Журнал «Fishnews»
Игорь ЛАТЫШЕВ, генеральный директор ООО «Компания «Апельсин»

Свет, рожденный в новом веке

Как много мелочей, окружающих нас в повседневной жизни, мы просто не замечаем! К примеру, сможете ли вы вспомнить, сколько автоматов, обеспечивающих свет в квартире, установлено в щитке на площадке вашего дома – вы даже не задумывались об этом? И вряд ли обратите внимание на такой пустяк, пока вдруг что-то не случится и вы в один прекрасный момент не останетесь в полной темноте.

А представьте судно, где тысячи различных механизмов, устройств и приборов в условиях качки, вибрации и контакта с морским воздухом и водой должны обеспечивать бесперебойную работу всего экипажа. Как быть, если вдруг вышло из строя что-то очень жизненно важное? В такой ситуации силами экипажа производится срочный ремонт или замена вышедшей из строя детали. Ну а если не на что заменить? И не то чтобы в море, а вообще, в принципе? К примеру, лампочку в лампе Ратьера, без которой ни одно судно не выпустят в море. Зачастую работоспособность этого аварийного светильника, который при отсутствии на судне иной связи с внешним миром дает возможность экипажу подавать световые сигналы азбукой Морзе, зависит от одной лишь лампочки. Но единственный отечественный завод-производитель таких ламп прекратил свое существование много лет назад…

Последствия подобных утрат в полной мере ощутили на себе десятки судовладельцев, оказавшихся буквально в безвыходной ситуации несколько лет назад. Одной из первых на возникшую ситуацию отреагировала российская компания с очень примечательным названием – «Апельсин», специалисты которой нашли решение проблемы за пределами российских границ и совместно с иностранным производителем восполнили пробел на отечественном рынке.

К сожалению, этот случай не единичный. С момента заката эпохи «развитого социализма» страна лишилась подавляющего большинства заводов, поддерживавших в свое время мощь индустриально-аграрной державы. А те немногие, кто уцелел в перестроечное лихолетье, продолжают и сегодня следовать традициям прошлого века, остановившись в своем развитии.

Следовательно, для спокойной и бесперебойной работы российскому судовладельцу теперь нет смысла надеяться только на производимое отечественными заводами оборудование – возникла необходимость в подстраховке, как говорится, со стороны.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, первой на Дальнем Востоке и в России в целом компания «Апельсин» занялась поставками недостающего на рынке оборудования с заводов наших ближайших соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону, в частности, из Китая.

Что же сегодня для российского потребителя товар с эмблемой «Made in China» – вынужденный поиск экономии или приобщение к современному рынку – мы попытались выяснить у генерального директора ООО «Компания «Апельсин» Игоря ЛАТЫШЕВА.

- Идеи прибегнуть к услугам китайских производителей, наверное, у нас даже не возникло бы, если бы один из наших постоянных покупателей, которому мы прежде поставляли светотехнику российского производства, в один прекрасный момент просто не развел руками в ответ на предложенную к согласованию цену. Можете представить, чтобы обычное «ведро с лампочкой», которое, по сути, и представляет собой простейший прожектор, стоило 10 000 рублей? Идя навстречу постоянному клиенту, мы отказались даже от собственной наценки на данный товар, но и такая цена оказалась для покупателя неприемлемой.

Выход из настоящего кризиса, образовавшегося на рынке судовой светотехники, был найден. Конечно, приобретая первый контейнер с товаром в Китае, мы шли на определенный риск: очень сложно было изменить устоявшееся скептическое отношение к китайской продукции. Мы не могли опираться и на чье-либо мнение, поскольку ни российские коммерческие организации, ни судовладельцы прежде никогда не приобретали подобного рода продукцию.

- Наверное, развеивать пришлось и собственное недоверие к китайскому производителю?

- Личное скептическое отношение преодолевали в первую очередь. Конечно, были и сомнения в успехе этой затеи – как у любых первопроходцев. Но необходимость в изменении сложившейся ситуации придавала решимости.

Для поиска потенциального поставщика был выбран юг Китая. И неслучайно, ведь именно Южный Китай пользуется у иностранных покупателей популярностью – это совершенно другая культура быта, иной, несравнимо более развитый уровень жизни. Побывав на заводе одного из производителей, я лично смог убедиться в этом: белые комбинезоны и перчатки рабочих, строгий график выполнения заказов, качественное сырье и качественная сборка – все это обычный, повседневный производственный процесс.

- А как обстояла ситуация с сертификацией китайского оборудования? Ведь для покупателя, особенно для представителей технических служб, отвечающих за состояние флота в компаниях, сертификат Российского Морского Регистра Судоходства – это своего рода «зеленый свет» на приобретение заведомо качественного товара.

- Поскольку нашим первым направлением в работе с Китаем стала судовая светотехника, на ее примере могу сказать, что наш поставщик имеет сертификаты морских регистров большинства стран мира.

Однако сертифицировать светильники и прожекторы в Российском Морском Регистре Судоходства нам пришлось самостоятельно. Для этого была проделана большая, серьезная работа с проведением всех необходимых испытаний, выполнением проверок и преодолением препятствий в различных инстанциях. Что подразумевает под собой этот процесс, поймет каждый, кто хоть раз сталкивался с государственными контролирующими органами на деле. Но в результате сегодня мы можем с готовностью предоставить нашим клиентам полный пакет необходимых документов.

- Почему вы остановили свой выбор на довольно простом судовом оборудовании – прожекторах и светильниках? Ведь можно было разнообразить рынок и концептуально новыми товарами.

- Во-первых, именно прожекторы стали «камнем преткновения» для продолжения поставок от российского производителя. Во-вторых, простота конструкции светильников и прожекторов сводила к минимуму риск получения некачественного товара: согласитесь, сложное оборудование имеет гораздо больше шансов иметь огрехи в производстве.

Есть еще один момент: не секрет, что политика китайских производителей строится не на изобретении, а на копировании «велосипеда» и продаже его всем желающим по той цене, которую готов заплатить каждый покупатель в отдельности. Это же относится и к судовым прожекторам и светильникам: взяв за основу образцы российских и других зарубежных производителей (Германии, Польши, Финляндии), Китай просто произвел свои аналоги. Поэтому многое из произведенного в Южном Китае светотехнического оборудования почти идеально подходит для любого российского судна.

При продвижении товара мы старались донести его основные положительные качества до всех групп потребителей: судовладельцев привлекала доступная цена, а электромехаников – аналогичность и удобство в обслуживании. Кстати, именно последнее качество стало для нас приятным дополнением и по сей день доставляет удовольствие от повседневной работы с этим оборудованием и нашим клиентам, и нам самим.

Чтобы понять, о чем именно идет речь, достаточно и пары примеров. Так, когда я вспоминаю свой прежний опыт работы судовым электромехаником, всплывают воспоминания о «прекрасных мгновениях», проведенных в борьбе с отечественными трюмными светильниками СС-833. Оставаясь верным традициям, еще с советских времен российский производитель бессменно снабжает данные светильники «утопленными» винтами с треугольной головкой. И судовому электрику, чтобы заменить перегоревшую лампочку, приходится в темноте, при качке, на ощупь орудовать специальным ключом, отворачивая крышку светильника. Нередко дело заканчивается высверливанием винтов, из-за чего и сам светильник приходит в негодность. Зачем производитель делает такое крепление до сих пор – непонятно.

«Умные китайцы», изготовив практически полный аналог этого светильника, заменили винты с неудобной «российской головкой» на… «барашки» из нержавеющей стали, которые без усилий откручиваются руками. Впервые увидев это новшество, я был поражен такой элементарной простотой! Аналогичная реакция последовала и от клиентов, для которых наш товар стал настоящим открытием.

Похожая ситуация складывается и с новой группой ввозимых нами из-за границы товаров – судовой мелкой герметикой, а именно – с выключателями освещения Т-5 в герметичном корпусе, которые в большом количестве установлены абсолютно на всех судах, береговых предприятиях и складах.

Верхняя крышка российского варианта данного выключателя закреплена четырьмя винтами. Сам пакетный выключатель, находящийся внутри герметичного корпуса, также «посажен» на два винта. При эксплуатации в сложных морских условиях все упомянутые крепления закисают до такой степени, что зачастую не представляется возможным открутить их, не сорвав при этом головку винта отверткой или не прибегнув к помощи дрели.

Смотрим на китайский аналог: верхняя пластиковая крышка снабжена резьбой и просто наворачивается на корпус, также изготовленный из пластика. Причем применяемый материал представляет собой не что иное, как очень толстый полиэтилен (а когда вы в последний раз видели, чтобы полиэтиленовый пакет окислялся или замерзал?). Находящийся внутри корпуса пакетник также восхищает простотой своего крепления – он удерживается от проворачивания двумя направляющими, по которым просто «заезжает» в корпус.

Успех таким изделиям гарантирован! И все потому, что китайский производитель подумал о том, что даже с такими, казалось бы, мелочами, люди работают каждый день: им удобно и приятно обращаться с этим оборудованием, а значит, такая работа приносит удовольствие человеку.

- Неужели отечественный производитель не почувствовал конкуренции?

- Пока рано говорить о конкуренции с российскими заводами. Тот факт, что в подавляющем большинстве этот самый отечественный производитель является монополистом, позволяет ему не задумываться о переменах и тенденциях в данном секторе рынка. Да и объемы государственных заказов (особенно в свете политики последних президентов, уделяющих большое внимание восстановлению оборонной мощи страны) настолько велики, что выделяемых денег, оседающих у российских производителей, с лихвой хватает, чтобы вообще игнорировать большинство «гражданских» заказчиков.

Так что у наших производителей от партии к партии меняется лишь цена, сами понимаете, в какую сторону…

- Получается, что ваша деятельность является одним из ярких примеров создания положительной конкуренции в тех сферах внутреннего рынка, которые из-за оторванности от потребителя перестают обеспечивать его современными товарами…

- Мы действительно стараемся восполнять существующие пробелы на российском рынке. Однако в целом наша деятельность направлена на естественное замещение морально устаревшего оборудования доступными по цене, современными и просто удобными в эксплуатации аналогами. Мы даем возможность российским судовладельцам, оказавшимся и без того в непростых условиях, просто нормально работать.

Хочу отметить, что отсутствие развития и безразличие к нуждам потребителя свойственно многим областям производства в России. Но сама жизнь ведь находится в постоянном движении, все меняется: мы уже давно забросили счеты, пересев за компьютеры, и привыкли к комфорту японских и европейских автомобилей, которого пытается достичь сегодня российский автопром.

Так почему же российское судовое оборудование, пусть даже мелкое, простейшее, осталось на месте в своем развитии? Почему бы не подумать о человеке, которому предстоит пользоваться этим каждый день? Ведь мы уже убедились, что достаточно и малейшего усовершенствования, что нет необходимости придумывать что-то кардинально новое, чтобы это было замечено и оценено по достоинству.

Говорю об этом с полной уверенностью, поскольку нам приходится работать со знающими людьми, которым не все равно, что ты им предлагаешь. К тому же мы и сами ценим такие «мелочи»: практически каждый раз, ввозя новую партию судового оборудования, с удовольствием отмечаем маленькие, но очень приятные новшества.

Мы открыли отечественному потребителю простую истину: незачем приспосабливаться к старому, если есть возможность наслаждаться новым. Постоянное совершенствование – это и есть кардинальное отличие современного оборудования, рожденного в другом веке.

- Что ж, первый этап пройден, потребитель научился доверять новому. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Какой будет ваша следующая ступень?

- На сегодняшний день общий ассортимент предлагаемого нашей компанией оборудования насчитывает порядка 10 000 наименований, при этом импортная судовая светотехника и мелкая герметика составляет всего около 60 позиций. Но и этого вполне хватает, чтобы полностью покрывать существующий спрос на данное оборудование среди российских потребителей.

Следующим этапом станет расширение ассортимента уже ввозимых судовых светильников и прожекторов за счет поставок образцов пока еще неизвестного для российского потребителя оборудования. Не так давно мы привезли и с удовольствием рекламируем на российском рынке импортное камбузное оборудование, в частности камбузные плиты, аналогичные общеизвестным российским ПКЭ-50. Их отличает прекрасное качество изготовления, современный дизайн, отсутствие выносных органов управления, как это принято у российских плит, и очень доступная цена. Из камбузного оборудования уже имеем на складе кипятильники непрерывного действия, также аналогичные российским. Около года назад была ввезена первая партия импортных колоколов и звонков громкого боя. Качество и цена этих изделий также приятно удивили и нас самих, и наших покупателей. Ну а далее надо браться за более сложную технику…

Сегодня нам уже удалось доказать, что китайское оборудование может быть качественным. Так что в планах – продолжить внедрять качество по доступной цене.

Наталья СЫЧЕВА