Море кормит, море хоронитНачало в № 50. |
1933
15 мая в воротах Авачинской губы утонул капитан Петропавловского-на-Камчатке торгового порта П.П. Яковенко. Свидетельство об этом — первый найденный нами документально оформленный случай гибели работника, связанного с эксплуатацией морского транспорта на Камчатке. В это время порт подчинялся Центральному управлению водных портов СССР. Спустя две недели, 1 июня 1933 г., он перешёл в ведение АКО.
1934
12 декабря штормовой ночью в Озерновском рыбокомбинате при разгрузке парохода «Сясьстрой», доставившего продовольствие для остававшихся на зимовку и намеревавшегося забрать три сотни «обратников», то есть работников, отправлявшихся с Камчатки на материк, погиб катер № 9 с экипажем и пассажирами:
Туней Иван Иванович, старшина катера,
Клещ Захар Лаврентьевич, моторист катера,
Масляков Николай Семёнович, матрос катера,
Бородин Николай Павлович, старшина кавасаки,
Фролов Иван Андреевич, ловец ставного невода,
Безъязыков Анатолий Иванович, ловец ставного невода,
Яковенко Иван Дмитриевич, ловец ставного невода,
Словеснов Григорий Моисеевич, ловец ставного невода,
Федотов Пётр Матвеевич, ловец ставного невода,
Старков Андрей Павлович, машинист консервного завода,
Ячменников Александр Александрович, председатель заводского комитета,
Петров, инструктор физкультуры,
Кучерявенко, ветфельдшер.
Документы сообщают: «Причина гибели точно не установлена… Кунгасники были очень хорошие работники. Катер имел сильную исправную машину 35 сил, старшина — опытный, храбрый человек (Туней Иван). Гибель катера с большим количеством лучших водников — тяжёлая потеря комбината».
14 декабря в Озерную пришла телеграмма из управления АКО. Выразив соболезнования семьям погибших и всему комбинату, руководство общества сообщило, что следует «отметить мужество павших на посту, героический пример которых вы у себя в комбинате, а мы по всей камчатской системе должны сделать памятным событием о тринадцати героях, пример которых, несмотря на их гибель, останется свидетельством смелого штурма морской стихии, которой владеет советский рыбник и моряк социалистической Камчатки».
Семьям погибших решили оказать «максимальную помощь за счёт АКО». Всех трудоспособных членов семей следовало обеспечить работой, сохранить за семьями жилищные условия, улучшив их, где это необходимо. Каждая семья получила единовременное пособие в размере месячного оклада погибшего. Похороны организовывались за счёт АКО, а им придавалось «соответствующее воспитательное значение, дабы понесённые, несмотря на все принятые меры, жертвы стали источником ещё большей сплочённости наших рядов и упорной работы за лучшее освоение техники, по борьбе со стихией». Намечались и «дальнейшие мероприятия увековечения памяти погибших».
1935
28 января в шести километрах от рыбоконсервного завода АКО № 1, располагавшегося в Усть-Камчатске на Дембиевской косе, найдены замёрзшими семеро его работников. Вот что свидетельствует дошедший до нас, прямо скажем, жутковатый «Протокол осмотра места происшествия», составленный уполномоченным районного отдела милиции, ныне хранящийся в фондах Камчатского краевого объединённого музея (стиль документа сохранён): «В устье реки Камчатка у берега находился кунгас, наполненный водой и весь обстывший льдом. В кунгасе в носу находятся застывшие люди, семь человек, мёртвые. Все обстыли водой и льдом. Люди находятся в сидячем состоянии на бортах… также состывшие между собой. Ноги некоторые по пояс и некоторые по колено в воде… Двое из погибших… находились в более талом виде… каковые доставлены в имеющуюся на берегу будку, где приняты меры к спасению, признаков жизни нет. Все остальные в закоченевшем состоянии…».
В этот день погибли:
Туманов М. С., Степаненко, Зиновьев, Слюняев, Авдеев, Сидоркин, Кочаргин.
К сожалению, более подробными сведениями об этих жертвах ледовой стихии мы не располагаем.
9 сентября в Пымтинском рыбокомбинате при погрузке парохода «Ангарстрой» погиб экипаж кавасаки в составе:
Пелинчук Григорий, старшина,
Коваленко Александр, моторист,
Рязанов Василий, матрос.
Обработка парохода завершилась к вечеру 9 сентября. Работавшие с судном три моторных кавасаки пошли к берегу. Погода портилась, «Ангарстрой» снялся с якоря и ушёл штормовать в открытое море.
О дальнейших событиях сообщает газета «Камчатская правда»: «Из трёх возвращавшихся к берегу кавасаки один был вытащен на берег, второй был оставлен без людей в море на якоре, а третий был оставлен в море на мёртвом якоре с людьми, снять которых никто не позаботился. Шторм усиливался. Команда, сознавая, что положение её становится крайне опасным, криками и световыми сигналами требовала, чтобы её кавасаки был принят на берег. Так продолжалось всю ночь. Помощи с берега не давали. В конечном счёте, канат от мёртвого якоря намотался на винт, и кавасаки стал совершенно беспомощным. Большой волной он был захлёстнут и затонул вместе со всей командой…».
Гибель товарищей вызвала сильнейшее возмущение рабочих комбината. Они требовали, чтобы над теми, «кто не организовал помощи погибшим, кто является прямым виновником смерти трёх человек, был организован показательный суд». Газета извещала, что областной прокурор уже распорядился арестовать виновных. «Нужно рассчитывать, что следствие будет проведено достаточно быстро, и в ближайшие дни виновные предстанут перед советским судом».
1936
6 октября в Охотском море в сильный шторм погибла с двадцатью тремя членами экипажа и одним пассажиром парусно-моторная шхуна Дальморзверьпрома «Крестьянка». Пассажиром был капитан АКОфлота И.П. Греченков, годом раньше приведший в Петропавловск из Германии купленный для АКО пароход «Кижуч». Об остальных жертвах стихии сведений не выявлено.
1938
1 ноября утром предположительно в районе Усть-Камчатска с экипажем из двадцати восьми человек и десятью пассажирами погиб буксир-спасатель АКОфлота «Кит» под командованием капитана Ф.Д. Сорокина.
До нас дошёл список лишь команды буксира:
Сорокин Фёдор Дмитриевич, Дробинкин Николай Иванович, Ивлев Илья Георгиевич, Леонтьев Пётр Михайлович, Беков Михаил Алексеевич, Зудин Николай Иванович, Черницын Николай Иванович, Черных Василий Маркович, Белов Александр Николаевич, Завелицкий Даниил Артемьевич, Маслов Виктор Михайлович, Дудкин Василий Андреевич, Страхов Денис Егорович, Климочкин Евгений Андреевич, Мальцев Павел Осипович, Волобухов Василий Тимофеевич, Иванченко Степан Тихонович, Стахович Алексей Степанович, Лукьянов, Попов Михаил Иванович, Пухлов Георгий Андреевич, Червяков Алексей Васильевич, Лебедев Владимир Хрисантович, Кравцов, Панафидин Георгий Григорьевич, Клейманов Василий Дмитриевич, Смолина Анна Степановна, Макаров.
Скорбный список членов экипажа «Кита» ныне можно видеть на первой траурной доске, установленной на Аллее флота. Но здесь отсутствуют имена десяти пассажиров буксира, которые, видимо, уже никогда не будут известны.
… Утром 31 октября «Кит» с горючим в бочках и пассажирами снялся из Петропавловска на восточное побережье Камчатки для снабжения рыбокомбинатов. Последние известия с него получили по радио в этот же день около пяти часов вечера. Капитан Ф.Д. Сорокин сообщил о том, что он проходит траверз мыса Налычево. Более никаких сведений о местоположении и состоянии буксира не поступало.
(Продолжение следует.)
Поиски пароходами и авиацией, обследование береговой полосы посуху, ведшиеся до конца ноября 1938 г., ни к чему не привели: следов катастрофы обнаружить не удалось. Комиссия по расследованию причин гибели «Кита» заключила: «Никаких признаков буксирного парохода “Кит” и его экипажа и пассажиров не обнаружено… “Кит” пропал без вести…». 27 ноября 1938 г. комиссия составила заключительный акт. Она считала «совершенно недопустимым явлением погрузку горючего на “Кит” как на судно, совершенно неприспособленное для перевозки горючего. Практиковавшаяся перевозка горючего на судах АКО, а также дальневосточного бассейна, была необходимостью ввиду отсутствия специальных судов в системе АКО… Завоз горючего был вызван настойчивым требованием комбинатов ввиду острой нужды в горючем… Установить конкретных виновников… ввиду того, что “Кит” не обнаружен, также не обнаружено никаких его предметов, по которым можно было бы установить причину его аварии… не представляется возможным».
7 декабря во время шторма погибли работники базы Моховая Авачинского рыбокомбината, «лучшие стахановцы и ударники»:
Чучков М.Н., Ненилин И.А., Некрасов А.К., Шашкин И.Г., Базунова Е.П., Банищева П. Т., Власюкова М.Х. и её сын, Косыченко, Мамаева, Берсюкова.
Тело кунгасника Ивана Гавриловича Шашкина нашли только 31 мая 1939 г. возле Верхней Турпанки. «Тов. Шашкин — воспитанник комсомола. С 1936 г. работал кунгасником. Он был один из лучших стахановцев и прекрасный товарищ. До последней минуты он мужественно боролся с разбушевавшейся стихией, спасая находившихся на кунгасе рабочих… У гроба, осыпанного цветами, до дня похорон стоял почётный караул комсомольцев, пионеров и остальных трудящихся базы».
1941
7 мая во время захода в устье реки Вывенки катера, ведшего кунгас с пассажирами и грузом, оборвался буксирный трос. Из-за нераспорядительности старшины катера погибли все одиннадцать человек, находившиеся на кунгасе. Старшина катера осуждён на десять лет заключения в лагере.
1942
11 октября 1942 г. в Тихом океане торпедирована подводная лодка Л-16 Петропавловской военно-морской базы, вышедшая из Петропавловска и направлявшаяся в район боевых действий в Северном море. Лодка шла в надводном положении вместе с однотипной Л-15. После взрыва торпеды она быстро погрузилась в воду с большим дифферентом на корму. После этого прозвучали ещё два подводных взрыва. Радиотелеграфист Л-16 успел передать короткое сообщение: «Погибаем от…».
На почти пятикилометровой глубине упокоился экипаж в составе 59 чел.:
Гусаров Д.Ф., командир, капитан-лейтенант,
Смышляков И.М., комиссар, старший политрук,
Михайлов Я.М., помощник командира, лейтенант,
Моисеев К.П., командир БЧ-1, лейтенант,
Смелянский С.А., командир рулевой группы, лейтенант,
Самарин Б.Н., командир БЧ-3, лейтенант,
Крылов И.М., командир моторной группы, инженер-лейтенант,
Глушко Б.С., командир БЧ-5, капитан-лейтенант,
Касай С.А., командир торпедной группы, лейтенант,
Новиков Д.О., боцман, мичман,
Григоренко П.И., боцман, мичман,
Артемьев Д.М., старшина,
Ботаев И.М., старшина,
Баксотов Н.И, старшина,
Виноградский П.М., старшина,
Костотаров С.Н, старшина,
Кузнецов Н.А., старшина,
Кальпето В.И., старшина,
Леонов Ф.С., старшина,
Левушкин Д.С., старшина,
Меньшиков А.А., старшина,
Мальцев А.Н., старшина,
Николаенко А.А., старшина,
Попель И.Ф., старшина,
Пикунов Н.Н., старшина,
Помялов А.М., старшина,
Аваев Н.И., краснофлотец,
Анисимов Н.В., краснофлотец,
Барковский И.А., краснофлотец,
Данилов С.Н., краснофлотец,
Долгих В.Т., краснофлотец,
Емельянов Я.Я., краснофлотец,
Ермаков П.С., краснофлотец,
Захаров Н.В., краснофлотец,
Кочеряшкин А.А., краснофлотец,
Костюнин П.М., краснофлотец,
Калашников С.В., краснофлотец,
Мартынов П.И., краснофлотец,
Макушев Б.М., краснофлотец,
Покшивалов В.Н., краснофлотец,
Поцелуйко Ф.И., краснофлотец,
Пухотько В.И., краснофлотец,
Плетюхин С.В., краснофлотец,
Русаков И.В., краснофлотец,
Редин П.Ф., краснофлотец,
Романов И.П., краснофлотец,
Рогов В.Ф., краснофлотец,
Серов П.А., краснофлотец,
Троицкий Н.Д., краснофлотец,
Тимошенко Е.Н., краснофлотец,
Федоров В.Е., краснофлотец,
Фашанов И.Ф., краснофлотец,
Харитонов Н.М., краснофлотец.
Памятник экипажу подводной лодки Л-16 установлен в Петропавловске в сквере музея Войск и сил на Северо-Востоке России.