Депутаты и чиновники должны нести ответственность за свою деятельностьЗакон о рыболовстве необходим для развития рыбной промышленности, а не для манипуляций им политиков и чиновников. |
Такую точку зрения высказал Вячеслав ЗИЛАНОВ, председатель Координационного Совета ассоциаций, предприятий рыбной промышленности Северного бассейна (КС «Севрыба») на недавнем заседании «круглого стола» в Госдуме по совершенствованию нормативно-правовой базы в области рыболовства.
— За последнее пятилетие сформирована основа нормативно-правовых актов разного уровня: от законов, указов, распоряжений президента, постановлений, решений правительства России до приказов Росрыболовства России, — говорил депутатам Вячеслав Константинович. — Среди них важнейшими являются Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года с поправками от 13 декабря 2008 года и указ президента от 12 мая 2008 года № 724, касающийся федерального органа по рыболовству, непосредственно подчинённого российскому правительству. Новая законодательная база позволила создать «стабилизационное поле» в рыбной отрасли, предотвратить дальнейшее сползание в кризисное безвозвратное положение. Об этом свидетельствуют фактические данные по такому показателю, как общий вылов России, который в последнее пятилетие удерживается на отметке 3-3,3 миллиона тонн ежегодно.
К сожалению, сформированная законодательная база не создаёт условий для эффективного развития рыбной промышленности страны. Она фрагментарна, содержит ряд положений, которые противоречат практике отечественного рыболовства, а некоторые из положений Закона о рыболовстве в редакции 2004 года — ещё и международным документам. К таким относятся: уничтожение вылова при научных и контрольных ловах (статья 21), ограничение полномочий приморских субъектов Российской Федерации (статьи 30, 31, 33), отсутствие положений о роли ассоциаций, объединений рыбаков и рыбопереработчиков при применении законодательной базы, а также положений о введении в промысел новых районов и объектов рыболовства, обязанности госорганов осуществлять оперативную и перспективную рыбопромысловую разведку.
Кроме того, в противоречие с мировой практикой введена платность ресурсов в воде, имеются нормы выставления вылова на биржевые торги и целый ряд других, не отвечающих интересам развития рыбной промышленности, положений.
Несовершенство Закона о рыболовстве косвенно признаны и депутатами Госдумы, которые за последние годы внесли десятки поправок: они 7 раз, почти каждый год, рассматривались в Госдуме и Совете Федерации. Поистине неисчерпаемое поле деятельности для политиков и федеральных чиновников. Тем временем от такой деятельности страдает производство, рыбаки и, в конечном счёте, население страны. Так, уничтожение научных и контрольных уловов только по Северному бассейну несёт урон в 2009 году на сумму около 1,5 миллиарда рублей. Ещё большие потери — более 2 миллиардов рублей — принесёт подзаконный акт о доставке уловов в порты России из удалённого района — архипелага Шпицбергена. Строительство там перерабатывающего комплекса граничит с очередной афёрой ХХI века отечественных «политрыбаков».
В предстоящий осеннее-зимний период в Госдуму целесообразно внести весьма ограниченный пакет поправок к Закону о рыболовстве от 2004 года, которые явно абсурдны (статья 21). А также расширить полномочия приморских субъектов Российской Федерации, ввести положения об обязательствах и ответственности госорганов за осуществление оперативной и перспективной разведки по эффективному наращиванию сырьевой базы и её рациональному использованию, отмены платности за ресурсы в воде, обязательной биржевой торговли, а также ввести оборот долей (квот) среди пользователей.
По данным вопросам я передаю в Госдуму пакет соответствующих проектов, поправок к Закону о рыболовстве, рассмотренных и одобренных на заседании Совета ВАРПЭ.
Требует корректировки и весь массив подзаконных актов правительства России и Росрыболовства. Назрела необходимость разработки и издания специального Закона об ответственности депутатов, чиновников разного уровня при принятии ими нормативно-правовых документов, наносящих при их исполнении финансовые и экономические потери производству.