Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление гарантий и компенсаций работникам Крайнего Севера, являются:
Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-I “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”;
глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ);
постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. “О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера”;
инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами (утв. приказом минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2).
Последние нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей действующему законодательству.
Согласно перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях (утв. постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029), к районам Крайнего Севера относится Камчатская область, ныне вся территория Камчатского края, включая г. Петропавловск-Камчатский и Елизово.
В соответствии со статьёй 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статья 316 ТК РФ предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчёта заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счёт средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Однако на сегодняшний день правительством РФ не установлены размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчёта заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с этим действует правило, предусмотренное ст. 423 ТК РФ, согласно которому впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года
№ 2014-I “О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств”, применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Для организаций ряда отраслей народного хозяйства в середине прошлого столетия были приняты нормативные правовые акты, устанавливающие районные коэффициенты. Так, например, в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 31 марта 1960 г. № 453/9 “Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций” в Камчатской области к заработной плате работников применяется коэффициент 1,8 (за исключением Командорских островов).
В ряде организаций и учреждений, в частности, финансируемых из федерального бюджета, применяется районный коэффициент 1,6 в соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. № 380/П-18 “Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера”.
Как правило, в организациях прочих форм собственности применяется районный коэффициент – 1,8. Это объясняется решением исполнительного комитета Камчатского областного Совета народных депутатов от 21.03.1991 г. № 83 «О районном коэффициенте к заработной плате», в котором сказано: «Установить для всех категорий рабочих, руководящих работников и служащих предприятий, объединений, организаций и учреждений, находящихся на территории Камчатской области или осуществляющих свою деятельность на её территории (за исключением территории Корякского автономного округа и Алеутского района), независимо от форм собственности, районный коэффициент к заработной плате в размере максимально действующем для данной местности».
В связи с вышеуказанным решением, в большинстве организаций Камчатского края применяется районный коэффициент 1,8.