Газета «Рыбак Приморья»
Лев БОЧАРОВ и Виктор РИСОВАНЫЙ

ДВНПС-2009: на пять с плюсом

Завершившаяся во Владивостоке осенняя сессия ДВНПС оказалась на редкость плодотворной: участники заседания подвели итоги лососевой путины, распределили ОДУ по видам пользования на будущий год, подписали соглашение, определяющее пропорции объема прибрежных и промышленных квот для рыбодобывающих регионов Дальнего Востока.

Первый блин – не комом

«Год работы в новых условиях показал: первый блин – не комом», – так охарактеризовал завершившуюся на Дальнем Востоке лососевую путину начальник Управления организации рыболовства ФАР Василий СОКОЛОВ.

По результатам исследований 2008 г. прогнозировался вылов в 2009 г. в объеме 450 тыс. т, (на 100 тыс. т больше, чем было поймано в цикличном 2007 г.). При обсуждении на отраслевом совете по промысловому прогнозированию в январе 2009 г., было предложено исходить из осторожных оценок, чтобы избежать перелова и обеспечить заполнение нерестилищ. При этом принималось во внимание возможность быстрого принятия рекомендаций по увеличению вылова. Таким образом, изначально промышленность ориентировалась на рекордные подходы, но из принципа осторожного подхода возможный вылов в 2009 г. был дан по нижней границе, т.е. около 400 тыс. т.

До начала путины ТИНРО-Центром была проведена траловая съемка двумя НИСами, в результате которой были скорректированы цифры прогноза подходов. Промышленность и администрации приморских субъектов были поставлены в известность о возможном вылове в 500-550 тыс. т. Таким образом, в 2009 г. оценки науки полностью оправдались.

При этом, имея достаточно точную величину суммарного вылова, с целью рациональной организации промысла институтами подготавливались и в оперативном режиме представлялись в Комиссии корректировки по конкретным районам. Всего было сделано 20 корректировок. Учитывая трудности прогнозирования подходов лососей (особенно горбуши), необходимость корректировок вполне обоснована.

Научные исследования проводились не только до начала путины, но и в течение всего периода ее прохождения на ставных неводах во всех районах. Кроме того, были задействованы 2 дрифтерных судна. При этом было выловлено во внутренних водах и территориальном море 296 т, в ИЭЗ (траловые и дрифтерные исследования) – 74 т.

Из объема, выловленного во внутренних водах и территориальном море, выпущено в среду обитания 5 тонн, уничтожено 290,2 тонны, на хранении находится 0,8 тонны. В ИЭЗ – все выпущено в среду обитания.

В этом году вылов лососей в полтора раза превысил предыдущий максимум – было добыто более 534 тыс. тонн. Основная доля из общего объема освоена в рамках промышленного рыболовства – 98,38%.

Если традиционно тихоокеанские лососи давали 10% всего отечественного вылова и обеспечивали сезонной работой до 40 тыс. человек, а с учетом вовлеченных в переработку рыбы на берегу – до 175 тыс. человек, то в текущем году лососи составят около 16% в общероссийском вылове, а численность задействованных людских ресурсов будет существенно выше. По оперативной информации сейчас на береговых мощностях переработано около 78% уловов, на судах – около 22%. Из произведенной продукции около 12-14% поставлено на экспорт, остальное – на внутренний рынок. Но даже эти небольшие проценты с учетом двукратного превышения вылова 2008 г. дали рост экспорта.

Участники отметили: все, что входило в полномочия Агентства, было выполнено: нормативно-правовая база для регулирования промысла, своевременные научные исследования, организационные мероприятия, в том числе координация действий всех участников путины, включая органы федеральной исполнительной власти и администраций субъектов, а также информационное обеспечение хода путины.

Вместе с тем, несмотря на «зачетные» показатели, путину нельзя назвать идеальной, считают участники ДВНПС.

Среди основных проблем, требующих разрешения – пробелы в законодательстве. В частности, необходимы корректировка постановления правительства N 990, которое пока не учитывает особенностей хода лососевой путины. В 2009 г. вылов тихоокеанских лососей осуществлялся в режиме промышленного рыболовства на рыбопромысловых участках. Это позволяло осуществлять переработку уловов на судах-переработчиках. При этом границы участков охватывают как внутренние морские, так и пресные воды. В соответствии с постановлением Правительства N 990 выловленные в рамках промышленного рыболовства во внутренних морских водах биоресурсы необходимо доставлять в порты Российской Федерации. Понятно, что вся продукция, изготовленная из лососей на процессорах, направлялась в порты (почти исключительно во Владивосток). Однако со ставных неводов везти уловы в порт, когда можно тут же доставить их на береговое предприятие, по крайней мере, нецелесообразно. В этой связи участники ДВНПС предложили внести соответствующие изменения в это постановление.

Требует изменения и ст. 29.1 закона о рыболовстве, где необходимо прописать порядок определения рыбопромысловых участков для лососей. Посчитал необходимым ДВНПС и унифицировать определение традиционного рыболовства, как «рыболовство для собственных потребностей (личного потребления)», исключив возможность коммерческой деятельности под прикрытием традиционного образа жизни. Ведь термин «традиционная хозяйственная деятельность» отдельными представителями малочисленного населения трактуется, как вид деятельности, приносящий доход. Это нередко ведет к злоупотреблениям со стороны некоторых представителей малочисленных народов, особенно учитывая возможность осуществления ими рыболовства без разрешений. В настоящее время в Северо-Восточное теруправление уже поступили заявки от трети всех зарегистрированных КМНСов на Камчатке, т.е. примерно от 5 тысяч человек. При этом величина заявок на 2010 г. составила 73 тыс. т лососей! «Это не личное потребление, а настоящее промышленное рыболовство, – прокомментировал цифру Василий Соколов.

Столкнулись рыбаки и с чисто организационными проблемами. Так, действия регионов по расстановке флота на приемку рыбы не были скоординированы. Вице-губернатор Приморского края Игорь Улейский предложил в будущем проводить совещания, чтобы избежать возможных потерь. Другое предложение приморской делегации касалось увеличения количества инспекторов рыбоохраны на реках (путем оптимизации внутренней численности). Однако, по словам заместителя руководителя Росрыболовства Виктора РИСОВАНОГО, на всю Россию – всего 3000 инспекторов и «придется обходиться ими». Или использовать опыт Приморья. Чиновник охарактеризовал действия природоохранных структур на реке Аввакумовка Приморского края как положительные и эффективные. В этом году на лососевых реках работало почти 600 инспекторов. По итогам путины выявлено 12592 нарушения правил рыболовства. Материалы на 479 нарушителей переданы в следственные органы для возбуждения уголовных дел. На остальных – наложены административные штрафы на сумму 11 млн. 824 тысяч рублей. Кроме того, предъявлены иски за ущерб на сумму почти 12 млн. рублей. У нарушителей правил рыболовства изъято более 97 тонн рыбы и более 17 тонн икры, около 5 тысяч орудий лова и 196 транспортных средств.

Однако самая большая «головная боль» – неготовность береговой инфраструктуры к приемке такого количества рыбы и проблемы с ее отправкой в центральные и западные регионы страны. В разгар путины выяснилось, что порты и береговая инфраструктура не готовы к таким объемам, несмотря на заблаговременное оповещение о высоких уловах и поставках. В начале августа сложилась критическая ситуация с вывозом продукции из тихоокеанских лососей в центральные районы России и переполнение имеющихся холодильных мощностей в Дальневосточном регионе.

«Если бы не железная дорога, путина бы прошла на пять с плюсом», – заметил Виктор Рисованый. Сначала была острая нехватка рефрижераторного состава, возникали перебои со своевременной подачей вагонов к станциям погрузки. Наибольшие проблемы сложились во Владивостоке, через который осуществляется вывоз рыбопродукции с Камчатки и частично с Сахалина. На начало августа холодильные емкости Владивостока, Ванино и Советской Гавани были заполнены на 95-100 %. На этом фоне произошло резкое повышение тарифов на железнодорожные перевозки.

В оперативном порядке Росрыболовством был создан штаб для решения вопроса с вывозом уловов лососей, в работе которого приняли участие представители ОАО «РЖД», ООО «Рефсервис» и «Дальрыбпорт». По результатам совещаний было принято решение дополнительно расконсервировать резервные рефсекции, что и было сделано. Кроме того, ОАО «РЖД» организовало отправку «холодных поездов» по ускоренному графику, что позволило доставлять продукцию из дальневосточного региона в Екатеринбург и Новосибирск за 7-8 суток. Однако стоимость перевозки в вагонах-термосах в составе ускоренных поездов первоначально была необоснованно высока, т.к. к цене перевозки ОАО «РЖД» добавил повышающий коэффициент, увеличив стоимость доставки в 2,9 раза (на 290%). Этот вопрос был также поставлен Росрыболовством перед ОАО «Рефсервис» и РЖД. В результате на селекторном совещании, которое состоялось в Росрыболовстве, представители РЖД сообщили об отмене удорожающего коэффициента.

После 30 августа в результате предпринятых мер ситуация с подвижным составом была нормализована. Однако встал вопрос с отсутствием в достаточной мере заявок на продукцию. Оптовые покупатели и розничные сети не осуществляли закупок, выжидая падения цены. «Падение цены с 70 до 25 рублей настораживает. Терять такие деньги негоже», – высказал свое мнение по этому поводу Виктор Рисованый.

Однако, как отметил чиновник, решение проблем с береговой инфраструктурой, поставками рыбы, ценообразованием выходят за рамки компетенции агентства. Вместе с тем он заверил, что Росрыболовство намерено разрешить все проблемы. Тем более что в 2011 г. ожидается не менее масштабный подход лососей.

Омрачить будущие лососевые рекорды сможет только недостаток научных исследований, о чем заметил генеральный директор ТИНРО-Центра Лев БОЧАРОВ. По его словам, в этом году, с целью наиболее точных прогнозов институт был вынужден перекинуть все свои силы с других направлений, что, в конечном счете, отрицательно скажется на дальнейшей работе. «В этом году мы сделали основные работы, но за будущий год мы обещать не беремся», – сказал Лев Бочаров. Он призвал промышленников помогать науке.

С воспроизводством ситуация в текущем году обстояла лучше, чем с наукой. Запланированный объем закладки икры (1009,905 млн. икринок) выполнен на 100%. При этом сложились благоприятные условия и с естественным воспроизводством. В связи с рекордными подходами и предпринятыми мерами по обеспечению пропуска производителей на нерестилища отмечен высокий процент их заполнения практически во всех районах. В некоторых реках Карагинского района и Северо-Восточного Сахалина были отмечены случаи избыточного прохода производителей к нерестилищам из-за того, что промышленность была не в состоянии освоить небывало высокие подходы лососей. Однако чрезмерного превышения плотности на нерестилищах производителей, которые привели бы к заморным явлениям или иным неблагоприятным экологическим последствиям, отмечено не было. Позитивным фактом является существенное заполнение нерестилищ в реке Амур в районах, куда в прошлые годы рыба массово не поднималась.

ОДУ не установлено

В ходе заседания участники уделили внимание другому важному вопросу – освоение водных биоресурсов, ОДУ на которые не устанавливается, и обсудили пути повышения освоения таких объектов.

Напомним, пользование данными объектами рыболовства осуществляется на основании договора, заключенного между заявителем и Федеральным агентством по рыболовству. Заявительный принцип освоения делает более доступными неодуемые объекты для всех пользователей водными биоресурсами, в том числе и для тех, кто не получил доли на добычу водных биоресурсов, ОДУ на которых устанавливается в определенном порядке. Это наглядно показал опыт ведения промысла в 2009 году в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.

В ходе промысла по мере освоения рекомендованных объемов неодуемых объектов и в рамках обоснованного промыслового запаса существует возможность увеличения объемов вылова, с учетом научных рекомендаций, как, например, было в случае с навагой Петропавловско-Командорской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзон, скатами Северо-Охотоморской подзоны, макрурусами Северо-Курильской подзоны. При достижении 100% уровня освоения рекомендованных объемов по каждому неодуемому объекту Росрыболовство издает соответствующий приказ и устанавливает запрет на промысел данного вида для всех пользователей до конца текущего года.

По состоянию на 02.11.2009 пятью территориальными управлениями Росрыболовства заключено 2 098 договоров на пользование водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, на их основе выдано 2 040 разрешений, добыто 135430,883 тонн (освоение – 25,74% от суммарного рекомендованного объема – 526 119,953 тонн). Освоение общего рекомендованного объема морских млекопитающих в количестве 11 417 штук голов составило 51 шт., или 0,5%.

Анализируя освоение неодуемых ВБР по районам промысла, участники ДВНПС отметили, что наиболее освоенными являются ресурсы неодуемых Камчатско-Курильской подзоны (92,7% от 45 870,6 тонн общего рекомендованного объема), Северо-Курильской зоны (71,4% от 29 643,6 тонн общего рекомендованного объема), Западно-Камчатской (44,2% от 18 089,7 тонн общего рекомендованного объема) и Восточно-Сахалинской подзон (43,4% от 22 915,66 тонн общего рекомендованного объема). Наименьшие показатели освоения характерны для неодуемых объектов Петропавловско-Командорской подзоны (4,9% от 8 180,98 тонн общего рекомендованного объема) и Южно-Курильской зоны (0,9% от 120 971,0 тонн общего рекомендованного объема), нет освоения в Чукотском и Восточно-Сибирском морях.

Что же касается освоения самих неодуемых объектов, то, в первую очередь, осваиваются наиболее востребованные: камбалы, навага, скаты. По этим неодуемым объектам в большинстве районов промысла установлен запрет промышленного рыболовства до конца текущего года. Во второй группе с хорошим освоением – макрурусы, мойва, терпуги.

Вместе с тем есть и проблемные вопросы. Во-первых, это вопрос о приостановлении или запрете промысла по достижении 70% и выше уровня освоения рекомендуемых объемов неодуемых видов. Сегодня это находится в непосредственной компетенции Росрыболовства. После вынесения проекта соответствующего приказа на общественное обсуждение в течение месяца указный приказ должен быть зарегистрирован в Минюсте РФ, а затем – официально опубликован в «Российской газете» и только через 10 дней после публикации должен вступить в законную силу. Таким образом, процедура закрытия промысла получается весьма длительной по времени (два и более месяца), в результате чего значительно снижается эффективность оперативного регулирования промысла и ведения квотоконтроля неодуемых видов водных биоресурсов, что ведет в итоге к нарушениям законодательства в области рыболовства.

В качестве примера – на данный момент продолжается освоение следующих ВБР, уровень освоения которых превышает 100%: медузы подзоны Приморье (319,619 тонн, или 215,2% от 148,50 тонн рекомендованного объема), макрурусы Северо-Охотоморской подзоны (1 876,559 т, или 188,22% от 997 тонн рекомендованного объема), камбал Карагинской подзоны (7 558,820 т, или 122,17% от 6 187 т рекомендованного объема), камбал Западно-Сахалинской подзоны (2 439,012 тонн, или 112,0% от 2 177,53 тонн рекомендованного объема), камбал Камчатско-Курильской подзоны (27 383,119 тонн, или 106,47% от 25 720 тонн рекомендованного объема).

Возможный путь решения данного вопроса – создание специальных Комиссий (по аналогии с деятельностью Комиссий по регулированию промысла анадромных видов рыб, действующих в субъектах России) при Росрыболовстве или в субъектах России и наделенных соответствующими полномочиями.

Во-вторых, участники заседания также отметили, что существует вероятность того, что рекомендованные объемы отдельных водных биоресурсов, ОДУ которых не устанавливается в обязательном порядке, могут быть изъяты в качестве прилова в кратчайшие сроки, если данные объемы невелики. Например, рекомендованный объем может быть изъят за несколько промысловых усилий среднетоннажным судном в течение одних судосуток на лову в качестве прилова.) В связи с этим они предложили рыбохозяйственным НИИ дополнительно рассмотреть вопрос о необходимости выведения подобных объектов, имеющих малые рекомендованные объемы, из списка неодуемых видов.

Величину прилова водных биоресурсов, на которые ОДУ не установлен, необходимо биологически обосновать и сделать ее менее 49% от общего веса уловов с изменением содержания соответствующих статей «Правил рыболовства в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне». Подобная работа уже проводилась и предложения о внесении изменений в пункты «Правил рыболовства» были направлены в рабочую группу ДВНПС. По мнению участников ДВНПС, предложенные методы позволят более эффективно осуществлять контроль за добычей неодуемых объектов водных биоресурсов со стороны органов рыбоохраны и оперативно регулировать их промысел.

Относительно пути повышения освоения неодуемых объектов водных биоресурсов на перспективу, учитывая то, что ряд важных в промысловом отношении объектов опять введены в Перечень водных биоресурсов, на которые устанавливается ОДУ, Управление СВТУ (которое в соответствии с приказом Росрыболовства является ответственным за сбор, анализ и обработку данных оперативной отчетности по добыче неодуемых видов) предложило рекомендовать Федеральному агентству по рыболовству привлекать флот других регионов РФ по освоению таких неодуемых объектов в Дальневосточном бассейне, как различные виды кальмаров, макрурусов, лемонемы, имеющих достаточно высокие уровни рекомендованных объемов в большинстве районов (вместо того, чтобы направлять суда на промысел в Мировой океан). Также управление рекомендовало предприятиям развивать базы береговой переработки морских водорослей, что позволит увеличить их добычу, а Федеральному агентству по рыболовству – ввести соответствующие привилегии для предприятий, возрождающих экспедиционный и береговой зверобойный промысел, а также переработку объектов добычи (вылова) – морских млекопитающих в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Ассоциация НПО «ТИНРО» и ФГУП «ТИНРО-Центр» было предложено разработать программу, где были бы рассмотрены экономические аспекты, вопросы промышленного освоения водных биоресурсов, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, а также даны рекомендации пользователям по более эффективному их освоению.

Нет – квотам «под киль», да – соглашению

Ключевым моментом заседания стало подписание соглашения, определяющего пропорции объема прибрежных и промышленных квот для каждого рыбодобывающего региона. Документ, подписи под которым поставили Магадан, Приморье, Сахалин, Чукотка, Камчатка, Хабаровск, должен разрешить конфликт между регионами, часть из которых заинтересована в большей доле прибрежной добычи, а часть – в океаническом промысле в исключительной экономзоне РФ.

Напомним, начало конфликту дальневосточных рыбопромышленников было положено в 2004 году, когда промысловое пространство было разделено на исключительную экономическую зону (океанический промысел) и зону прибрежного рыболовства. Это административное препятствие не имеет под собой биологического обоснования, но значительно ограничивает возможности рыбаков. В результате рыбаки потеряли единое промысловое пространство на всей акватории 200-мильной зоны РФ и возможность вести эффективный лов – как в экономзоне, так и в территориальных водах. Фактически были созданы территориальные моря Камчатки, Сахалина, Приморья и т. д. Это породило напряжение в отношениях субъектов РФ, находящихся в одном рыбопромысловом бассейне. Приморские суда не могут зайти в камчатские воды, чтобы вести промысел кальмара, сайры. По оценкам аналитиков, убытки только приморских рыбаков составляют 5-8 млрд. руб. в год».

Действующая до сих пор схема распределения водных биологических ресурсов была такова. На основе сырьевых исследований ученые определяют ОДУ, которое, пройдя все инстанции – от ученых секций в территориальных институтах до общественных слушаний, утверждается во ВНИРО – головном институте. Далее ОДУ проходят госэкоэкспертизу, которую проводит Ростехнадзор. Именно на этом этапе ОДУ могут быть значительно урезаны по причине неполноты данных по тем или иным объектам промысла либо недоосвоения видов. На основе заключения экспертов Росрыболовство издает приказ по ОДУ. ОДУ определяется для всего дальневосточного бассейна по зонам и подзонам. И уже после этого регионы на заседании научно-промыслового совета делят квоты по видам – на прибрежные, квоты для исключительной экономзоны, для коренных малых народов. Именно на последнем этапе и возникала полемика, которую по предложению приморской делегации решено было устранить.

Отныне раз в четыре года, начиная с 2010 г., на заседаниях ДВНПС квоты для прибрежного и промышленного рыболовства будут определяться по утвержденной формуле.

«Это позволит камчатцам, приморцам, сахалинцам и другим дальневосточным регионам в полной мере осваивать прибрежные и промышленные квоты и перестать спорить по каждому килограмму на осенних заседаниях совета», – пояснил один из авторов соглашения, вице-губернатор Приморского края Игорь Улейский.

Единогласны участники ДВПНС и в другом вопросе: не допустить принятия поправок, предусматривающих введение нового вида рыболовства и нового вида квот. Напомним, поправки в Федеральный закон «О рыболовстве…» и проекты двух постановлений правительства РФ, подготовленные накануне Росрыболовством, предусматривают введение нового вида рыболовства – «в целях обеспечения нужд рыбохозяйственного комплекса для судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях после 1 января 2010 г.» и нового вида квот – для тех же целей. Рыбопромышленники уверены: наделение новых судов специальным видом квот без изменений в ранее заключенные с рыбохозяйственными организациями договоры (если говорить об уже существующих организациях ведущих промышленное или прибрежное рыболовство), приведет к фактическому перераспределению квот между предприятиями, сломает основной принцип закона – исторический принцип наделения долями.

Дальневосточный научно-промысловый совет решил рекомендовать Федеральному агентству по рыболовству направить в Правительство РФ заключение о нецелесообразности внесения изменений в закон о рыболовстве, предусматривающих изменение установленного порядка наделения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей долями добычи (вылова) водных биологических ресурсов и введение нового вида рыболовства. Помимо этого ДВНПС предлагает ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (на верфях которой и предполагается строить новый «флот с квотами») согласовать с ФАР с участием общественных объединений рыбохозяйственного комплекса и бассейновых научно-промысловых советов перечень предлагаемых проектов сооружения рыбопромысловых судов и технические задания. Также решено подготовить перечень изменений в законодательство, предусматривающих финансовое стимулирование инвестиционной деятельности рыболовных предприятий по строительству рыбопромысловых судов на отечественных верфях. И рекомендовать предприятиям Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна направить в срок до 1 декабря т.г. заявки на субсидирование процентных ставок по кредитам с тем, чтобы показать реальную нужду и освоение выделяемых государством денег.

Берег шире

Вопрос о расширении прибрежной зоны для осуществления прибрежного рыболовства на научном промысловом совете рассматривался уже не один раз. На прошедшем заседании этот вопрос вновь был поднят сахалинцами.
Сегодня действующее законодательство позволяет увеличить прибрежную зону по решению Правительства Российской Федерации. Действует Постановление Правительства по прибрежной зоне Черного и Балтийского морей. В этом же постановлении дано поручение Росрыболовству в месячный срок подготовить предложения о возможности определения иных районов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства.

По словам первого заместителя начальника департамента по рыболовству Сахалинской области Павла КОЛОТУШКИНА, администрации всех прибрежных субъектов направляли неоднократно свои предложения в Росрыболовство по данному вопросу, с поддержкой отраслевых институтов. Однако Росрыболовство проигнорировало решение ДВНПС и предложения с мест о расширении зоны.

Решение отраслевого совета ВНИРО по данному вопросу носило отсылочный характер с рекомендациями поручить разработку проектов районов, где допускается осуществление прибрежного рыболовства, территориальным управлениям Росрыболовства. Если говорить о Сахалинской области, то никаких предложений Сахалино-Курильское управление не запрашивало от областной власти.

Получается замкнутый круг, по законодательству эти районы можно определить, предложения от всех приморских субъектов по расширению прибрежной зоны в Росрыболовство направлялись, а постановления Правительства нет. Более того, есть законодательная инициатива Приморского края по изменению закона о Рыболовстве, дать возможность при осуществлении промышленного рыболовства облавливать квоты в территориальном море. Администрация Сахалинской области данную инициативу не поддержала, и настаивает на возвращении вопроса расширения именно прибрежной зоны.

В качестве примера отрицательного влияющего на развитие рыбохозяйствешюго комплекса, в связи с сокращением прибрежной зоны, Павел Колотушкин привел промысел маломерным флотом донно-пищевых видов рыб Западного Сахалина. «В Татарском проливе в 2009 году промысловые скопления минтая в территориальном море стали образовываться только в сенябре-октябре месяце. Сегодня промысловая обстановка хорошая, но погодные условия не позволят освоить прибрежные квоты на сто процентов. Из 1374 тонн на 15 октября освоено 109,5 тонн, что составляет только 8%. Возможное годовое освоение составит 50%. Если бы у предприятий имелась возможность облавливать минтай и в исключительной экономической зоне, то эта цифра была бы значительно выше.

На сегодняшнем заседании подписывается соглашение по закреплению процентного соотношения прибрежных и промышленных квот, поэтому разговоры об увеличении объемов из-за увеличения прибрежной зоны являются не состоятельными».

В результате участники ДВНПС приняли решение – рекомендовать Росрыболовству до 1 января 2010 года направить в Правительство Российской Федерации проект Постановления по определению районов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства, с учетом предложений дальневосточных приморских субъектов.

Участники ДВНПС традиционно обсудили изменения в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна и направили свои рекомендации Росрыболовству.

Ксения ПИСАРЕВА

  • Лев БОЧАРОВ и Виктор РИСОВАНЫЙ
  • Василий СОКОЛОВ
  • Игорь УЛЕЙСКИЙ
  • Павел КОЛОТУШКИН