Решение есть всегда, главное – выбрать верноеКрупным верфям, как иностранным, так и отечественным, интересны не единичные проекты, а серии. И здесь без поддержки государства не обойтись – ведь проекты стоимостью от 50 до 100 млн. евро, которые сегодня предлагаются рыбакам, не потянет ни одна компания. |
Пока разрабатывается концепция рыбопромыслового судостроения и ведутся дебаты о проектах, схемах софинансирования, возможностях отечественных верфей и прочих «квотах под киль», Преображенская база тралового флота самостоятельно приступила к реализации планов по строительству новых судов. Свою оценку условиям, в которых приходится осуществлять проекты по развитию компании, в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» дал председатель Совета директоров ОАО «ПБТФ» Сергей Саксин:
- В конце прошлого года, проанализировав экономическую ситуацию в ПБТФ, мы пришли к выводу, что тот флот, который находится в нашем распоряжении сегодня, требует полной модернизации либо отказа от его использования на тех видах промысла, которые мы практикуем. В итоге было принято решение о полном перевооружении флота и изменении стратегии добычи. Тем более что достаточно удачный опыт в этой области у нас уже был: в 2000 году ПБТФ было построено судно, последнее на постсоветском пространстве, типа БМТР – «Бухта Преображения». Мы решили перенацелить все мощности своей компании под данный проект. В итоге мы приобрели два корпуса на судостроительном заводе в Николаеве (бывший завод «Океан»), сейчас достраиваем один из них, и, надеюсь, что уже к концу этого года судно сможет выйти в море.
Несмотря на былые заслуги украинской судоверфи нельзя сказать, что условия строительства в Николаеве полностью устроили рыбаков. «При покупке мы рассчитывали на заявленную производителями готовность судов в объеме 75%. Фактически после дефектации нашего приобретения мы увидели, что готовность эта не превышает 50%. К тому же в течение последних 10 лет николаевский завод фактически не строил, а оставшиеся там специалисты – это люди достаточно преклонного возраста, молодежи просто нет. Негативно сказывается на производстве и низкий уровень зарплат на предприятии, большие накладные расходы. Все это приводит к слабой эффективности самого завода», – отметил глава компании.
У альтернативного варианта – строительства и модернизации судов на китайских заводах – тоже хватает недостатков. Попытки модернизации приобретенных преображенцами двух РКТС типа «Антарктида» в Китае продемонстрировали крайне низкую производительность азиатских верфей, связанную со сложным технологическим оборудованием судов. По словам Сергея Саксина, проблема заключается в том, что «крупным верфям, как иностранным, так и отечественным, не интересны единичные проекты, им нужны серии. А это возможно лишь при поддержке государства. Поэтому самый простой способ обновить флот – строить суда на государственные деньги с последующей передачей собственникам по лизинговой программе или какой-либо другой схеме, связанной с постепенным возмещением стоимости данного судна государству, включая проценты».
«На приемлемых условиях очень многие рыбопромышленники готовы были бы приступить к обновлению флота. Любые попытки принудительными мерами заставить рыбаков строить исключительно на отечественных верфях и только определенные проекты лишь потому, что они были разработаны российским инженерами, приведут к тому, что отток, в том числе финансовый, из рыбной отрасли только усилится», – уверен собеседник журнала.