Сердце капитанаОно не выдержало испытания нечестностью и безответственностью руководства рыбопромышленной фирмы, для которой он честно трудился, не жалея своего здоровья. |
В редакцию газеты «Рыбак Камчатки» пришел человек, до глубины души возмущенный безобразием и несправедливостью в отношении рыбаков, с чем он столкнулся впервые за долгие годы работы в рыбной отрасли.
Вся жизнь Александра Георгиевича Бахарева посвящена морю. Он окончил в 1974 году Петропавловск-Камчатское мореходное училище. Трудовую деятельность начал в знаменитом некогда УТРФ матросом, а после получения рабочего диплома был назначен 3-м помощником капитана. Работал 3-м, 2-м и старшим помощником капитана на промысловых судах типа СРТ и СРТМ. В 1983 году А.Г. Бахарев становится капитаном СРТМ «Расцвет», а затем в течение 7 лет возглавляет экипаж СТР «Каганск». Коллеги по тяжелому рыбацкому труду знают его как строгого и дисциплинированного, отлично подготовленного к промысловой деятельности капитана. Из года в год возглавляемый им экипаж «Каганска» в тяжелых условиях добивался выполнения и перевыполнения промысловых заданий.
Море подточило здоровье известного капитана и ему пришлось расстаться с морскими просторами. Но славное прошлое напомнило о себе. В прошлом году Александр Георгиевич работал диспетчером в агентирующей фирме «Край земли». Здесь его застал звонок из ООО «Рыболовная компания “Прибрежный лов”» – заместитель генерального директора Татьяна Евгеньевна Шевель предложила известному в прошлом капитану поработать в этой фирме: на РС-300 «Сокур» нужен был старпом. Она пообещала, что рейс намечается хороший, лимиты есть, заработки будут соответствующие. Проблем, говорила Т.Е. Шевель, не будет и с медкомиссией, которая не пускала А.Г. Бахарева в море после инфаркта.
Кто же откажется от хорошего заработка? Тем более что у Александра Георгевича есть шестилетняя дочурка. Можно ли ее достойно воспитать, получая ежемесячно в качестве диспетчера 7 500 руб.?
Уволившись из компании «Край земли», А.Г. Бахарев устроился старшим помощником на РС «Сокур». Уже при выходе на промысел в середине июля 2010 года должны были появиться определенные сомнения в честности выполнения обещаний руководством фирмы. Без документов медкомиссии из порта на борту «Сокура» вышел не только А.Г. Бахарев, но и повар Н.И. Легенько. Вместо некоторых моряков, включенных в судовую роль, ушли в море другие люди. По сведениям А.Г. Бахарева, на два принадлежащих компании судна (РСы «Сокур» и «Песчаный») имелся лишь один комплект гидрокостюмов, который передавался с судна на судно при необходимости предъявить его инспекторам. Для 12 человек, выходивших в рейс, на судно привезли 14 рулонов туалетной бумаги и 7 комплектов сапог и рыбацких роб. Продуктов было только на неделю. Руководство фирмы обещало: «Придете в экспедицию – вам там дадут». Естественно, в экспедиции никто ничего не давал: «Надо было в порту брать».
Рейс тоже оказался тяжелым. Малоопытный, первый раз вышедший на промысел, капитан не слушался советов опытнейшего старпома, и вылов был низким, хотя у работавших рядом с «Сокуром» судов промысел шел нормально.
Из-за отсутствия на судне необходимых продуктов питания, орудий лова, спецодежды рыбаки с «Сокура» стали разбегаться. Кому-то жены переслали деньги, и они отправились домой на самолете, другие добирались на попутных судах. С судна ушли штурман и механик. Во время промысла взамен уехавших не раз пришлось принимать людей даже с просроченными квалификационными документами, а то и вовсе без них.
Подал заявление о списании и А.Г. Бахарев. Но руководство фирмы, сменив капитана, убеждало Александра Георгиевича возглавить судно. К этому времени на «Сокуре» осталось только 7 человек, и судно из-за недостатка экипажа отстаивалось на якоре в бухтах Карага и Оссора. Вновь А.Г. Бахарев поверил обещаниям пополнить экипаж, привезти судовое снабжение и 9 сентября стал капитаном «Сокура».
Но к промыслу не по вине капитана удалось приступить только 21 сентября, когда экипаж был доведен до 12 человек. Капитану вместе с новым старпомом было тяжело – штурмана не было, и пришлось на мостике стоять вахты по 12 часов.
Переживания, связанные с такой «работой», привели к тому, что 7 октября у А.Г. Бахарева не выдержало сердце – с приступом на машине «скорой помощи» он был доставлен в центральную районную больницу поселка Оссора. Вот здесь и проявилось полнейшее равнодушие хозяев фирмы к моряку, практически выброшенному «за борт». В тот же день по указанию руководства фирмы ООО «Рыболовецкая компания “Прибрежный лов”» капитаном был назначен старпом. А судно снялось в Петропавловск, даже не выяснив состояния здоровья своего теперь уже бывшего капитана. 21 октября, выписавшись из больницы, Александр Георгиевич оказался без денег и документов (они ушли в Петропавловск вместе с судном), в легкой ветровке и летних кроссовках, хотя на улице уже лежал снег. В такое же положение попал и повар Н.И. Легенько, чуть ранее тоже очутившийся на больничной койке в Оссоре с приступом мочекаменной болезни.
А.Г. Бахарев смог найти попутный приморский пароход, на борту которого добрался до Петропавловска. С трудом нашел офис фирмы, которая его бросила на произвол судьбы – она успела сменить адрес и расположиться чуть не в подсобке какого-то пивного бара на Северо-Востоке. Сюда А.Г. Бахарев принес больничный лист, выданный в Оссоре. Но когда он заговорил о деньгах, которые были положены за работу старпомом и капитаном, ему только рассмеялись в лицо.
Многие моряки и с «Сокура», и с оказавшегося в таком же положении РС «Песчаный», рассказал А.Г. Бахарев, махнули рукой на все. Он же решил добиваться правды и обратился в прокуратуру Петропавловска и Госинспекцию труда в Камчатском крае. 21 декабря из Госинспекции труда пришел ответ, в котором сообщалось о проверке в ООО «РК “Прибрежный лов”», проведенной по обращению А.Г. Бахарева. Инспекторы выяснили, что согласно бухгалтерским документам зарплата к выплате за июль составила 3 094 руб., за август – 8 422 руб., за сентябрь – 8 711 руб., за октябрь – 1 658 руб. (всего – 23 813 руб.). И это зарплата старшего помощника и капитана? Кажется, уборщицы и то больше получают. Начисление пособия по временной нетрудоспособности не производилось.
По результатам проверки Госинспекция труда «погрозила пальчиком» – перед генеральным директором А.Н. Шевель поставлен вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц фирмы, допустивших нарушение требований законодательства о труде и выдано предписание «впредь не нарушать» нормы трудового законодательства.
Но и эти деньги, обязанность выплатить которые подтвердила в ходе проверки Госинспекция труда, А.Г. Бахарев не может получить до сих пор. В прокуратуре и Госинспекции труда, куда он снова обратился, ограничиваются письмами, показывая полное бессилие. Так, 18 февраля прокуратура Петропавловска сообщила А.Г. Бахареву, что направила заявление о выдаче судебного приказа о взыскании начисленной, но не выплаченной зарплаты. Госинспекция труда после повторного обращения капитана потребовала от фирмы до 4 апреля выплатить причитающиеся ему деньги, а также рассказала, что на генерального директора ООО «РК “Прибрежный лов”» заведено административное дело за невыполнение предписания должностного лица. Тем временем хозяева фирмы ездят на джипах и продолжают смеяться в лицо человеку, который не может прилично одеть свою маленькую дочь и позволить себе пойти с ней в кино или театр. Да и лечение требует немало денег.
Более того – при устройстве на новую работу (снова диспетчером, теперь на судоверфи) выяснилось, что в трудовой книжке есть запись о том, что А.Г. Бахарев уволен из ООО «РК “Прибрежный лов”» по пункту 6 статьи 81 Трудового кодекса «за одноразовое грубое нарушение трудовых обязанностей». Проконсультировавшись с юристами, А.Г. Бахарев выяснил, что за этой формулировкой кроется «прогул». Можно ли это расценивать иначе, чем как плевок в лицо ветерану труда, награжденному знаком «За безаварийную работу» в течение 15 лет и имеющему личную благодарность губернатора Камчатской области В.А. Бирюкова за безвозмездную доставку гуманитарной помощи от жителей штата Вашингтон (США)? К тому же у А.Г. Бахарева есть доказательства того, что он не «прогуливал», а лечился в больнице.
Мы надеемся, что рассказ Александра Григорьевича поможет всем избежать тех же ошибок и не попасться на крючок «деловых людей», которые думают только о своем кошельке и готовы зарабатывать деньги, экономя на всем – продуктах, средствах спасения, честности. И хотим, чтобы контролирующие органы все же помогли А.Г. Бахареву добиться справедливости. Или ООО «РК “Прибрежный лов”» простит капитану свои долги, обанкротившись (Арбитражным судом в отношении фирмы введена процедура наблюдения в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкростве)»?