В соответствии с законодательством или вопреки?20 мая в Москве прошло заседание Совета ВАРПЭ. В обсуждении острых общеотраслевых вопросов к членам ассоциации присоединились представители комитетов Госдумы России, Совета Федерации и руководитель Росрыболовства. |
Поприсутствовав лишь на первой части заседания (в этот же день в Кремле проходило подписание соглашения между правительствами РФ и Республики Намибия о сотрудничестве в области рыбного хозяйства в рамках российско-намибийского саммита глав государств), Андрей Крайний успел принять участие в дискуссии по вопросу, получившему стремительное развитие в последние месяцы и принявшему попросту угрожающий характер для дальневосточных рыбаков, – проблеме реквизиции промысловых судов.
По словам вице-президента ВАРПЭ, президента АДМ Германа Зверева, последний пример с конфискацией по решению камчатского суда траулера Находкинской БАМР и всего судового оборудования в качестве наказания за «неотражение в журнале технологического учёта и в оперативной статистической отчётности произведённой продукции более 3 тонн мороженой минтаевой икры» – не единичный конфликт, а показатель серьёзной тенденции применения чрезмерного бремени административного наказания в административном судопроизводстве в сфере промышленного рыболовства.
Подробно обсудив «особенности» судебной практики в данной области, члены Всероссийской ассоциации решили принять предложения Ассоциации добытчиков минтая по подготовке специальных обращений в правительство РФ и Верховный суд РФ с просьбой дать разъяснения по справедливому порядку применения дополнительного наказания, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ в разных правовых ситуациях, обусловленных характером допущенного нарушения и степенью его значимости и опасности для государства, а также личностью нарушителя.
Как подчеркнул президент ВАРПЭ Юрий Кокорев, необходимо подготовить поправки в действующее законодательство, исключающие в дальнейшем возможность возложения чрезмерного бремени административного наказания в случаях, когда вменённое нарушение Правил рыболовства не причиняет вреда водным биоресурсам и не наносит имущественного ущерба государству. Возглавить процесс формирования законодательной инициативы, обеспечивающей справедливый подход к применению наказания в указанных случаях, предложено комиссии по национальной морской политике Совета федерации.
Руководитель ФАР полностью разделил подобную постановку вопроса: «Согласен, нельзя назвать правосудием деятельность, итогом которой становится вынесение наказания, не соответствующего нарушению. Это всё равно, что приговорить к расстрелу за переход улицы на красный свет», – сравнил Андрей Крайний. Таким образом, Росрыболовство согласилось поддержать обращение ВАРПЭ и дальнейшую деятельность комиссии Совета федерации в этом направлении и в кратчайшие сроки внести соответствующее постановление в Верховный суд РФ, а также провести необходимую работу над совершенствованием статьи закона.
Помимо этого глава отрасли ознакомил рыбаков с протоколом совещания, прошедшего в середине апреля в Мурманске под председателем премьер-министра Владимира Путина. В документ вошли все прозвучавшие по ходу обсуждения решения, в том числе о передаче контрольно-надзорных функций по осуществлению государственного ветеринарного контроля ВБР, о работе над изменением законодательства по отмене таможенного оформления при ввозе на территорию РФ уловов, добытых в российской ИЭЗ и континентальном шельфе, о проработке таких вопросов, как применение конечной ставки сборов за пользование ВБР, введение уведомительного порядка получения разрешений у пограничных органов и т.д.
Председатель правления Союза рыболовецких колхозов России Борис Блажко доложил о работе над поправками в Закон о рыболовстве. Наболевшие проблемы «прибрежки», рыболовства в научно-исследовательских целях, бербоут-чартерного флота, залога долей не перестают обсуждаться на всех уровнях власти и общественности, но, тем не менее, до сих пор остаются нерешёнными. Впрочем, как и непростой вопрос с реализацией рыбопродукции через товарные биржи, вокруг которого периодически разгорается нешуточный накал страстей, извечная тема передачи полномочий субъектам федерации и др.
Как отметил Герман Зверев, к числу подобных проблем законодательного характера, требующих усиленного контроля со стороны рыбацкой общественности, необходимо отнести и готовящуюся поправку к ст. 43, по сути, существенно меняющую правила ведения бизнеса. В частности, взамен нынешней формулировки предлагается вносить в реестр данные об уловах и производимой продукции, поставляемой на территорию РФ. Опасность заключается в том, что стратегия производственно-хозяйственной деятельности каждого предприятия строится, исходя из его возможностей и планов. Иными словами, каждый предприниматель сам определяет, какая схема работы и какое рыночное направление наиболее подходит его производству. Вмешательство и тем более навязывание определённых правил ведения бизнеса способно его разрушить.
Для более полной проработки предложенных поправок было принято решение до 15 июня 2010 г. членам Совета ВАРПЭ ещё раз провести анализ данных вопросов и направить свои предложения в исполнительный аппарат ассоциации с последующим внесением на окончательное рассмотрение Совета и общего годового собрания ВАРПЭ.
Заместитель председателя комиссии Совета федерации по национальной морской политике Борис Сорокин предложил рыбакам обратить внимание и на несовершенство применения в отношении рыбной отрасли льготных условий ведения хозяйственной деятельности, а именно – действие единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в отношении рыбохозяйственных предприятий. По его словам, нельзя мириться с существованием подобных «мёртвых» законов. Тем более, что и заинтересованными государственными структурами, и самими рыбаками была проделана огромная работа для того, чтобы этот льготный режим налогообложения был применён в отношении рыбной отрасли. Но в итоге всё было обставлено таким образом, что вновь введённая законодательная норма на деле так и не смогла заработать. Получается, что призывая хозяйственников к укрупнению производств, государство в итоге само же лишает этих крупных игроков рынка существенных льгот.
В данном случае успешный исход работы сенаторов по корректировке данной нормы налогового законодательства зависит от поддержки рыбацкой общественности и их активности в подготовке, прежде всего, технико-экономического обоснования эффективности перехода на данный режим налогообложения предприятий, численность работников которых не укладывается в ныне действующую норму «300 человек». Однако к работе необходимо отнестись серьёзно уже на первом этапе – при выборе научно-исследовательской организации для разработки ТЭО, которая пользовалась бы сегодня наибольшим авторитетом, прежде всего, у министерства финансов РФ, определяющего в итоге судьбу законопроекта.
Помимо этого на Совете были рассмотрены внутренние организационные вопросы ассоциации, а также определена дата проведения общего годового собрания членов ВАРПЭ – 27 июля 2010 г. Завершилось заседание награждением заслуженных членов ВАРПЭ грамотами Российского союза промышленников и предпринимателей, членами которого с недавних пор официально стали и представители руководства Всероссийской ассоциации.