Российскому образованию – передовые позицииСоветник председателя Законодательного собрания Камчатского края, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Андрюхина вошла в состав совета по вопросам качества общего образования в России, который был создан при президиуме генерального совета партии «Единая Россия». О работе нового органа она рассказала 7 октября камчатским журналистам. |
В составе совета — 30 человек: это депутаты Госдумы, учёные и директора экспериментальных школ. Возглавляет его ректор МГУ Виктор Садовничий.
30 сентября состоялось первое заседание. По словам Ирины Андрюхиной, оно было посвящено новым образовательным стандартам начальной школы и профессионального педагогического образования.
Проект образовательных стандартов начальной школы совет одобрил, и ожидается, что в ближайшие дни он будет утверждён министерством образования и науки России и начнёт действовать с нового учебного года.
— Последние стандарты, принятые в 2004 году, составлены учителями-практиками, — рассказала Ирина Юрьевна. — Они содержали слишком много учебного материала и перегружали учащихся. Это негативно сказывалось на здоровье учеников: примерно у 50 % школьников наблюдались ухудшение зрения и слуха. Поэтому возникла необходимость пересмотра прежних стандартов и создания новых.
По словам советника, ядро российского образования было разработано ещё в 80-х годах. И оно должно остаться неизменным. Сегодня меняется лишь подход к образовательному процессу. В новом образовательном стандарте для начальной школы станет иным соотношение теоретической и практической части содержания образования. Это позволит «разгрузить» ученика.
— Если раньше учителя были нацелены в основном на проверку остаточных знаний учеников, то теперь их главная задача — научить детей учиться, сформировать у них способности к освоению новых знаний, — пояснила Ирина Андрюхина. — Сегодня предполагается больше практических занятий. Ребёнок должен не просто владеть остаточным набором знаний по определённому предмету, но и должен применять эти знания и в других учебных предметах (например, использовать метод математического анализа при работе с историческими фактами) и в практической жизни в целом. Важно составить учебную программу таким образом, чтобы дети осваивали учебный материал в более лёгкой и доступной для них форме. Кроме того, предполагается небольшое снижение учебных часов.
В связи с этим было внесено предложение сделать российскую начальную школу шестилетней, как это принято, например, в Израиле и США. Там дети начинают учиться с 5 лет. Но пока по этому вопросу идут дискуссии. Также активно обсуждается проблема преподавания языков. Было отмечено, что при одновременном изучении родного и иностранного языков в начальных классах усвоение отечественного явно ухудшается. Поэтому необходимо выработать новые подходы.
Проект стандартов профессионального педагогического образования требует доработки и планируется на утверждение зимой 2010 года.
Вернуть те передовые позиции российскому образованию, которые оно занимало в советское время, невозможно, по словам Ирины Андрюхиной, без правильной подготовки учителей. Не случайно следующий год предложено объявить Годом учителя.
Главная задача современного учителя – сформировать компетентность ученика, то есть уровень личностного развития в определённой сфере. В Камчатском институте повышения квалификации учителей уже проводятся курсовые подготовки педагогов в этом направлении.
Кроме того, современный учитель, убеждена Ирина Юрьевна, должен быть образцом поведения для своих учеников и являться носителем традиционных российских ценностей.
Советник председателя краевого парламента отметила, что в настоящее время в России существует проблема старения учительства. Причина – нежелание молодых педагогов работать по специальности за маленькую заработную плату. Поэтому существует необходимость создания федеральной программы по поддержке учителей. Кроме того, на заседании совета было предложено в следующем году организовать целевой призыв учителей в педагогические вузы.
Также предполагается в будущем привлекать в школы не только людей с педагогическим образованием. После определённой переподготовки специалисты из разных отраслей смогут преподавать в общеобразовательных учреждениях.
Советник отметила, что разработчики стандарта из Российской академии образования учли мнение камчатских учителей, выработанные на августовском педагогическом совещании.
Следующее заседание совета по вопросам качества общего образования в России состоится в декабре 2009 года и будет посвящено поддержке талантливых детей стран
*Программа обмена для старшеклассников
Программа культурного обмена «FLEX» проводится с целью укрепления дружественных отношений между странами и предполагает, что все участники, успешно прошедшие конкурс, поедут на один учебный год в США. Здесь победители будут проживать в американских семьях и обучаться в государственных средних школах США.
Конкурс по программе «FLEX» проводится представителями дальневосточного офиса Американских советов по международному образованию в три тура. Участие в конкурсе и программе полностью бесплатно.
Во время конкурса участники выполнили письменное тестирование на знание английского языка, написали на иностранном языке сочинение.
В декабре 2009 года победители первых двух туров примут участие в заключительном этапе. Конкурсантам предстоит собеседование, написание эссе и заполнение анкет.
Окончательные результаты конкурса будут подведены в Вашингтоне компетентной комиссией, состоящей из психологов и специалистов в области программ образовательного и культурного обмена. Победители конкурсного отбора станут участниками программы обмена для старшеклассников.*