– Каким выдался уходящий год для ООО «Технологическое оборудование»?
- В целом, нынешний год был очень напряженным, но и весьма успешным для нашей компании. Возрос объем заказов, постоянно повышается их технологический уровень и сложность. Клиенты уже не удовлетворяются «расшивкой» узких мест своих производств с минимальными затратами, многим требуется полная отстройка технологического процесса, от приемки сырья до хранения готовой продукции. Основных задач три: высокое качество готовой продукции, уменьшение количества персонала и снижение требований к его квалификации, минимизация издержек. Значительное количество рыбоперерабатывающих предприятий строит новые заводы, еще большее – полностью обновляет оборудование и технологическую схему.
Рынок меняется на глазах: еще пару лет назад практически никто не заглядывал дальше конца путины, а уже в этом году у нас есть ряд контрактов, рассчитанных на несколько лет, с поэтапным увеличением объема и глубины переработки сырья, с увеличением количества добываемых пород рыб.
Собственно, мы этого ожидали и к этому готовились, соответствующим образом выбрав приоритеты в развитии компании. Открывали новые направления. Разрабатывали и выводили в серию новые технологические линии, узлы и машины. Внедряли модульное проектирование. Разрабатывали типовые проекты под стандартные задачи. И еще очень многое пришлось сделать. Зато сейчас мы можем решить практически любую технологическую задачу на мировом уровне, с учетом всех нюансов специфики конкретного клиента. Мы просчитали ситуацию и сыграли на опережение. Теперь для тех задач, которые только встают перед нашими заказчиками во весь рост, у нас уже есть готовые решения.
- Какие технологические новинки Вы бы выделили?
- Мы разработали линию для переработки лососевых на основе пазового конвейера, которая обладает огромными преимуществами по сравнению со всеми аналогами. Разработали прекрасную камбальную линию, учитывающую все особенности этой рыбы. Она подходит и для берега, и для судов. Запустили в серию энергоэффективные установки холодного приготовления тузлука, использование которых позволяет отказаться от необходимости кипятить тузлук, охлаждать его, отстаивать и запасать впрок. Разработали и запускаем в серию электрический головоруб, использование которого позволит в восемь-десять раз снизить энергопотребление для этой технологической операции по сравнению с использованием пневматики. Гораздо шире стали использовать в своих установках оборотную воду, снижая тем самым ее общее потребление. Разработали и запустили в серию целую линейку икорного оборудования, что позволило нам комплектовать икорные цеха любой мощности только машинами собственного производства. Сейчас взялись за разработку линии по выпуску солено-мороженой икры. Разрабатываем систему охлаждения приемных бункеров на базе генераторов жидкого льда. Разработали и внедрили еще целый ряд очень интересных технических решений. За этот год мы уже оформили пять патентов и сейчас оформляем еще два.
Невозможно рассказать обо всем сразу. Можно только взять конкретный проект и посмотреть, какого уровня технические и технологические решения в нем использованы, что мы можем предложить конкретному заказчику для решения стоящих перед ним задач.
- Технологическое использование «жидкого льда» в последнее время вызывает большой интерес у рыбаков. Но это ведь очень дорогая технология?
- Так было еще недавно, но теперь дороговизна этой технологии уже в прошлом. Начиная от мощности 5 тонн в сутки, генераторы «жидкого льда» сравниваются в цене с генераторами чешуйчатого льда, а с увеличением мощности становятся дешевле них. Это, разумеется, те, которые мы предлагаем. У других производителей соотношения могут быть иными. Если учитывать при этом, что энергопотребление генераторов «жидкого льда» на единицу продукта в среднем на 20% ниже, КПД охлаждения продукта «жидким льдом» значительно выше, а качество охлаждаемого продукта выше несравнимо, эта технология вскоре будет очень широко применяться.
«Жидкий лед» на сегодняшний день – лучший вариант, например, для охлаждения рыбы в приемных бункерах. А именно на этом этапе у многих производителей рыбопродукции происходят самые большие потери качества сырья.
Надо учесть еще, что предварительное охлаждение рыбы значительно снижает энергоемкость и время заморозки. Соответственно, применяя системы охлаждения приемных бункеров, мы решаем одновременно множество задач – сохраняем сырье, повышаем качество готовой продукции, более эффективно используем морозильные мощности.
- Вы упоминали о новых направлениях деятельности компании. Расскажите об этом подробнее.
- Прежде всего, это проектирование и строительство промышленных зданий и сооружений, проектирование, производство, монтаж и пусконаладка рыбоперерабатывающих и рефрижераторных комплексов на судах. Раньше мы занимались этим иногда, а теперь все чаще и чаще. Рыбопереработчикам требуется целый комплекс услуг. Наши клиенты нам доверяют и часто настаивают на том, чтобы именно мы обеспечивали для них весь этот комплекс. Кроме того, мы уверены, что отрасль будет ускоренно развиваться, будут укрупняться предприятия, будут строиться новые мощности. И мы хотим иметь возможность предложить заказчикам современные высокотехнологичные решения во всех интересующих их областях – от строительства зданий заводов или холодильных складов до разработки судовых рефкомплексов.
Многие российские компании, особенно те, что возникли на базе советских предприятий, остановились в своем развитии, застыли на уровне 90-х годов. Им не хватает динамики, интереса к новому, они живут, эксплуатируя достижения двадцатилетней давности. В нашей отрасли это явление тоже имеет место. Такие компании «консервируют», останавливают в развитии своих клиентов, а если они влиятельны, то и весь рынок.
Мы не хотим такой судьбы для своих клиентов и своей отрасли. Мы отчетливо понимаем свою ответственность. Поэтому мы открываем новые направления, разрабатываем новые решения. За счет этого мы и сами развиваемся очень хорошими темпами. Мы завоевываем известность и авторитет, и это проявляется во многом. Иногда серьезно, иногда курьезно.
- Например?
- Интересная ситуация была недавно в Японии. Производитель оборудования для рыбопереработки с мировым именем проводил семинар для российских компаний, демонстрировал возможности своего оборудования. Среди приглашенных были как представители рыбоперерабатывающих компаний, так и поставщики и производители оборудования. И нас пригласили. Но если всех, в том числе и производителей, водили по цехам, показывали абсолютно все, даже разрешали съемку, то нашу делегацию не выпускали из офиса. Мы их спросили, почему нам, в отличие от остальных, ничего не показывают. Японцы нам ответили: «Все остальные, пусть и производители, наши клиенты. А вы – конкуренты». Как хотите, но это – признание уровня, пусть и проявившееся несколько своеобразно.
Если говорить о серьезном – мы получили в этом году Золотой диплом сахалинской выставки «Рыбная индустрия» за самый успешный контракт. Если учитывать, что на выставке были представлены крупные российские и зарубежные производители оборудования, заключались серьезные сделки, специально приуроченные к выставке, а мы действовали в стиле «Пришел. Увидел. Победил», это хороший результат.
Кстати, по итогам этой выставки мы поняли, что на Сахалине наше оборудование известно не очень широко, поэтому попробовали организовать там частную выставку, совместно с одной из японских компаний, тоже выставлявшейся на «Рыбной индустрии», где мы, собственно, и познакомились.
Серьезную помощь нам в этом оказала администрация Сахалинской области. Впервые встретил настолько грамотных, увлеченных своим делом, искренне заинтересованных в развитии своего региона людей среди чиновников.
Мероприятие прошло успешно. Такого количества людей, которые приехали целенаправленно посмотреть на оборудование и познакомиться с производителями, на «Рыбной индустрии», по-моему, и не было. Теперь взяли и такой формат работы с клиентами на вооружение.
- Антон Леонидович, а что побудило ООО «Технологическое оборудование» заняться проектированием и производством судовых рыбоперерабатывающих комплексов?
- На все наши новшества нас вдохновляют заказчики. В том числе и на это. По сути дела, сейчас требования к береговым и судовым цехам очень близки. Как можно меньше людей, как можно меньше занимаемые площади, как можно более простое в обслуживании и надежное в эксплуатации оборудование с высокой ремонтопригодностью. Поскольку вылов у предприятий увеличивается, они наращивают производственные мощности, но при этом немногие решаются на строительство новых зданий – дорого. Поэтому нам ставится задача: на тех же площадях, на которых раньше перерабатывалось 30-40 тонн рыбы в сутки, теперь нужно переработать 70-100 тонн. И мы ее решаем. В последнее время у нас довольно много береговых заводов, которые мы строим практически в «судовом» варианте – в два-три яруса, в очень плотной компоновке. Как-то один из наших постоянных заказчиков и говорит: «Вот вы мне судовой цех на берегу сделали, а теперь сделайте на судне». Мы отказывались сначала, потом он нас все же уговорил – взялись, сделали. Потом второй, третий. Пришлось заняться оборудованием судов уже по полной программе.
- Считаете это направление перспективным? Ведь практически весь гражданский флот, в том числе рыбодобывающий, сейчас строится и ремонтируется за границей.
- Как всегда внезапно, на наше правительство снизошло озарение. Оказывается, если отдавать все заказы за границу, то собственная промышленность деградирует, конструкторская и производственная школа утрачивается. В итоге, даже постройка шестивесельной шлюпки для наших предприятий, еще недавно флагманов индустрии мирового уровня, начинает представлять неразрешимую проблему. В ситуации нынешнего кризиса разумность идеи мирового разделения труда и всеобщей открытости рынков оказалась под большим сомнением. Есть отчетливое понимание, что, с высокой степенью вероятности, вскоре от нее придется отказаться вообще. Значит, ключевые отрасли должны быть развиты в каждой стране, которая не имеет цели стать «гондурасом». Судостроение, безусловно, является одной из таких ключевых отраслей.
Поэтому началось создание судостроительной госкорпорации, нашлись деньги для обеспечения госзаказа на проектирование и строительство судов разных типов, нашлись механизмы дотирования покупки этих судов компаниями. Если взяться за дело всерьез, через 5-7 лет судостроение и судоремонт в России оживут.
И мы, конечно, никак не можем оставаться в стороне. В ноябре 2009 года мы приняли предложение об участии в проектировании и производстве технологического и рефрижераторного комплексов серии БМРТ, которая будет строиться для российских заказчиков на одном из предприятий «Объединенной судостроительной корпорации». Это очень ответственная и очень серьезная работа. Впрочем, в нашем деле других не бывает.