Газета «Рыбак Камчатки»

Андрей Крайний: «Письмо рыбаков – ответ "серого" бизнеса на попытки его легализации»

Глава Росрыболовства Андрей Крайний расценил критику со стороны промысловых компаний и ассоциаций Сахалина как протест "серого" бизнеса против усилий властей по легализации рыбной отрасли. Об этом он заявил журналистам в рамках международной выставки European Seafood Exposition 2010.

Накануне сахалинские рыбаки обнародовали текст открытого письма, в котором потребовали отставки главы Росрыболовства, обвинив его и других чиновников ведомства в том, что они мешают развиваться прибрежному рыболовству на Сахалине. Авторы письма намерены направить его первому вице-премьеру РФ Виктору Зубкову, курирующему рыбную отрасль, полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе Виктору Ишаеву и губернатору Сахалинской области Александру Хорошавину (см. «РК» № 18, стр. 5).

На чистую воду

“Есть в рыбацком сообществе, и не только на Сахалине, те, кто не хочет легализации бизнеса. Речь идёт не только о браконьерстве, но и об уходе от налогов, занижении стоимости рыбы”, — сказал Крайний. Он отметил, что это не первое письмо: такая реакция “серого” бизнеса наблюдается всякий раз, когда власти начинают выводить его “на чистую воду”.

По его словам, когда вводили аукционы и закрепляли квоты на вылов на 10 лет, тоже было много недовольных как среди чиновников, так и среди рыбаков, поскольку без этих прозрачных механизмов им было проще “договариваться”.

Со своей стороны, сахалинские рыбаки утверждают в письме, что Росрыболовство “издаёт приказы, препятствующие проведению путины по сложившейся апробированной в области схеме”, а также “навязывает” несвойственную для Сахалина модель резервирования квот.

В письме также утверждается, что Росрыболовство не подписывает с владельцами частных рыбоводных заводов области договоры на искусственное воспроизводство лососёвых, поэтому выращенный малёк не может быть выпущен в естественную среду обитания. Промысловики считают, что этими и другими действиями “создаётся коррупционная схема и выводятся из-под налогообложения значительные объёмы вылова лососёвых”.

“Сахалин — это традиционный источник беспокойства. Компании, которые готовы поставлять оттуда свежую и охлаждённую рыбу в материковую часть (России – Прим.ред.), не могут её там купить. При этом мы знаем, что квоты там осваиваются полностью, и на базаре эта рыба есть. А если посмотреть их бухгалтерские балансы (промысловых компаний – Прим. ред.), то их обороты стремятся к нулю”, — сказал Крайний. Он объяснил это тем, что местные рыбаки предпочитают получать “кэш”, в то время как оптовики могут платить им только через банк.

Президент Ассоциации производителей и торговых компаний рыбного рынка Дмитрий Коцюбинский подтвердил журналистам, что крупным компаниям, которые “не могут работать по нелегальным схемам”, действительно тяжело работать на Сахалине. По его словам, это частично касается и Камчатки.

Ходка-сотка

Крайний напомнил, что именно с Сахалина идёт основной поток браконьерского краба в Японию и Корею. Несмотря на усилия властей, в том числе и на международном уровне, эта проблема остаётся нерешённой, признал руководитель Росрыболовства.

По его словам, в обиходе дальневосточных рыбаков распространено выражение “ходка-сотка”: это когда рыбаки за поставленное в японский или южнокорейский порт судно краба получают 100 тысяч долларов наличными.

До недавнего времени власти стран Азиатско-Тихоокеанского региона закрывали на это глаза, поскольку морепродукты там традиционно составляют основу рациона. Ситуация начала меняться год назад.

Соглашение по ННН-промыслу (незаконный, несообщаемый, нерегулируемый) с Южной Кореей уже подписано и будет ратифицировано в начале лета. По словам Крайнего, на корейских рынках камчатского краба уже стало значительно меньше, и цены на него выросли. Аналогичное соглашение сейчас готовится с Японией.

Два года на перелом ситуации

Власти уже не первый год пытаются “развернуть” отечественную рыбу на внутренний рынок, но бизнес зачастую не поддерживает усилия чиновников, поскольку ему это невыгодно.

По словам Крайнего, правительство будет переламывать эту ситуацию, постепенно повышая пошлины на вывоз необработанной рыбы и ввоз импортной рыбопродукции, одновременно снижая пошлины на ввоз сырья для консервных заводов РФ, которые сейчас простаивают.

По его мнению, понадобится не менее двух лет, чтобы таким образом смотивировать компании инвестировать в перерабатывающие мощности.

С востока на запад

В первую очередь это касается минтая, которого в России добывают больше всего (около 1,2 миллиона тонн в 2009 году) и 90 % которого напрямую уходит в Китай, а оттуда уже в виде филе (но после разморозки, что ухудшает его вкусовые качества) идёт в РФ и страны Европы. По словам Крайнего, в прямых поставках филе минтая из России, а не из Китая после двойной дефростации, заинтересованы и европейские компании. Об этом они второй год говорят на выставке в Брюсселе.

По оценкам экспертов, ёмкость европейского рынка — 400 тысяч тонн в год, и российские компании, если начнут производить филе, вполне могут его освоить. "Конечно, компаниям проще отрубить рыбе голову, заморозить её и отправить в Китай. Но мы всё-таки хотим, чтобы Россия ушла от звания “почётного поставщика сырья для Китайской Народной Республики”, – сказал Крайний.

При этом он не исключил, что рыбакам не понравятся планы ФАР по повышению экспортных пошлин на минтай, и они снова будут жаловаться Зубкову.

ОТ редакции:

Ответ шефа ФАР на критику со стороны сахалинцев можно было бы свести к фразе чеховского героя: “Этого не может быть, потому что не может быть никогда”. Голословно выглядит и неубедительно, и несолидно. А что думают по этому поводу сами рыбаки? Готовы опубликовать их мнения.

РИА “Новости”.

Газета "Рыбак Камчатки"