Не Родина бросила рыбаков. СудовладельцыРоссийские рыбаки, среди которых есть жители Петропавловска, продолжают оставаться в Порт-Луи (остров Маврикия) на задержанном за браконьерство судне «Seabird» («Морская птица»). |
Сразу после появления в сети Интернет первых собщений о бедственном положении моряков председатель комитета по социальной политике, экологической безопасности и защите прав граждан Заксобрания Камчатского края, руководитель профсоюза рыбаков Камчатки Ирина Орлова обратилась в МИД России, чтобы там прояснили ситуацию.
Из официального ответа министерства стало известно, что «Seabird» под камбоджийским флагом пришло на Маврикию из Южной Кореи в октябре 2008 года. Судовладелец – компания «Unicorp Trading Inc.» – зарегистрирован в Белизе. Её официальным представителем является гражданин России С.В. Макрушенко.
«Seabird» три раза выходило на промысел у маврикийских берегов, а в мае 2009 года его задержали за браконьерство. Так что заниматься добычей оно сейчас не может, равно как и продавать рыбопродукцию. Сразу после случившегося представители компании выехали из страны, а экипаж остался на борту «Seabird». По словам рыбаков, они уже больше года не получали зарплату.
По информации МИДа, в октябре в посольство России на Маврикии обратился один из членов команды. После переговоров с судовладельцем ему приобрели билет на родину. Маврикий покинул и капитан судна.
В дело вмешался и межународный профессиональный союз рыбаков. Оставшимся на «Seabird» морякам была оказана необходимая помощь. Экипажу предоставили бесплатного адвоката. Сейчас на судно доставляются питьевая вода, еда и топливо. Контролирует этот процесс посольство России. В свою очередь работодатель предложил каждому моряку по 4 тыс. долларов.
Ситуация складывается сложная. «Unicorp Trading Inc.» продолжает оттягивать время, обещая положенную людям зарплату, но на деле никаких подвижек нет.
Кроме того, существует опасность, что судовладелец вообще может исчезнуть с горизонта, такие случаи бывали неоднократно. Российская сторона не имеет права кардинально вмешаться в это дело, так как компания, которой принадлежит судно, официально зарегистрирована в Белизе.
По словам Ирины Орловой, камчатские рыбаки могут вернуться на родину в любой момент, но пока этого не делают. Люди боятся, что как только уедут с Маврикия, навсегда потеряют шансы получить от судовладельца заработанные деньги. Поэтому сейчас на борту остаются 7 человек. Недавно они вновь обратились в СМИ и сообщили о том, что их положение критическое: приходиться экономить горючее, поэтому «временами судно (на котором 108 тонн рыбопродукции) стоит обесточенным».
Экипаж «Seabird», попавший в беду, конечно, жаль. Неясно, правда, почему люди, после стольких месяцев молчания стали воздействовать на мировую общественность через Интернет, обвиняя в пассивности в том числе и камчатский профсоюз рыбаков. Очевидно, что у моряков всегда была возможность обратиться за помощью в отраслевой профсоюз. Трудно поверить и в то, что родственники рыбаков были не в курсе происходящего на Маврикии. Так почему же они ещё несколько месяцев назад не сообщили о происходящем в официальные органы?
— Крайне неприятно читать и слышать опубликованные заголовки «Рыбаков с Камчатки Родина бросила умирать в Индийском океане» и т.п. СМИ, прежде чем делать подобные заявления, следовало бы проверять, какова ситуация на самом деле, – говорит Ирина Орлова. – Как руководитель профсоюза рыбаков и комитета краевого парламента по социальной политике, на сегодня своей первоочередной задачей считаю проблему, которая стоит перед 12-ю ярусоловами. Хочу напомнить, что 500 членов экипажей судов камчатской компании «Акрос» — все члены профсоюза и законопослушные рыбаки — без своей вины простаивают без работы, люди потеряли заработок за год, не осваиваются водные биологические ресурсы. Они честно платили и платят налоги и поэтому главная наша задача, прежде всего, оказать помощь им.
Но это не значит, что мы оставим без внимания рыбаков, которые попали в сложную ситуацию в Маврикии. К сожалению, от них к нам пока не поступило официального обращения, и мы не можем вмешиваться в их отношения с работодателем — это правило, это закон. Если этим семерым членам экипажа на самом деле нужна наша помощь и недостаточно того, что оказывается российским посольством и международным профсоюзом, — хотя в данной ситуации, я полагаю, помощь оказана в полной мере, — то пусть обратятся к нам, и мы будем предпринимать какие-то меры.
Но главное, что я могу сейчас сделать для экипажа, – обратиться к работодателям, судовладельцам компании, – сообщила руководитель профсоюза рыбаков.
История с судном «Seabird» – не единственная в своём роде. Периодически рыбаки, в том числе и камчатские, оказываются брошенными своими работодателями за границей на произвол судьбы. Причина в том, что чаще всего трудоустройство в подобные компании «обстряпывается» по-быстрому. Людям обещают огромные и стабильные заработки и под «честное слово» их отправляют в далёкие рейсы. Договоры, в основном, подписываются не глядя. В результате, когда рыбаков «кидают», они даже не могут потребовать от работодателя всех заработанных ими средств.
Лидер рыбацких профсоюзов Камчатки Ирина Орлова в очередной раз предупреждает моряков остерегаться подобных авантюр:
— Заключая договор с той или иной фирмой, придите в крайком профсоюза. Здесь вам дадут бесплатную юридическую консультацию вне зависимости от того, являетесь вы членом профсоюза или нет.