Вода выходит на первый план24-25 ноября в Москве прошёл международный форум «Чистая вода-2009», посвящённый решению водных проблем. Он привлёк внимание специалистов, учёных, государственных деятелей из 47 стран мира. В его работе приняли участие 950 человек. |
Форум вёл председатель Государственной думы Борис ГРЫЗЛОВ, выступали заместитель председателя правительства РФ Александр ЖУКОВ, министр экономического развития Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр природных ресурсов Юрий ТРУТНЕВ, министр по делам ГО и ЧС СЕРГЕЙ ШОЙГУ, министр регионального развития Виктор БАСАРГИН и другие высокопоставленные чиновники, представители регионов. Также участвовали в форуме видные учёные, представители общественных и международных организаций, предприниматели, руководители. В освещении его работы участвовало более 70 российских и зарубежных СМИ.
В работе форума приняла участие директор МУП «Петропавловский водоканал» Наталья ОСОКИНА.
— Наталья Валентиновна, как показывает интерес к форуму, состоялся он как нельзя кстати. Насколько его темы оказались актуальны для Камчатки?
— Темы, обсуждаемые на форуме, актуальны не только для Камчатки, но и для всей России, потому что все проблемы водной отрасли настолько остры, что дальше откладывать их решение просто невозможно. Это, в первую очередь, недостаточность нормативно-правовой базы, регулирующей водную отрасль, начиная от подъёма воды и заканчивая очисткой стоков.
Другой острый вопрос – тарифное регулирование, сейчас нет законодательной базы в отрасли водоснабжения, даже такой, например, как в энергетике. Если в энергетике есть регламентация для всех процессов, закон «Об электроэнергетике», законодательная база по формированию тарифа, чётко прописан весь порядок действий. А водная отрасль приравнена к услугам ЖКХ, много правовых дыр, не представляется возможным эффективно применить законодательство при формировании тарифов.
— Как в целом была охарактеризована водная отрасль России, каково техническое состояние водопроводных сетей в различных регионах?
— Большой износ сетей отмечен во всех городах России без исключения, исторически так сложилось, что сети водоснабжения и водоотведения были построены в 50-е, 60-е годы прошлого века. Немногие водоканалы в городах России за последние 4-5 лет смогли начать перекладку сетей – Мосводоканал, Санкт-Петербургский, Хабаровский. Большинство водоканалов не имеют источников финансирования для того, чтобы сделать масштабные перекладки.
В целом ещё около 80 % всех российских предприятий водоснабжения являются муниципальными унитарными предприятиями (МУП). Организационно-правовая форма МУП для водной отрасли себя уже изжила и не может быть применима для нормальной деятельности и для выстраивания взаимодействия с инвесторами.
Инвесторы должны иметь гарантии того, что предприятие будет стабильно развиваться. А направление развития МУПов зависит от муниципалитетов. Получается, что водоснабжение относится к вопросам местного значения, поэтому инвесторы боятся финансово участвовать в развитии таких предприятий, ведь на территории многих регионов отмечается не только экономическая, но и политическая нестабильность. Одно из решений — создание государственно-частного партнерства, в России уже есть такие примеры, когда создаются операторы (например, ОАО «Российские коммунальные системы», ООО УК «Росводоканал»), которые управляют холдингом из нескольких водоканалов, выстраивают единую систему организации производства, систему взаимоотношений с правительством, с законодательными органами – это выводит холдинг на совершенно другой уровень. У государственно-частного партнёрства уровень свободы гораздо выше, появляются возможности для дальнейшего планомерного развития, инвесторы гораздо охотнее идут навстречу таким организациям.
Также тормозит развитие то, что тарифы устанавливаются только на один год, это не позволяет предприятию и инвесторам чувствовать определённую стабильность и защищённость. Сегодня, например, тариф установили, а завтра взяли и сократили инвестиционную надбавку, как это случилось в Петропавловске-Камчатском. В такой ситуации не приходится говорить о стабильном развитии. Необходимо установление долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности предприятий водной отрасли.
— В форуме участвовали иностранные делегации. Какие важные и интересные вопросы были озвучены и насколько отличается отношение к водопотреблению за рубежом и у нас?
— Конечно, за рубежом уже давно к воде относятся со всей серьёзностью. Наконец водная отрасль признана и у нас одной из важнейших, и даже выходит на первый план в связи с сохранением окружающей среды, а также с экологией потребления. На форуме доктором Масару Эмото (Япония) был проведен семинар о влиянии качества воды на человеческий организм, это влияние оказывает не только состав воды, уровень её загрязнения, то есть привычное нам химико-биологическое» воздействие. Но важна также и энергетическая составляющая воды, заложенная в ней информация. Потреблять воду нужно именно с изначальными природными характеристиками – только такая вода благотворно влияет на организм человека. И возвращать в среду её также нужно буквально в первозданном виде, после многоуровневой качественной очистки – от этого зависит дальнейшее существование всего человечества. Иностранные государства обеспокоены экологической обстановкой в России и заинтересованы в том, чтобы Россия стала более разумно относиться к водной отрасли, поэтому на форуме присутствовали представители многих стран.
— В большинстве субъектов Российской Федерации уже сегодня действуют региональные и городские программы «Чистая вода». Что из опыта других городов наиболее впечатлило, запомнилось?
— Федеральная программа «Чистая вода» – это не только федеральное финансирование, это комплексный подход к решению восстановления водной отрасли. Пути решения были перечислены различные, от создания законодательной базы и до внедрения инновационных технологий.
Было заявлено однозначно: государство не будет вкладывать деньги в проекты прошлого века. Финансироваться будут лишь программы с учётом инновационных решений. В некоторых городах такие программы регионального уровня уже эффективно работают. Особенно впечатлил опыт Ханты-Мансийска, несколько лет назад этот город получил возможность участия в федеральной программе по модернизации системы водоснабжения и водоотведения. Это дало толчок и базу для дальнейшего развития и реализации региональных программ.
Запомнилось выступление мэра Москвы Юрия Лужкова, он владеет всей ситуацией по вопросам водоснабжения и водоотведения. Лужков остро поставил вопрос по сбросам, заявив, что ни одно предприятие в России не потянет те экологические штрафы, которые существуют сегодня. Он указал на явное противоречие, когда государство диктует соблюдать экологические нормативы, а у предприятий нет возможности их соблюдать, и поэтому штрафы непомерно велики. Если предприятия будут выплачивать эти штрафы, то лишатся малейшей возможности развития, и это ставит под угрозу существование водоканала. Если даже столичный водоканал не в силах обеспечить соблюдение экологического законодательства, что уж говорить о регионах?..
Министр регионального развития и министр природных ресурсов, в свою очередь, признали значимость этой проблемы. Сейчас подготовлен проект нормативного документа, предполагающий рассрочку выплаты экологических штрафов для тех предприятий, где есть инвестиционная программа и план природоохранных мероприятий.
Из рекомендаций для всех водоканалов было озвучено решение, которое применяется в водоканалах Москвы и Санкт-Петербурга – повторное использование очищенной воды для промышленных нужд. Естественно, что считается ненормальным пускать чистую артезианскую воду для разгона турбин или очистки. У нас, как и во многих городах, пока именно такая ситуация — природная вода используется для технических нужд. В Санкт-Петербурге и Москве очень экономно подходят к использованию чистой воды, ведь плата за лимиты, за подъём водных ресурсов из земли достаточно высока. Поэтому сточные воды проходят очистку и поступают на предприятие для промышленных целей, таким образом, поднятая из земли вода используется в несколько циклов.
Кроме того, используют вторичное тепло от сжигания иловых осадков, твёрдой массы, образующейся после очистки сточных вод, применяют его для обеспечения предприятия тепловой энергией. Для биологической очистки в Санкт-Петербурге используют раков, в Москве – моллюсков, при этом живые организмы как индикаторы — позволяют мгновенно отслеживать изменения в составе и уровень загрязнённости воды.
Но нам, как выяснилось, тоже есть чем гордиться. Очень громко и торжественно директор Санкт-Петербургского водоканала сообщил, что в этом году их предприятие отказалось от применения жидкого хлора при очистке воды и перешло на гипохлорид – более безопасное вещество. А наш Петропавловский водоканал уже почти десять лет работает с гипохлоридом, только об этом мы нигде не заявляем.
Сейчас на предприятии проводятся исследования по повышению качества воды: в этом году было сделано пробное испытание на применение гидрооксихлорида, оксихлорида алюминия и флокулянтов. Работа по внедрению новых реагентов для очистки воды продолжается.