине. Мы как раз были готовы, у нас были освобождены холодильники, свободны причалы», – утверждает Георгий Геннадиевич. По его мнению, главными виновниками «торжества» являются перевозчики – ведь это они не могут организовать своевременную транспортировку рыбы в центральные и западные регионы страны.
Причину же последнего генеральный директор ООО «ДальРыбПорт» Людмила Талабаева видит в том, что РЖД до сих пор не может привыкнуть к условиям рыночной экономики, несмотря на то, что с моменты «коммерциализации» дорог прошло уже более 6 лет: «Если они привыкли к системе, когда о необходимости перевезти груз их предупреждали за месяц, то сегодня такая ситуация невозможна. Рынок – это нестабильная система. Если сегодня есть заявки на 10-15 секций, то их нужно обеспечить, потому что завтра может не быть ни одной. Все зависит от объемов добычи, от того, как быстро рыбаки продадут улов. РЖД требуют, что бы мы подавали им заявку за 10 дней, потом подтверждение заявки. А мы можем подать заявки только, когда они поступят от рыбаков
- В этом деле главное – оперативность и умение принимать верные решения и работать в тесном сотрудничестве друг с другом, – считает Людмила Талабаева. – Мы не раз пытались поговорить с руководством РЖД, договориться на условиях, которые бы устроили обе стороны, но бесполезно».
«Наука и рыбаки предупреждали всех о том, что в этом году будет большой объем добычи лососевых. Мы обращались и в РЖД с просьбой приготовить вагоны для перевозки рыбы в центральную часть страны, но все наши обращения остались без должного внимания» – комментирует ситуацию вице-губернатор Приморского края Игорь Улейский.
Вместе с тем руководство РЖД видит ситуацию иначе. В своем докладе первому вице-премьеру Виктору ЗУБКОВУ президент ОАО «РЖД» Владимир ЯКУНИН сообщил, что на сегодняшний день на Дальневосточной железной дороге ежесуточно находится не менее 160 рефрижераторных секций (в том числе 80 – ОАО «Рефсервис», дочерней компании ОАО «РЖД») и 140 вагонов-термосов (из них 110 – ОАО «Рефсервис»), что обеспечивает 20-суточный запас подвижного состава, на Сахалинской железной дороге – 6 рефрижераторных секций (4 – ОАО «Рефсервис») и 5 вагонов-термосов ОАО «Рефсервис», что обеспечивает 5-суточную погрузку. По его словам, «проблема дефицита подвижного состава на Дальнем Востоке отсутствует, вывоз рыбы согласно заявленным объемам обеспечивается полностью».
Глава ОАО «РЖД» не преминул отметить, что транспортная составляющая за железнодорожную перевозку в конечной стоимости товара не превышает 7,9%, что не оказывает существенного влияния на цену рыбной продукции для потребителя, а 50% стоимости составляют торговые наценки. Говоря о железнодорожном тарифе, Владимир Якунин акцентировал внимание на том, что существующие ставки на перевозки рыбной продукции не являются сдерживающим фактором для увеличения объемов перевозок.
Между тем, как справедливо указывают рыбаки, стоимость подвижного состава складывается из стоимости тарифа и стоимости мехсекций. Тариф «Российских железных дорог» на перевозку по железной дороге для всех одинаковый, однако мехсекции находятся в собственности у других структур (в частности, у дочернего предприятия ОАО РЖД «Рефсервис»), именно их стоимость и увеличивается.
В ОАО «РЖД» этого в принципе не отрицают: «В настоящее время доля инфраструктурной составляющей в действующих тарифах, которая устанавливается и регулируется федеральными органами исполнительной власти, при перевозке рыбы в рефрижераторах не превышает 45%, в вагонах-термосах – 53%. Остальная часть тарифа за использование вагона не регулируется и взимается собственниками подвижного состава на договорной основе».
Президент ОАО «РЖД» обратил внимание Виктора Зубкова на то, что фактически доминирующее положение ООО «ДальРыбПорт» – единственного крупного рыбного порта на Дальнем Востоке с большим количеством холодильных мощностей и причальных стенок – привело к ограничению вывоза рыбы, так как он не в силах обеспечить погрузку подвижного состава в необходимом количестве: максимальная погрузка составляет всего 6 рефрижераторных секций в сутки. При этом не в полном объеме задействованы мощности порта Зарубино, где не используются складские емкости в объеме 3000 тонн.
С учетом этого Владимир Якунин полагает, что «рыбные заторы», возникшие в нынешнюю путину в портах Дальнего Востока, не зависят от ОАО «РЖД», ОАО «Рефсервис», других операторов подвижного состава. Претензии со стороны Федерального агентства по рыболовству и администрации Приморского края к ОАО «РЖД» и ОАО «Рефсервис» он назвал беспочвенными и не соответствующими действительности.
Герман Зверев, член Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, президент Ассоциации добытчиков минтая, в ходе пресс-конференции заявил о необходимости менять имеющуюся систему сотрудничества рыбаков и перевозчиков, и искать новые, более выгодные для сторон условия сотрудничества.
По мнению участников конференции, сегодня ОАО «РЖД» беззастенчиво пользуются своим правом монополиста и ставят свои условия перевозок, не считаясь ни с рыбаками, ни с потребителями.
«На мой взгляд, у РЖД есть явное желание удалить все коммерческие риски из работы компании. Рыбацкие же компании эти риски несут, они связаны с путиной, доставкой. РЖД это понимают и поэтому просят точный план перевозок, чтобы все рассчитать и исключить возможность рисков. Но, поскольку сейчас они коммерческая структура, а не оплачиваемая государством, значит, они уже закладывают в стоимость услуг возможность риска», – прокомментировал ситуацию Герман Зверев.